Дело №2-31/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Заводоуковск 24 января 2020 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Дмитриевой М.Ю.,
при секретаре Турнаевой И.В.,
с участием
истцов: К.А.В.,
К.В.К.,
С.Т.А.,
представителя истцов адвоката Ф.М.П.,
представителя ответчика Администрации
Заводоуковского городского округа П.Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-31/ 2020 по иску К.А.В., К.В.К., С.Т.А. к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, Главному Управлению строительства Тюменской области, Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
К.А.В., К.В.К., С.Т.А. (далее истцы) обратились в суд с иском к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, Главному Управлению Строительства Тюменской области (далее ответчики) о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Требования мотивированы тем, что К.А.В., К.В.К., С.Т.А. являются собственниками квартир ...,...,... многоквартирного жилого дома по адресу: .... В июле 2015 года истцы обратились c коллективным заявлением на имя главы администрации ЗГО по вопросу признания многоквартирного дома по адресу ... аварийным и подлежащим сносу. 21.08.2015 года в адрес истцов было направлено письмо, согласно которому было сообщено, что данный вопрос будет рассмотрен Межведомственной комиссией, после предоставления заявления и необходимых документов. Согласно техническому заключению ЗАО «Служба заказчика и технадзора» от 2016 года многоквартирный жилой дом по адресу: ... капитальному ремонту не подлежит и находится в аварийном состоянии. 16.06.2016 года на заседании межведомственной комиссии было принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, по вышеуказанному адресу аварийным и подлежащим сносу. Однако администрацией Заводоуковского городского округа по результатам заключения межведомственной комиссии, лишь 20 февраля 2018 года было принято распоряжение №48 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На территории Тюменской области действует региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно паспорту региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области 21.03.2019 №276-рп, целью Программы является обеспечение расселение многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства". Между тем, признанный аварийным подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: ... не был включен в установленном порядке в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской на2019-2025 годы, утвержденную Распоряжением Правительства Тюменской области от 21 марта 2019 года N 276-рп, поскольку распоряжение Администрации Заводоуковского городского округа о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу по адресу: ... было принято 20 февраля 2018 года, чем были нарушены жилищные права истцов. Истцы неоднократно обращались в администрацию Заводоуковского городского округа по вопросу принятия решения о признании дома аварийным. На их обращения отвечали, что дом признан аварийным, однако никакие решения не предоставляли. Согласно предоставленной информации Администрацией Заводоуковского городского округа от 09.02.2017 №67 адресованной начальнику Южного МРО АО «Тюменская энергосбытовая компания» К.Р.И. сообщено, что на территории округа расположено три многоквартирных дома в том числе дом по адресу: ..., признанный аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, бездействие со стороны администрации Заводоуковского городского округа, в части непринятия своевременного распоряжения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, привело к тому, что многоквартирный дом по адресу: ... не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после I января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ). В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Поскольку Администрацией Заводоуковского городского округа не проведен комплекс мероприятий по включению многоквартирного дома по адресу ... региональную адресную программу ... по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, следовательно, следует признать в этой части незаконным бездействие Администрации города, возложив на последнюю обязанность провести комплекс мероприятий по включению вышеуказанного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области 2019-2025 годы. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. ст. 11,15,32 ЖК РФ, Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", истцы, с учетом привлечения в последующем в качестве соответчика Государственную корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, просят:
Признать незаконным бездействие Администрации Заводоуковского городского округа, выразившееся в не проведении комплекса мероприятий по включению многоквартирного жилого дома по адресу: ......, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы.
Возложить обязанность на Главное управление строительства Тюменской области включить многоквартирный жилой дом по адресу: ..., в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы.
В последующем истцами были увеличены и уточнены исковые требования, на день рассмотрения иска, истцы просят:
Признать незаконным бездействие Администрации Заводоуковского городского округа, выразившееся в не принятии в установленный законом тридцатидневный срок со дня получения заключения межведомственной комиссии, решения о признании многоквартирного дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу, и не своевременном внесении сведений в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» о признании многоквартирного дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области включить многоквартирный жилой дом по адресу: ... региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда ... на 2019-2025 годы путем включения указанного дома в «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года» указанных в Приложении №1 к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы.
Мотивируют уточненные требования тем, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Распоряжением Правительства Тюменской области от 21.03.2019 года №276-рп утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2015 годы, государственным заказчиком, а также главным распорядителем бюджетных средств в рамках данной Программы, является Главное управления строительства Тюменской области, а Администрация города является исполнителем указанной программы. В рамках реализации программы осуществляется расселение аварийных многоквартирных домов, приведенных в приложении 1 к Программе. Указанный перечень, формируется Департаментом строительства Тюменской области на основании заявок органов местного самоуправления, путем внесения в АИС «Реформа ЖКХ» сведений о многоквартирных домах, признанных аварийными до 1 января 2017 года.
