Дело № 2а-916/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 года г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Второвой Н.Н.,
при секретаре Гусельниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла административное дело по административному иску Гребенюк Алексея Юрьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Орловской области, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Орловской области о признании недействительными решений по начислению страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование, штрафов и пени, возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование, штрафов и пени,
УСТАНОВИЛ:
Гребенюк А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ –УПФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)), Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Орловской области (Межрайонная ИФНС России №8 по Орловской области) о признании незаконными решений по начислению страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование, штрафов и пени, возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование, штрафов и пени.
В обоснование заявленного требования, указав, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 12.10.2012 г. и осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли до 27.11.2013 г. Затем он был арестован и заключен под стражу, на основании приговора суда он с 26.05.2015 года и по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области. С момента его задержания он не осуществляет предпринимательскую деятельность. В принятии заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя его представителю Гребенюку Ю.В. сотрудниками нотариальных структур было отказано.
Поскольку он с ноября 2013 года был арестован и содержался под стражей, он не имел физической возможности заниматься предпринимательской деятельностью, оформить документы по прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, отчитываться перед ГУ УПФ РФ и налоговыми органами, то просил суд отменить решения пенсионного фонда и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области по начислению страховых взносов в ПФ РФ и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, штрафов и пени за период с 27.11.2013 г., восстановить его нарушенные права, вернув ему денежные средства, списанные с его лицевых счетов.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Орловской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Орловской области).
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял административные исковые требования, окончательно просил суд признать постановления ГУ –УПФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (номер обезличен) от 25.04.2016г., (номер обезличен) от 15.09.2016г., (номер обезличен) от 15.09.2016г., (номер обезличен) от 02.09.2015г. недействительными, обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) принять решение о возврате взысканных страховых вносов и пеней по данным постановлениям.
В судебном заседании истец по средствам видеоконференцсвязи поддержал уточненные административные исковые требования, просил суд признать постановления ГУ –УПФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (номер обезличен) от 25.04.2016г., (номер обезличен) от 15.09.2016г., (номер обезличен) от 15.09.2016г., (номер обезличен) от 02.09.2015г. недействительными, обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) принять решение о возврате взысканных страховых вносов и пеней по данным постановлениям по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Суду пояснил, что с момента его задержания с 2013г. по настоящее время он не имел возможности заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку находится в местах лишения свободы по приговору суда. Им была предпринята попытка по подаче заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя через представителя, однако данные документы налоговым органом приняты не были. Только в 2017г. на основании его заявления была прекращена его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Аверичев С.Н. исковые требования не признал, суду пояснил, что обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в данном качестве. Следовательно, ИП Гребенюк Алексей Юрьевич обязан был своевременно уплачивать страховые взносы за период с 12.10.2012 г. по 30.05.2017 г.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности, получения дохода, а также обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу Закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Заявительной является и процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 г. № 205 и Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, Гребенюк Алексей Юрьевич, находясь в учреждении исполнения наказания, не ограничен в своих гражданских правах и при наличии заинтересованности мог бы прекратить свою предпринимательскую деятельность.
Согласно п. 5.1 ст. 84 Налогового кодекса РФ заявление о снятии с учета в налоговом органе могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом.
Административным истцом не представлены доказательства совершения действий, направленных на прекращение предпринимательской деятельности.
По указанным основаниям просил суд в удовлетворении требований административного истца об отмене постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов о признании незаконными действий по удержанию денежных средств отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика Межрайонная ИФНС России № 8 по Орловской области, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, не заявлял.
В предыдущем судебном заседании представитель по доверенности Леонова Т.А. пояснила, что с 12.10.2012 года по 30.05.2017 год Гребенюк А.Ю. осуществлял предпринимательскую деятельность.
На основании решения (номер обезличен) от 24.04.2018 года о списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и задолженности по соответствующим пеням, с Гребенюк А.Ю. было списано по начисленным фиксированным платежам в размере 262 348,53 руб. (в него входят 2014 г.- 121 299,36 руб., 2015 г. – 130 275,60 руб., 2016 г. – 107 73,57 руб.), а так же пеня в размере 41 867,07 руб. Общая сумма списания составляет 304 215,60 руб. Исходя из заявленных требований, по решению налогового органа была списана только сумма сверхфиксированного платежа по постановлению от 15.09.2016 г. – 135 331 руб. 68 коп., к остальным взысканным суммам по постановлениям пенсионного органа, заявленным в данном исковом заявлении, амнистия применена не была.
