НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область) от 09.06.2022 № 2А-1492/2022

Дело № 2а-1492/2022; УИД: 42RS0005-01-2022-002277-03

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Заводский районный суд города Кемерово

в составе: председательствующего- судьи Бобрышевой Н.В.

при секретаре- Казанцевой К.В.

с участием представителя административного истца- Опариной А.А.,

административного ответчика- Назарова Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

09 июня 2022 года

административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области-Кузбассу к Назарову Николаю Петровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец- Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области-Кузбассу (далее- МИФНС № 15) с учетом уточнения требований обратился в суд с административным иском к Назарову Н.П. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.

Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации Назаров Н.П. является плательщиком транспортного налога.

По сведениям, представленным <данные изъяты>, Назаров Н.П. в <данные изъяты> имел зарегистрированное на свое имя транспортное средство: <данные изъяты>, налоговая база- 141.00, налоговая ставка- 14.00, количество месяцев владения в году- 12/12, сумма налога к уплате 1974 рубля.

В установленный ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в указанном размере.

Согласно ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Требования по уплате налога и пени в установленный срок исполнены не были, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> начислена пеня на сумму задолженности по транспортному налогу в сумме 21,81 рублей.

<данные изъяты> МИФНС № 15 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. <данные изъяты> судебный приказ от <данные изъяты> отменен.

На основании изложенного с учетом уточнения требований административный истец просил взыскать с Назарова Н.П. задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> в сумме 1974 рубля, пени по транспортному налогу в сумме 21,81 рублей.

Представитель административного истца- Опарина А.А., действующая на основании доверенности от <данные изъяты>, в судебном заседании уточненные исковые требования в последней редакции поддержала просила их удовлетворить, пояснила, что ответчик Назаров Н.П. обратился с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога, льгота была ему предоставлена, начиная с <данные изъяты>, в связи с тем, что он является пенсионером с <данные изъяты>, так как решением Совета Адвокатской палаты Кемеровской области от <данные изъяты> прекращен статус адвоката Назарова Н.П., считает, что назначение с <данные изъяты> ответчику пенсии по выслуге лет не является основанием для предоставления льготы по уплате транспортного налога, поскольку такое основание как пенсионер «по выслуге лет» не предусмотрено п. 6.2 ст. 6 Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 года № 95-ОЗ «О транспортном налоге», согласно данному закону льгота может быть предоставлена только пенсионерам, получающим трудовую пенсию по старости и инвалидности (I и II группа).

Административный ответчик Назаров Н.П. исковые требования с учетом их уточнения не признал, возражал против их удовлетворения, считает, что в соответствии с его заявлением МИФНС № 15 должна быть предоставлена льгота по транспортному налогу, в том числе и за <данные изъяты>, в связи с тем, что он получает трудовую пенсию по старости с <данные изъяты>. Условия назначения трудовой пенсии по старости (льготные условия) не могут служить основанием для отказа налоговым органом в предоставлении льготы по транспортному налогу.

Выслушав пояснения административного истца и административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее- контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в числе прочего, обязаны уплачивать законно установленные налоги, предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог исчисляется на основании данных органов осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества или транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, расположенных на подведомственной им территории, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

В соответствии с п.п. 7 и 9 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике.

В соответствии с п. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе- транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей, т.е. мощность двигателя, умноженная на налоговую ставку, пропорционально количеству месяцев владения транспортным средством в налоговом периоде.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 года № 95-ОЗ «О транспортном налоге» физические лица уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность платить налоги- это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года № 381-О-П).

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Назаров Н.П. является плательщиком транспортного налога.

Согласно сведениям, полученным административным истцом из органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, в <данные изъяты> Назаров Н.П. являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, налоговая база- 141.00, налоговая ставка- 14.00, количество месяцев владения в году- 12/12.

Для расчета транспортного налога применяются налоговые ставки на основании ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 года № 95-ОЗ «О транспортном налоге».

На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по городу Кемерово был начислен транспортный налог за <данные изъяты> в сумме 1974 рубля.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании п.п. 1, 2 и 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В порядке п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> об оплате указанного налога (л.д. 15).

Обязанность по уплате транспортного налога Назаровым Н.П. не была исполнена, в связи с чем, на основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС № 15 в адрес налогоплательщика направлено требование <данные изъяты> от <данные изъяты> об уплате транспортного налога за <данные изъяты>, установлен срок для добровольного исполнения до <данные изъяты> (л.д. 17, 18).