Не согласившись с исковыми требованиями истцов, ответчик Главное управление строительства Тюменской области и третье лицо Правительство Тюменской области представили в суд возражения на исковое заявление, в которых требования к Главному управлению строительства Тюменской области по обязанию включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы, считают не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что в исковом заявлении истцы обжалуют бездействие администрации Заводоуковского городского округа, выразившееся не проведении комплекса мероприятий по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы, не указывая в чем заключается нарушение либо угроза нарушения свобод или законных интересов истцов действиями Главного управления строительства Тюменской области. Не указаны обстоятельства, не представлены доказательства, на которых истцы основывают нарушения своих прав, свобод или законных интересов действиями Главного управления строительства Тюменской области. Считают, что права и законные интересы истцов не были нарушены действиями Главного управления строительства Тюменской области и ГУС ТО является ненадлежащим ответчиком по делу. Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее — Федеральный закон), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Частью 2 статьи 16 Федерального закона определены требования к содержанию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В частности, региональная адресная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1), срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень (пункт 2).
Распоряжением Правительства Тюменской области от 21.03.2019 № 1498-рп утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы, государственным заказчиком которой является Главное управление строительства Тюменской области (далее ГУС ТО), исполнителями Региональной программы — муниципальные образования Тюменской области, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Согласно паспорту Региональной программы целью данной программы является обеспечение расселения многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан. Из материалов дела следует, что заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16.06.2016 №11 Межведомственной комиссией администрации Заводоуковского городского округа были выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации Заводоуковского городского округа от 20.02.2018 № 48 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения из вышеуказанного многоквартирного дома - до 01.01.2027 года. Из чего следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ... признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017. Поскольку Региональной программой определен перечень многоквартирных домов, признанных только до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, оснований для включения в Региональную программу многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017 года не имеется. Таким образом, требование к Главному управлению строительства Тюменской области: об обязании включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы является незаконным. Кроме того необходимо отметить, что требование к Главному управлению строительства Тюменской области об обязании включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ... в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы является незаконным, нарушает нормы бюджетного законодательства РФ. Просит в удовлетворении искового требования К.А.В., К.В.К., С.Т.А. к Главному управлению строительства Тюменской области об обязании включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы отказать в полном объеме.
Определением суда от 30.12.2019 года в качестве третьего лица по делу не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчиков привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
От ответчика Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в суд поступил отзыв, согласно которому, ответчик указывает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N2185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закон) Фонд предоставляет целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. У Фонда в соответствии с Федеральным законом не возникают какие-либо правоотношения с гражданaми, проживающими в многоквартирном доме, включенном (равно как и не включенном) в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Дополнительно отмечают, что согласно статье 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное соучастие допускается, если: предметом спора являются общие права и обязанности нескольких истцов или ответчиков; права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности. Считают, что по настоящему спору процессуальное соучастие Фонда необоснованно, так как не соответствует ни одному из указанных выше пунктов. Следовательно, фонд не может являться надлежащим ответчиком по вышеуказанному делу. Вместе с тем Фонд считает необходимым пояснить, что согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона, региональная адресная прогpaмма по переселению гpаждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В соответствии с пунктом 7, 49 Положения о признании помещения Жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N247 (далее Положение), орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным принимает одно из решений, предусмотренных абзацем 7 пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления соответствующего решения. В этой связи просит в иске отказать.
В судебном заседании истцы К.А.В., К.В.К., С.Т.А. заявленные исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель истцов адвокат Ф.М.П., действующая на основании ордера от 2.12.2019 года (л.д.173), исковые требования истцов и доводы изложенные в исковом заявлении поддержала. Указала, что поскольку администрацией Заводоуковского городского округа своевременно в 2016 году не было принято решение о признании дома истцов аварийным и подлежащим сносу, но данный дом не вошел в региональную адресную программу, чем были нарушены права истцов. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Заводоуковского городского округа П.Л.Л., действующая на основании доверенности от 17.01.2020 года №36, иск признала. Пояснила, что действительно администрацией Заводоуковского городского округа не было своевременно в тридцатидневный срок вынесено распоряжение о признании дома истцов по ... аварийным и подлежащим сносу, данное распоряжение было вынесено только 20.02.2018 года, ходя дом был признан Межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу 16.06.2016 года. В связи с чем, данный дом не вошел в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Между тем сведения о заключении межведомственной комиссии в отношении данного дома были размещены в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» 30.06.2016 года, скан копия данного документа была размещена 21.12.2018 года, в этот же день была внесена скан копия распоряжения администрации Заводоуковского городского округа о признании дома истцов по ... аварийным и подлежащим сносу от 20.02.2018 года. Все сведения, вносимые в данную систему АИС «Реформа ЖКХ» доступны Главному управлению строительства и именно таким образом предоставляются в Главное управление строительства Тюменской области из администрации Заводоуковского городского округа, на бумажном носителе не направляются, только если по запросам Главного управления строительства по Тюменской области. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы начала действовать с марта 2019 года, к этому времени все необходимые для внесения в указанную программу сведения по дому истцов, в АИС «Реформа ЖКХ» имелись.
