НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Завитинского районного суда (Амурская область) от 23.06.2021 № 2А-47/2021

УИД 28RS0007-01-2021-000012-42

Дело № 2а-47/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2021 г. город Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Югай Л.А.,

при секретаре судебного заседания Тягло А.В.,

с участием представителя административного истца – ст. помощника прокурора Завитинского района Вахмяниной Е.Ю.,

представителя административного ответчика Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО1,

представителя заинтересованного лица ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Государственному автономному учреждению Амурской области «Завитинский лесхоз» о возложении обязанности организовать и произвести противопожарное обустройство лесов путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к Государственному автономному учреждению Амурской области «Завитинский лесхоз» (далее – ГАУ АО «Завитинский лесхоз»), Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, указав в обоснование, что в силу ст. 51, 83 ЛК РФ, а также положения о Министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 01 сентября 2015 г. № 223 (далее – Положение), на Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возложены обязанности по организации использования лесов Амурской области, их охраны (в том числе от пожаров). На территории Амурской области осуществляют свою деятельность 11 государственных автономных учреждений Амурской области - являющиеся подведомственными Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, в том числе и ГАУ АО «Завитинский лесхоз».

Ссылаясь на положения ст. 53, 53.1 ЛК РФ, распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 1283, Перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, утвержденный приказом Минприроды России от 06 августа 2019 г. № 529, прокурор указывает, что к необходимым мероприятиям по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов, лесоразведения относится строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). На основании п. 2 Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденного Приказом Рослесхоза от 30 июня 1995 г. № 100, в целях обеспечения своевременного обнаружения лесных пожаров лесхозы обязаны осуществлять строительство наземных наблюдательных пунктов в виде вышек, мачт и других сооружений различной конструкции, позволяющих вести наблюдения за появлением над пологом леса признаков возникающего пожара.

Согласно п.2 плана тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» на период пожароопасного сезона 2020 года, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество», и ДД.ММ.ГГГГ согласованного Министром лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, начальник ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» является ответственным должностным лицом за организацию работы по тушению лесных пожаров, работы по наземному мониторингу лесов на территории Завитинского лесничества.

Приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19.12.2018 № 1378-ОД утвержден Лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в силу п.п.1.1.1, 1.2.1 которого территория Завитинского лесничества расположена в юго-восточной части Амурской области. Леса Завитинского лесничества территориально размещены разновеликими участками на территории Октябрьского, Завитинского, Михайловского, Бурейского и Ромненского административных районов и на землях подчиненных администрации города Райчихинск. Общая площадь Завитинского лесничества по данным государственного лесного реестра составляет 107095 га. В состав структурных подразделений Завитинского лесничества вошло 4 участковых лесничества, в том числе Октябрьское участковое лесничество – 39484 га, Завитинское участковое лесничество – 51391 га, Михайловское участковое лесничество - 810 га, Райчихинское участковое лесничество - 15410 га. Согласно п. 1.1.5 Регламента установлено распределение лесов Завитинского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов и их площади. На территории Завитинского лесничества находится 16225 га защитных лесов и 90870 га эксплуатационных лесов. В силу приказа Минприроды России от 18.04.2014 № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации, территория Завитинского, Михайловского, Октябрьского районов Амурской области относится к перечню Дальневосточных лесостепных районов. Также п.1.1.4 таблицы 1.1.4.1 Регламента установлено, что территория Завитинского лесничества отнесена к лесостепной лесорастительной зоне Дальневосточного лесостепного района на площади 99402 га и к таежной лесорастительной зоне Дальневосточного таежного района на площади 7963 га. Нормативы противопожарного обустройства лесов на 1000 га, утверждены Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, в силу п.п.8 ч.6 которого Дальневосточный лесостепной район эксплуатационных лесов обеспечивается пожарными наблюдательными пунктами (вышками, мачтами, павильонами и другими наблюдательными пунктами) из расчета 0,01 каждые 1000 га общей площади лесничества в эксплуатационных лесах и из расчета 0,2 каждые 1000 га общей площади лесничества в защитных лесах. Таким образом, территория Завитинского лесничества должна быть обеспечена не менее чем 4 пожарно-наблюдательными пунктами, из которых 1 в эксплуатационных лесах Завитинского лесничества и 3 в защитных лесах.