Указанное требование административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения в пределах сроков, установленных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был отменен в связи с поступившими от Назарова Н.П. возражениями.

Согласно представленному административным истцом расчету с учетом уточнения, задолженность по уплате транспортного налога за налоговый период с <данные изъяты> по <данные изъяты> составляет 1974 рубля, которая до настоящего времени не погашена. Расчет задолженности по транспортному налогу судом проверен, признан верным.

На основании п.п. 3 и 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как усматривается из уточненного расчета пени, ее сумма по транспортному налогу за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> составляет 21,81 рублей.

Доказательств отсутствия задолженности в указанном размере, а также альтернативный расчет задолженности ответчиком не представлен.

Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимание доводы административного ответчика о том, что как пенсионер по старости он имеет право на предоставление льготы по транспортному налогу за <данные изъяты>.

Так, в соответствии со ст. 356 Налогового кодекса российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе- налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В силу п. 6.2 Закона Кемеровской области от 28 ноября 2002 года № 95-ОЗ «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога освобождаются:

пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости, если исчисленная сумма транспортного налога равна или менее 2100 рублей. Льгота предоставляется в отношении только одного транспортного средства из следующих категорий транспортных средств: автомобили легковые с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно. В случае, если исчисленная сумма транспортного налога более 2100 рублей, то исчисленная сумма транспортного налога снижается на 2100 рублей. При наличии у налогоплательщика, имеющего право на льготу в соответствии с настоящим подпунктом, двух и более транспортных средств льгота предоставляется на транспортное средство с максимальной исчисленной суммой налога;

физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 года, если исчисленная сумма транспортного налога равна или менее 2100 рублей. Льгота предоставляется в отношении только одного транспортного средства из категорий транспортных средств, указанных в подпункте 1 настоящей статьи. В случае, если исчисленная сумма транспортного налога более 2100 рублей, то исчисленная сумма транспортного налога снижается на 2100 рублей.

Из указанных положений Закона следует, что для использования льготы физическое лицо, признаваемое плательщиком транспортного налога, должно представить в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства письменное заявление, в котором должно быть указано льготируемое транспортное средство, выбранное налогоплательщиком, а также документы, подтверждающие право на льготу, на основании которых налоговый орган должен принять решение о предоставлении льготы и ее размере.

Такое заявление было подано Назаровым Н.П. в налоговый орган с предоставлением необходимых документов, в том числе удостоверения пенсионера по линии МВД РФ (пенсия назначена <данные изъяты>) (л.д. 66).

Однако, как следует из сообщения МИФНС № 15 от <данные изъяты>, на обращение ответчика Назарова Н.П. от <данные изъяты> в предоставлении льготы по транспортному налогу в соответствие с пп. <данные изъяты> Закона Кемеровской области от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О транспортном налоге» отказано, в связи тем, что пенсия по старости ему назначена с <данные изъяты>, льгота пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет не предусмотрена.

Вместе с тем, право административного ответчика на пенсию, в том числе и на льготных условиях предусмотрено специальным законом- Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей».

Такое право было признано за Назаровым Н.П. пенсионным органом МВД РФ, о чем ему выдано пенсионное удостоверение, пенсия назначена с <данные изъяты>, в связи с чем, Назаров Н.П. имеет право на получение льготы.

Данная позиция изложена в том числе в разъяснительном письме Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по кемеровской области от 01 марта 2004 года «О транспортном налоге».

Учитывая, что Назаров Н.П. с соответствующим заявлением обращался в налоговые органы <данные изъяты>, то есть до принятия судом решения по настоящему спору, куда предоставил сведения об автомобиле и праве на льготу с подтверждающими документами, в собственности ответчика находится легковой автомобиль с мощностью двигателя до 147,1 кВт, исчисленная сумма транспортного налога составляет менее 2100 рублей, в связи с чем, Назаров Н.П. подлежит освобождению от уплаты транспортного налога за <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований административному истцу необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска к Назарову Николаю Петровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год и пени Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области-Кузбассу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд города Кемерово в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 10 июня 2022 года.

Председательствующий (подпись) Н.В. Бобрышева

копия верна:

Подлинный документ подшит в деле № 2а-1492/2022 Заводского районного суда города Кемерово.

Председательствующий: Н.В. Бобрышева

Помощник судьи Д.А. Иванова