№ 2а-1051/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Заводоуковск 17 декабря 2018 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи М.Ю.Дмитриевой,
при секретаре Е.В. Семёновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1051/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ... по Тюменской области к Иванову С.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, штрафов и пени на недоимку,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России ... по Тюменской области (далее административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Иванову С.А. (далее Иванов С.А., административный ответчик) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, штрафов и пени на недоимку. Свои требования мотивирует тем, что Иванов С.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 15.05.2000 по 22.06.2017гг. В связи с тем, что величина дохода Иванова С.А. не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как 1 МРОТ (7500 руб. на 2017г.)х26%х12мес.=23 400 руб. Требование на фиксированные платежи недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017г. в сумме 11 180 руб. ((23 400/12)х5=9 750), учитывая, что налогоплательщик прекратил деятельность 22.06.2017, следовательно ((1950/30)х22=1 430). Требование на фиксированные платежи недоимки по страховым взносам на обязательное мед. cтрахование в фиксированном размере в фед. фонд ОМС за 2017 год в сумме 2 193 руб. ((4 590/12)х5=1 912,50), учитывая, что налогоплательщик прекратил деятельность 22.06.2017, следовательно ((382,5/30)х22=280,5). Иванов С.А. не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ, в связи с чем, ему были начислены пени за период с 07.07.2017 – 28.12.2017г. в сумме 560 руб. 31 коп. и не уплатил страховые взносы на медицинское страхование, в связи с чем были начислены пени за период с 07.07.2017г. по 28.12.2017г. в сумме 109 руб. 90 коп. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование ... от 28.12.2017г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, которые до настоящего времени не исполнены. Данное требование было направлено Иванову С.А. почтой 10.01.2017г. 06.06.2018г. инспекцией в суд было направлено заявление о вынесении судебного приказа. 16.07.2018г. мировым судьей судебного участка ... Заводоуковского судебного района Тюменской области было вынесено определение об отмене судебного приказа. Основанием для отмены судебного приказа послужило поступившие возражения от Иванова С.А. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст.ст. 286,287 КАС РФ, ст.ст. 31,48,75 НК РФ, административный истец просит:
Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России ... по Тюменской области с Иванова С.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год в сумме 11 180 руб. 00 коп. и пени в сумме 560 руб. 31 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное мед. страхование в фиксированном размере в фед. Фонд ОМС за 2017 год в сумме 2 193 руб. 00 коп. и пени в сумме 109 руб. 90 коп., штраф по налогу, взымаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов в сумме 500 руб., штраф по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 500 руб. Общая сумма задолженности составляет 14 143 руб. 21 коп.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России ... по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 35).
Ответчик Иванов С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 36).
На основании ч. 2 ст. 289, ст.150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Из копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 01.08.2018 года установлено, что Иванов С.А. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 31.10.2004 года, прекратил деятельность индивидуального предпринимателя 22.06.2017 года (л.д. 30).
Таким образом, в соответствии с под. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ), Иванов С.А., являлся индивидуальным предпринимателем, страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01 января 2017 года регулировались Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона, индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Как было установлено ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», действующего до 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 19 ранее действовавшего Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с ст. 22 настоящего Федерального закона.
С 01 января 2017 года вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в т.ч. индивидуальные предприниматели.
Статьей 430 НК РФ предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В отсутствие у налогового органа сведений о доходах плательщика орган контроля за уплатой страховых взносов рассчитывает страховые взносы по максимальному тарифу в порядке ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а именно в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз, пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором была прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.
В силу положений ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации согласно п. 2 ст. 346.10 НК РФ в налоговые органы по месту своего жительства.
У ответчика образовались недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год в сумме 11 180 руб. 00 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2017 год в сумме 2 193 руб. 00 коп.
Согласно решения ... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.10.2017г. ИП Иванов С.А. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за не предоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган, назначено наказание в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д.17-18).
Согласно решения ... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.11.2017г. ИП Иванов Сергей Александрович привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за не предоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган, назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. (л.д.19-20).
Ответчиком данная задолженность не оспаривается.
