НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заводской районного суда г. Орла (Орловская область) от 05.05.2022 № 2-1083/2022

Дело (УИД) 57RS0022-01-2022-000790-84

Производство № 2-1083/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2022 года г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Соловьевой З.А.,

с участием истца Храмовской Т.И.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области – Аверичева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Белокопытовой Ю.П.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Храмовской ФИО11 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Храмовская ФИО12 (далее – Храмовская Т.И., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ГУ – ОПФ РФ по Орловской области, ответчик) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ей было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт ее работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Отказ ответчика в назначении пенсии считает неправомерным, поскольку в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) проходила практику в СПК «Протасовский», расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

С учетом уточнения требований просила установить факт работы и проживания в (адрес обезличен) в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), признать за ней право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 год, обязать ответчика назначить ей пенсию с (дата обезличена).

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель ГУ - ОПФР по Орловской области по доверенности Аверичев С.Н. исковые требования не признал, по обстоятельствам, указанным в отказе.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. № 237-р действовавшем до (дата обезличена), указан населенный пункт – (адрес обезличен), как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Истец ФИО1 (до брака ФИО4) родилась (дата обезличена) в д.(адрес обезличен) Орловской области.

(дата обезличена) истец вступила в брак с ФИО2 и ей была присвоена фамилия ФИО10.

(дата обезличена) истец обратилась в ГУ - ОПФ РФ по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением (номер обезличен) от (дата обезличена) ГУ - ОПФ РФ по Орловской области ФИО1 отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В решении указано, что из архивных документов усматривается, факт начисления истцу заработной платы только в апреле 1986. Определить период работы во время прохождения производственной практики на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не представляется возможным. В учредительных документах указано, что СПК «Протасовский» располагался по адресу(адрес обезличен), который не предусмотрен перечнем.

Не согласившись с указанным решением истец обратилась в суд.

При рассмотрении дела установлено следующее, что ФИО4 с (дата обезличена) обучалась в Орловском сельскохозяйственном техникуме. Диплом выдан (дата обезличена)

Согласно выписи из приказа (номер обезличен) от (дата обезличена) ФГБОУВО «Орловский государственный аграрный университет имени ФИО7 следует, что в соответствии с учебным планом командированы учащиеся 3 курса бухгалтерского отделения для прохождения производственной практики по бухгалтерскому учету с (дата обезличена). сроком на 60 дней в следующие колхозы и совхозы области: группа Б-32 ФИО4 Татьяну Ивановну (адрес обезличен)

Из архивной справки Отдела культуры и архивного дела Администрации ФИО3(адрес обезличен) Орловской области (номер обезличен)-Х от (дата обезличена) следует, что в архивном фонде Сельскохозяйственного производственного кооператива «Протасовский» ФИО3(адрес обезличен) Орловской области (СПК «Протасовский» в книге приказов по личному составу совхоза «Протасовский» имеются следующие сведения, подтверждающие трудовой стаж ФИО1: «Приказ (номер обезличен) от (дата обезличена)…Параграф 4.1 Принять для прохождения производственной практики учащихся Орловского СХТ т.ФИО4 и… в бухгалтерию совхоза бухгалтерами-практикантами с (дата обезличена) по (дата обезличена) года…»

Из архивной справки Отдела культуры и архивного дела Администрации ФИО3(адрес обезличен) Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена) дополнительно сообщили, что в книге приказов по личному составу совхоза «Протасовский» ФИО3(адрес обезличен) Орловской области за (дата обезличена) других лиц с фамилией инициалами ФИО4 не обнаружено. Дата рождения ФИО4 не указаны. Документы подтверждающие место расположения организации СПК «Протасовский» в зоне со льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в документальных материалах муниципального архива ФИО3(адрес обезличен) Орловской области не обнаружено.

Согласно архивной справки Отдела культуры и архивного дела Администрации ФИО3(адрес обезличен) Орловской области (номер обезличен)-Х от (дата обезличена) следует, что в архивном фонде Сельскохозяйственного производственного кооператива «Протасовский» ФИО3(адрес обезличен) Орловской области (СПК «Протасовский» в лицевом счете работников совхоза «Протасовский» ФИО3(адрес обезличен) Орловской области значится ФИО4 (так в документе), получала заработную плату в следующих размерах: (дата обезличена) январь-нет л/с, февраль-нет л/с, март-нет л/с, апрель-3-15, май-нет з/п, июнь-нет з/п, июль-нет з/п, август-нет з/п, сентябрь-нет з/п, октябрь-нет з/п, ноябрь-нет з/п, декабрь-нет з/п.

На основании Устава КП «Протасовское», утвержденного общим собранием (конференцией) трудового коллектива, протокола собрания (номер обезличен) от (дата обезличена) следует, что адрес предприятия является: (адрес обезличен)

В п.1.1 Устава указано, что коллективное предприятие «Протасовское» создано на базе с-за «Протасовский».

Согласно справке Администрации Подгородненского сельского поселения ФИО3(адрес обезличен) Орловской области следует, что административное здание совхоза «Протасовский», созданного (дата обезличена) за счет разукрупнения совхоза «Тиняковский», затем реорганизованного (дата обезличена) в СПК «Протасовский», в период с (дата обезличена) находилось в (адрес обезличен). В административном здании располагался кабинет руководителя, бухгалтерия, кабинет экономиста.

Факт нахождения совхоза «Протасовский» в (адрес обезличен) также подтверждается Проектом планировки и застройки центральной усадьбы Новая Стройка совхоза «Протасовский» ФИО3(адрес обезличен) Орловской области(дата обезличена)

Согласно справке Администрации Подгородненского сельского поселения (адрес обезличен) следует, что (адрес обезличен) с (дата обезличена) по (дата обезличена) находился на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Свидетель ФИО8 пояснила, что совместно с истцом обучалась в техникуме. В марте (дата обезличена) года ее и истца направили на производственную практику в совхоз «Протасовский», расположенный в (адрес обезличен)(адрес обезличен). На практике они были два месяца. Во время производственной практики, они работали в совхозе «Протасовский» в бухгалтерии, также перебирали картошку за что им заплатили заработную плату. Также пояснила, что в указанный период времени она и истец проживали на квартире у бабушки в (адрес обезличен)

Оценив представленные суду доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, об установлении факта проживания и работы истца в период прохождения производственной практики с (дата обезличена) по (дата обезличена) в совхозе «Протасовский», расположенном в (адрес обезличен). Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе показаниями свидетелей, не доверять которым у суда нет оснований, и письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 1 (один) год.

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истец необходимого возраста достигла (дата обезличена), а к ответчику с заявлением обратилась (дата обезличена), суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения права, то есть с (дата обезличена)

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Храмовской ФИО13 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости – удовлетворить.

Установить факт проживания и работы Храмовской ФИО14 в период прохождения производственной практики с (дата обезличена) по (дата обезличена) в совхозе «Протасовский», расположенном в (адрес обезличен)

Признать за Храмовской ФИО15 право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 (один) года.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить Храмовской ФИО16 выплату пенсии с (дата обезличена).

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Селютиной Храмовской ФИО17 расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 11 мая 2022 года.

Судья З.А. Соловьева