Представитель ответчика Главное управление строительства Тюменской области, представитель ответчика Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, представитель третьего лица Правительства Тюменской области, представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Заводоуковский межрайонный прокурор, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (т.2 л.д.53, 55, 57, 58, 59, 62), в судебное заседание не явились. От представителя Главного управления строительства Тюменской области, представителя третьего лица Правительства Тюменской области, представителя ответчика ГК Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (т.1 л.д.167, 186, т.2 л.д. 39).
На основании частей 3, 5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд проводит судебное заседание в отсутствие представителя ответчика Главного управления строительства Тюменской области, представителя ответчика Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, представителя третьего лица Правительства Тюменской области, представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Заводоуковского межрайонного прокурора.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования истцов подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ч. 3 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Исходя из положений Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав: на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Таким образом, исходя из положений Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав: на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ (далее Федеральный закон №185-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Пунктом 1 ч.2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Распоряжением Правительства Тюменской области от 25.04.2013 № 276-рп утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 гг. (далее региональная адресная программа). Данная программа разработана в целях обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Государственным заказчиком которой является Главное управление строительства Тюменской области (далее ГУС ТО), исполнителями Региональной программы — муниципальные образования Тюменской области, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Согласно паспорту Региональной программы целью данной программы является обеспечение расселения многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическими износом в процессе эксплуатации; создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан (т.2 л.д.92-120).
Из паспорта региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы, раздела №1 региональной адресной программы и Перечня аварийных многоквартирных домов (приложение N 1 к программе) следует, что в программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, до 1 января 2017 года. Дом, расположенный по адресу: ... не включен в перечень домов, признанных аварийными до 1.01.2017 года (т.2 л.д.97-115).
Согласно разделов №2, 4, 5, 6 региональной адресной программы, текущее управление адресной программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивается Главным управлением строительства Тюменской области –Государственным заказчиком Региональной адресной программы, который организует выполнение программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом и жилищным законодательством Российской Федерации. Составление и корректировка перечня аварийных многоквартирных домов осуществляется по критериям и техническим условиям отнесения многоквартирных домов к категории аварийных, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Мониторинг реализации региональной адресной программы осуществляется Государственным заказчиком региональной адресной программы в непрерывном режиме посредством автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ», эксплуатируемой Фондом. Муниципальные образования –участники Региональной адресной программы обязаны поддерживать внесенные в АИС «Реформа ЖКХ» сведения в актуальном состоянии (т.2 л.д.97-107).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 43, 46, 49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 28.01.2006 г. (далее Положение), Межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, по результатам работы принимает одно из решений, указанных в п. 47 в виде заключения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, в установленном порядке многоквартирный дом считается признанным аварийным и подлежащим сносу после вынесения органом местного самоуправления соответствующего распоряжения, которое, должно быть вынесено, согласно вышеуказанного Положения в течение 30 дней со дня получения заключения Межведомственной комиссии.
В соответствии со свидетельствами о регистрации права от ..., выписками из ЕГРН от 22.01.2020 года (т.1 л.д.141-146, т.2 л.д.63-81), К.А.В. является собственником квартиры ..., К.В.К. является собственником квартиры ... а С.Т.А. собственником квартиры ... указанного дома. Земельный участок по адресу: ... принадлежит на праве общей долевой собственности К.А.В., К.В.К., С.Т.А., доля в праве каждого - 1/3.
Из строительно-технического заключения ЗАО «Служба заказчика и технадзора» (т.1 л.д. 106) следует, что жилой многоквартирный дом по адресу: ... капитальному ремонту не подлежит и находится в аварийном состоянии.
Согласно заключению Межведомственной комиссии №11 от 16.06.2016 г. (т.1 л.д. 49) следует, что комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенный по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу.
На основе полученного заключения межведомственной комиссии от 16.06.2016 года №11, Администрация Заводоуковского городского округа издала распоряжение № 48 от 20.02.2018 о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для отселения физических лиц из указанного дома, подлежащего сносу, до 01.01.2027 года (т.1 л.д. 51-53).