В соответствии с нормами ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
Согласно расчетам, представленным административным истцом (л.д. 28), размер пени на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ за 2017 г. составляют 560,31 руб., в том числе: с 07.07.2017 по 17.09.2017 составляет 244,84 руб. (11 180 недоимка для пени х 0,0003 ставка пени х 73 число дней просрочки); с 18.09.2017 по 29.10.2017 составляет 133,05 (11 180х0,000283333333х42); с 30.10.2017 по 17.12.2017 составляет 150,65 руб.(11 180х0,000275х49); с 18.12.2017 по 28.12.2017 составляет 31.77 руб. (11 180х0,000258333333х11).
- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 2017г. составляют 109,90 рублей, из них: с 07.07.2017 по 17.09.2017 составляет 48,02 руб. (2 193х0,0003х73); с 18.09.2017 по 29.10.2017 составляет 26,10 руб. (2 193х0,000283333333х42); с 30.10.27 по 17.12.2017 составляет 29,55 руб. (2 193х0,000275х49); с 18.12.2017 по 28.12.2017 составляет 6,23 руб. (2 193х0,000258333333х11).
Указанные суммы страховых взносов ответчиком не были уплачены в установленный законодательством о налогах и сборах срок. В связи с этим на образовавшуюся задолженность были начислены пени на страховую часть трудовой пенсии за 2017г. в размере 560,31 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017г. – 109,90 руб.
Суд соглашается с расчетом недоимки по страховым взносам и пени, представленным административным истцом, иного расчета административный ответчик суду не представил, в арифметическом плане расчет не оспаривает.
В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате страховых взносов в адрес должника по почте направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафов по состоянию на 28.12.2017г. ..., на 24.01.2018г. ..., на 05.12.2017г. .... Факт отправки требования подтверждается реестром отправки заказных почтовых уведомлений от 25.01.2018г., от 10.01.2018г.,от 05.12.2017г. (л.д. 12,13,14-15).
В добровольном порядке требование налогового органа ответчиком не исполнено.
МИФНС России ... по Тюменской области обращалась к мировому судье судебного участка ... Заводоуковского судебного района Тюменской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Иванова С.А. недоимки по страховым взносам. Определением мирового судьи от 16.07.2018 года судебный приказ был отменен в связи с поступившими от Иванова С.А. возражениями (л.д. 29).
Таким образом, срок обращения истца в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный ч.2 ст.286 КАС РФ, на день подачи заявления в суд не истек.
Поскольку судом из представленных по делу доказательств установлено, что статус индивидуального предпринимателя в отношении Иванова С.А. прекращен с 22.06.2017 г., что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на 01.08.2018 год, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, на единый сельскохозяйственный налог за указанный в административных исковых требованиях период за ним сохраняется.
В просительной части административного искового заявления при указании общей суммы задолженности видно, что истцом допущена арифметическая ошибка при указании общей задолженности, а именно вместо 14 143,21 руб., следует читать 15 043,21 руб. (11 180+560,31+2193+109,90+500+500).
Таким образом, разрешая спор по существу, руководствуясь приведенными нормами закона, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает что имеются правовые основания для удовлетворения административного иска в полном объеме.
На основании ст. 114 КАС РФ, подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от её уплаты, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в доход местного бюджета. Размер данной госпошлины судом определяется по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России ... по Тюменской области к Иванову С.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, штрафов и пени на недоимку, удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России ... по Тюменской области с Иванова С.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ за 2017 год в сумме 11 180 (одиннадцать тысяч сто восемьдесят) рублей и пени в сумме 560 (пятьсот шестьдесят) рублей 31 копейка, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд ОМС за 2017 год в сумме 2 193 (две тысячи сто девяносто три) рубля и пени в сумме 109 (сто девять) рублей 90 копеек, штраф по налогу, взымаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов в сумме 500 (пятьсот) рублей, штраф по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 500 (пятьсот) рублей, а всего взыскать 15 043 (пятнадцать тысяч сорок три) рубля 21 копейка.
Взыскать с Иванова С.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 601 (шестьсот один) рубль 73 копейки.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения, путем подачи апелляционной жалобы через Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья М.Ю.Дмитриева