Поскольку на налоговые органы только с 1 января 2017 года возложена обязанность по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование, то по спорным периодам, заявленным в исковом заявлении, они являются ненадлежащими ответчиками.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель ответчика Межрайонная ИФНС России № 9 по Орловской области по доверенности Рева О.С. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, поскольку данным спором их права не затрагиваются. Они на основании заявления Гребенюк А.Ю. о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, внесли сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные по делу, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в период спорных правоотношений регулировались Законом N 212-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Частями 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.
Статьей 14 Закона N 212-ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Таким образом, принудительный порядок взыскания страховых взносов осуществляется, в том числе, в отношении индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве таковых с целью осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее – Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ) с 01.01.2017 г. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу.
С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен ст. 22.3 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Пункт ..............
В судебном заседании установлено, что Гребенюк А.Ю. в период с 12.10.2012г. по 30.05.2017г. являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
На основании его заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, направленного почтовым отправлением из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, были внесены сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении индивидуальным предпринимателем Гребенюк А.Ю. деятельности в связи с принятием им соответствующего решения.
и пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ),
В связи с чем, в период регистрации Гребенюк А.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя, ему пенсионным органом производились начисления страховых взносов, которые подлежали уплате в соответствующий бюджет.
Поскольку истец Гребенюк А.Ю. не производил оплату страховых взносов, то ему Управлением Пенсионного фонда по г.Орлу и Орловскому району Орловской области были выставлены требования, в том числе (исходя из заявленных исковых требований): требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (номер обезличен) от 19.04.2016г. на сумму 2615,12руб. (т.1 л.д. 10-11), требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (номер обезличен) от 19.04.2016г. на сумму 23 159,26руб. (т.1 л.д. 14-15), требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (номер обезличен) от 19.04.2016г. на сумму 135 331руб. (т.1 л.д. 16-17), требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (номер обезличен) от 19.01.2015г. на сумму 21 353,20руб. (т. 1 л.д. 18)
В связи с неисполнением Гребенюк А.Ю. требований в добровольном порядке Управлением были вынесены постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам (номер обезличен) от 15.09.2016 на сумму 25774,38руб., (номер обезличен) на от 15.09.2016 сумму 135 331,68руб. (сверхфиксированный размер за 2015г.) и (номер обезличен) от 02.09.2015г. на сумму 21 353,20руб.
На основании постановлений Управления пенсионного фонда были возбуждены исполнительные производства, так, на основании постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 15.09.2016 (номер обезличен) на сумму 25774,38руб. было возбуждено исполнительное производство Орловским РОСП УФССП России по Орловской области (номер обезличен), по которому в период принудительного исполнения с Гребенюк А.Ю. было удержано 10312,09руб.;
на основании постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 15.09.2016 (номер обезличен) на сумму 135331,68руб. было возбуждено исполнительное производство Орловским РОСП УФССП России по Орловской области (номер обезличен)-ИП, по которому в период принудительного исполнения с Гребенюк А.Ю. было удержано 5471,78руб.;
на основании постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 02.09.2015 (номер обезличен) на сумму 21353,20руб. было возбуждено исполнительное производство Орловским РОСП УФССП России по Орловской области (номер обезличен), по которому в период принудительного исполнения с Гребенюк А.Ю. было удержано 10 872,65руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлениями судебного пристава-исполнителя Орловского РОСП УФССП России по Орловской области о возбуждении исполнительных производств и о распределении денежных средств (т.1 л.д. 144-105)
Истец, обращаясь в суд с данным административным исковым заявлением, указал, что ответчиком незаконно производились начисления страховых взносов в период с ноября 2013г. по 2015г. (исходя из объем оспариваемых постановлений), поскольку в данный период он находился в местах лишения свободы и не осуществлял предпринимательскую деятельность по независящим от него обстоятельствам, в связи с чем, просил признать незаконными постановления ГУ –УПФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (номер обезличен) от 25.04.2016г., (номер обезличен) от 15.09.2016г., (номер обезличен) от 15.09.2016г., (номер обезличен) от 02.09.2015г. о начислении ему страховых взносов, штрафов и пени.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.04.2005 N 164-О, процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя, как и процедура государственной регистрации, носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Вместе с тем, в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 213-О указано, что, если индивидуальный предприниматель при фактическом прекращении предпринимательской деятельности в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. При этом суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом статья 28 Закона N 167-ФЗ не препятствует суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Аналогичная позиция изложена и в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Закона N 167-ФЗ". Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Суды, рассматривая споры, связанные со взысканием с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должны ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.