Согласно скриншотов страниц из АИС «Реформа ЖКХ» (т.2 л.д.82-91), сведения по многоквартирному жилому дому, признанному заключением Межведомственной комиссией 16.06.2016 года аварийным и подлежащим сносу, по адресу: ... имеются в АИС «Реформа ЖКХ» с 30.06.2016 года. Скан копии документов: заключения Межведомственной комиссии от 16.06.2016 года и распоряжение администрации Заводоуковского городского круга от 20.02.2018 года добавлены в АИС «Реформа ЖКХ» -21.12.2018 года.
Таким образом, из представленных по делу доказательств, судом достоверно установлено, что ответчик администрация Заводоуковского городского круга пропустила установленный п.49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", 30-ти дневный срок для принятия распоряжения о признании дома истцов аварийным и подлежащим сносу, данные обстоятельства представителем ответчика администрацией Заводоуковского городского округа не оспариваются, и в связи с таким бездействием ответчика по своевременному принятию решения, дом истцов, признанный аварийным и подлежащим сносу, соответственно незаконно не был включен в региональную адресную программу.
Неправомерное бездействие администрации Заводоуковского городского округа, выразившее в пропуске установленного Законом срока на признание в установленном порядке до 1.01.2017 года многоквартирного жилого дома по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу не может повлиять на жилищные права лиц, проживающих в данном доме.
Поскольку судом установлено, что указанный дом являлся аварийным и подлежащим сносу до 1.01.2017 года, однако неправомерно не был признан таковым в установленный законом срок органом местного самоуправления, и соответственно не были своевременно представлены соответствующие сведения в АИС «Реформа ЖКХ», суд считает незаконным, нарушающим права истцов К.А.В., С.Т.А. и К.В.К. указанное бездействие администрации Заводоуковского городского округа, которое подлежит признанию незаконным, а следовательно требования истцов в данной части заявленного иска подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в результате незаконного бездействия администрации Заводоуковского городского округа, дом истцов не был включен в региональную адресную программу, то исковые требования К.А.В., С.Т.А. и К.В.К. об обязании Главного управления строительства Тюменской области включить указанный многоквартирный дом, как установлено судом являющий аварийным и подлежащим сносу до 1.01.2017 года, в региональную адресную программу путем включения указанного дома в «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 1.01.2017 года», указанных в приложении №1 к региональной адресной программе, также подлежат удовлетворению.
При этом обстоятельства того, что в результате незаконного бездействия администрации Заводоуковского городского округа, указанный многоквартирный дом не был признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу до 1.01.2017 года, ответчику Главному управлению строительства Тюменской области были известны с 30.06.2016 года, когда сведения по данному дому и заключению Межведомственной комиссии о наличии оснований по признанию дома аварийным и подлежащим сносу, были внесены в АИС «Реформа ЖКХ», но какие –либо действия указанным ответчиком также не предпринимались, более того на день рассмотрения иска данный ответчик ссылается не его незаконность и просит в иске отказать. Данные действия ответчика ГУС ТО свидетельствуют также о нарушении прав истцов, а следовательно о правомерности заявленных истцами исковых требований к данному ответчику. Таким образом, требования к Главному управлению строительства Тюменской области: об обязании включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы путем включения данного дома в «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года» указанных в Приложении №1 к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы, являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 3, п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №185-ФЗ создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федеральный закон №185-ФЗ, Фонд предоставляет целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
На день рассмотрения иска, истцами исковые требования к данному ответчику –Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, не сформулированы, доказательств нарушения прав истцов действиями либо бездействием данного ответчика, истцами в суд не представлено, а потому иск К.А.В., С.Т.А. и К.В.К. к Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд исходя из установленных по делу обстоятельств, путем исследования представленных доказательств, учитывая требования вышеуказанного действующего законодательства, считает исковые требования К.А.В., К.В.К., С.Т.А. к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, Главному Управлению строительства Тюменской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.192-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковое заявление К.А.В., К.В.К., С.Т.А. к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, Главному Управлению строительства Тюменской области, Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, выразившееся в не принятии в установленный законом тридцатидневный срок со дня получения заключения Межведомственной комиссии, решения о признании многоквартирного дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу, и не своевременном внесении сведений в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» о признании многоквартирного дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области включить многоквартирный жилой дом по адресу: ... региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы путем включения данного дома в «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года» указанных в Приложении №1 к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы.
В иске К.А.В., К.В.К., С.Т.А. к Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья М.Ю. Дмитриева
Мотивированное решение составлено 31.01.2020 года.