Вместе с тем, на территории Завитинского лесничества используется одна пожарно-наблюдательная вышка (элеватор), находящаяся в с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области. Таким образом, проверкой установлено, что ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» игнорируются требования законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, выраженные в недостаточности нормативной численности на территории Завитинского лесничества действующих наблюдательных пунктов, следовательно не обеспечена надлежащая организация противопожарного обустройства лесов, чем нарушаются требования законодательства, что влечет реальную угрозу несвоевременного обнаружения лесных пожаров, распространения их на большие территории, и как следствие, причинение экологического и экономического ущерба Российской Федерации, чем при более раннем обнаружении пожаров. В свою очередь Министерством не обеспечена надлежащая реализация переданных в соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ полномочий по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах. По мнению прокурора, незаконными действиями ГАУ «Завитинский лесхоз» затронуты права и законные интересы граждан, так как данным экологическим правонарушением нарушено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, гарантированное им ст. 42 Конституции РФ. Кроме того, ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» нарушены и требования ст.9 Конституции РФ, согласно которой природные ресурсы используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Неоднократно уточнив в ходе производства по делу исковые требования, ссылаясь на нормативы противопожарного обустройства лесов, утвержденные Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, п.п. 6, 11, 13, 15 приказа Минприроды России от 23.06.2014 № 276 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», п. 5 приказа Минприроды России от 15.11.2016 № 597 «Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов», п.п. 5, 6 приказа Минприроды России от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров», приказ Минприроды России от 18.08.2014 № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации», прокурор полагал, что территория Завитинского лесничества должна быть обеспечена не менее чем 5 пожарными наблюдательными пунктами, из которых 2 в эксплуатационных лесах Завитинского лесничества и 3 в защитных лесах, согласно расчетам, произведенным по формуле 23345*0,1/1000 = 2,3 (эксплуатационные леса) и 14825*0,2/1000 = 2,9 (защитные леса). Несмотря на то, что приказ Рослесхоза от 30.06.1995 № 100, на который административный истец ссылается в исковом заявлении, утратил силу с 01.01.2021, нормы ч.ч.1,7 ст.51, ч.1 ст.53, п.4 ч.2 ст.53.1, п.6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, распоряжение Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, п.п.1 п.2 Перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 06.08.2019 № 529, являются действующими и возлагают на органы государственной власти субъекта обязанность по строительству, реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов. Вместе с тем, учитывая что на территории Завитинского лесничества имеется одна пожарно-наблюдательная вышка (элеватор), находящаяся в с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области, Министерством и подведомственным ему учреждением - ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» не обеспечена надлежащая реализация переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочий по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах. По вопросу возможности исполнения заявленных требований в течение 1 года, ссылаясь на ст. ст. 209,210, 204 ГПК РФ, п.12 постановления Пленума верховного суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», отмечает, что с учетом указанных норм и того факта, что исковое заявление подано в защиту прав и интересов граждан на благополучную окружающую среду, гарантированную им ст.42, ст.9 Конституции РФ, заявленный срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу является разумным.

На основании изложенного Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор просил суд: возложить на Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обязанность организовать проведение государственным автономным учреждением Амурской области «Завитинский лесхоз» противопожарного обустройства лесов, находящихся на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» Амурской области, путем проведения строительства пожарно- наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на государственное автономное учреждение Амурской области «Завитинский лесхоз» обязанность произвести противопожарное обустройство лесов, находящихся на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» Амурской области, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – ст. помощник Завитинского районного прокурора Вахмянина Е.Ю. на удовлетворении заявленных требований (с учетом уточнений) настаивала на основании доводов изложенных в исковом заявлении и последующих уточнениях, дополнительно указав, что применение систем видеонаблюдения вместо пожарно-наблюдательных пунктов на законодательном уровне не предусмотрено, в связи с чем, ссылка представителей ответчиков и заинтересованных лиц на факт применения на территории Завитинского лесничества иных систем дистанционного обнаружения и контроля за лесными пожарами, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того в материалы дела не было представлено данных о том, что использование указанных систем наблюдения более целесообразно для предотвращения лесных пожаров чем строительство пожарно-наблюдательных пунктов.

Определением Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество».

Определением Завитинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

ДД.ММ.ГГГГ судьей вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Государственному автономному учреждению Амурской области «Завитинский лесхоз» о возложении обязанности по организации и проведению противопожарного обустройства лесов по правилам административного судопроизводства.

Определением Завитинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГАУ Амурской области «Амурская Авиабаза».

В судебное заседание не явились представители административного ответчика ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз», представители заинтересованных лиц ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество», Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причину неявки суду не сообщили, при этом в деле имеются ходатайства представителей ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз», ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» о рассмотрении дела без их участия. При таких обстоятельствах, суд на основании ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В письменных возражениях на иск, представитель ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ указал, что при обращении с данным исковым заявлением истцом не было учтено, что меры пожарной безопасности в лесах, определенные статьями 53, 53.1, 81-83 ЛК РФ, в том числе связанные со строительством, реконструкцией и эксплуатацией пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, подлежат осуществлению не только органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере лесных отношений, но и лицами, владеющими и пользующимися лесными участками, предоставленными в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, на основании сервитута. Вместе с тем, в исковом заявлении не представлены сведения и отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на территории Завитинского лесничества ни один лесной участок не передан в аренду, безвозмездное пользование третьим лицам,

Кроме того, истцом не принято во внимание, что Нормативами противопожарного обустройства лесов допускается корреляция норматива строительства пожарных наблюдательных пунктов, установленных в подпункте 8 части 6 данных Нормативов из расчета 0,01 на каждые 1000 га общей площади лесничества в эксплуатационных лесах и из расчета 0,2 на каждые 1000 га общей площади лесничества в защитных лесах при осуществлении авиационной охраны лесов в пределах территории лесничества с учетом местных условий. Данное условие предусмотрено п. 4 примечания к Нормативам противопожарного обустройства лесов. В пункте 4 примечания к Нормативам противопожарного обустройства лесов установлено, что проектирование строительства, реконструкции и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов осуществляется по необходимости с учетом местных условий. Также истцом неверно указан состав Завитинского лесничества.