При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Таким образом, из приведенных разъяснений следует, что лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов, и указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, не позволяющими предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности.
В судебном заседании установлено, что Гребенюк А.Ю. в период с 27.11.2013 по настоящее время находится в местах лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области.
Недоимка по страховым взносам и пени, которую оспаривает истец в данном исковом заявлении, образовалась за период с 2014 по 2015 год, то есть в период, когда истец отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем, в данный период в силу непреодолимых обстоятельств он не мог осуществлять предпринимательскую деятельность и в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, в связи с чем обязанности по уплате страховых взносов за период с 2014 по 2015 год у него не имеется.
По указанным основаниям не принимается во внимание довод административного ответчика о том, что Гребенюк А.Ю., находясь в учреждении исполнения наказания, не ограничен в своих гражданских правах и при наличии заинтересованности мог бы прекратить свою предпринимательскую деятельность.
В связи чем, суд признает нахождение Гребенюка А.Ю. в местах лишения свободы обстоятельством исключительного (экстраординарного) характера, поскольку нахождение в местах лишения свободы не позволило ему осуществлять предпринимательскую деятельность и в установленном порядке своевременно прекратить статус индивидуального предпринимателя, следовательно, в указанный период у истца не имелось предусмотренной п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ обязанности уплачивать страховые взносы, и признает постановления ГУ –УПФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (номер обезличен) от 15.09.2016г., (номер обезличен) от 15.09.2016г. и (номер обезличен) от 02.09.2015г. недействительными.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Решение о возврате) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года принимается соответствующими органами Пенсионного фонда
Поскольку с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов, установленных главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляют налоговые органы, возврат излишне удержанных страховых взносов и пеней производится налоговым органом.
В связи с изложенным, обеспечивая исполнение возврата взысканных с истца страховых взносов, на ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) следует возложить обязанность вынести решение о возврате Гребенюк А.Ю. взысканных страховых вносов и пеней по постановлению (номер обезличен) в размере 10 312,09руб.; по постановлению (номер обезличен) в размере 5 471,78руб.; по постановлению (номер обезличен) в размере 10 872,65руб., а на инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Орлу – произвести Гребенюк А.Ю. возврат удержанных страховых взносов и пени по данным постановлениям.
Более того, на основании решения налоговой инспекции (номер обезличен) от 24.04.2018 года о списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и задолженности по соответствующим пеням, с Гребенюк А.Ю. было списано по начисленным фиксированным платежам в размере 262 348,53 руб. (куда входят 2014 г.- 121 299,36 руб., 2015 г. – 130 275,60 руб., 2016 г. – 107 73,57 руб.), а так же пеня в размере 41 867,07 руб., общая сумма списания составляет 304 215,60 руб. В том числе по решению налогового органа была списана сумма сверхфиксированного платежа, взысканная по постановлению (номер обезличен) от 15.09.2016 г. в размере 135 331 руб. 68 коп.
При этом оснований для признания постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам (номер обезличен) от 25.04.2016 на сумму 17211,20руб. недействительным не имеется, поскольку данное постановление вынесено в отношении Гребенюк Юрия Викторовича, а не в отношении административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Суд, принимая во внимание, что исковые требования административного истца были удовлетворены, то с ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу истца подлежит взысканию оплаченная им государственная пошлина при подаче иска в размере 300руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гребенюк Алексея Юрьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное), Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Орловской области, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Орловской области о признании недействительными решений по начислению страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование, штрафов и пени, возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование, штрафов и пени – удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о взыскании страховых взносов, пени и штрафов (номер обезличен) от 15.09.2016г.
Признать незаконным постановление Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о взыскании страховых взносов, пени и штрафов (номер обезличен) от 15.09.2016г.
Признать незаконным постановление Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о взыскании страховых взносов, пени и штрафов (номер обезличен) от 02.09.2015г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) принять решение о возврате Гребенюк А.Ю. взысканных страховых вносов и пеней по постановлению (номер обезличен) от 15.09.2016г. в размере 10 312,09руб.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) принять решение о возврате Гребенюк А.Ю. взысканных страховых вносов и пеней по постановлению (номер обезличен) от 15.09.2016г. в размере 5 471,78руб.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) принять решение о возврате Гребенюк А.Ю. взысканных страховых вносов и пеней по постановлению (номер обезличен) от 02.09.2015г. в размере 10 872,65руб.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Гребенюк Алексея Юрьевича государственную пошлину в размере 300руб.
В удовлетворении остальных исковых требований Гребенюк А.Ю. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 18 августа 2018 года.
Судья Н.Н.Второва