Ссылаясь на п. 1.1.4 таблицы 1.1.4.1 Лесохозяйственного регламента ПСУ Амурской области «Завитинское лесничество», п.п. 6, 9,10, 11,13 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 23.06.2014 № 276, п. 5 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом приказа Минприроды России от 15.11.2016 № 597, п 23 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, представитель ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» полагает, что данными нормативными правовыми актами Минприроды России допускается наличие ситуаций, когда осуществление мер пожарной безопасности с применением наземных способов, в том числе с использованием пожарных наблюдательных пунктов представляется невозможным в связи с наличием географических факторов, удаленности лесов и затрудненности доступа к ним наземными способами и в данных случаях необходимо применение исключительно авиационных методов противопожарной защиты лесов. Выражает обеспокоенность относительно экономической целесообразности обустройства пожарных наблюдательных пунктов на тех территориях лесного фонда Завитинского лесничества, где отсутствует связь и которые являются труднодоступными, а также относительно безопасности работников лесничества.

Отмечает, что территория Завитинского лесничества находится как в зоне авиационной пожарной защиты, так и наземной пожарной защиты, что подтверждается Зонами контроля лесных пожаров на территории Амурской области, утвержденными постановлением губернатора Амурской области от 05.03.2020 № 53 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории Амурской области в 2020 году» (далее - Зоны контроля). Согласно Зонам контроля из всей территории лесного фонда 30753,4 тыс. га, к зоне наземного контроля отнесена только площадь 1464,4 тыс. га, при этом зона авиационного мониторинга составляет 12737,2. Постановление губернатора Амурской области от 05.03.2020 № 53 опубликовано и вступило в законную силу.

Ссылаясь на п.п. 5, 6 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, указывает на необходимость

разграничивать методы осуществления мер пожарной безопасности в лесах в зависимости от географического размещения лесного участка, на котором может произойти лесной пожар.

При этом считает, что положения Нормативов противопожарного обустройства лесов, принятые в 2012 году, предусматривающих возведение пожарных наблюдательных пунктов, противоречат Правилам тушения лесных пожаров, Порядку мониторинга ПБ, Порядку авиационных работ, Правилам ПБ, которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано применять наземные методы мониторинга и тушения лесных пожаров только в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий. Нормативы противопожарного обустройства лесов не учитывают положений других вышеуказанных правовых актов, определяющих порядок и условия осуществления мер пожарной безопасности в лесах, принятых и вступивших в силу после принятия Нормативов обустройства лесов.

Кроме того отмечает, что приведенные в исковом заявлении Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденного Приказом Рослесхоза от 30.06.1995 № 100, пунктами 2.1, 2.2 которых были определены требования к строительству и размещению пожарных наблюдательных пунктов, организации их функционирования, признаны утратившими силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1132 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лес х и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений», в связи с чем возникает правовая неопределенность в части определения требований к строительству и возведению пожарных наблюдательных пунктов.

ГАУ АО «Завитинский лесхоз» в целях обнаружения возгорания сухой растительности использует приложения «ИСДМ-Рослесхоз», а также геоинформационный ресурс «Каскад», которые позволяют в кратчайшее время определить точную географическую привязку очагов возгорания, что позволяет оперативно передать информацию в диспетчерскую службу, после чего незамедлительно отправить группу пожаротушения для ликвидации очага возгорания. Использование пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на территории Завитинского лесничества имеет значительно меньшую эффективность в виду того, что дорог и подъездов для каждодневного использования к данным пунктам нет, а Порядком мониторинга ПБ не предусмотрено осуществление мониторинга пожарной безопасности с применением пожарно-наблюдательных пунктов в труднодоступных местах, территориях, на которых отсутствует развитая, используемая в течение всего пожароопасного сезона дорожная сеть и водные пути. Помимо этого, в штатном расписании ГАУ АО «Завитинский лесхоз» отсутствует такая единица, как «Дежурный-наблюдатель ПНВ», а возложить на работника дополнительную работу по должности, которая отсутствует в штатном расписании, не представляется возможным.

На основании изложенных доводов, представитель ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Из представленных возражений Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 01.02.2021 следует, что Министерство не согласно с заявленными административными исковыми требованиями прокурора, при этом указывает доводы аналогичные приведенным выше доводам ГАУ АО «Завитинский лесхоз».

Кроме того, в представленных дополнениях от ДД.ММ.ГГГГ к отзыву на административное исковое заявление представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области указывает, на неверно произведенный Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором расчет количества пожарно-наблюдательных пунктов в защитных лесах, приводит свой расчет в соответствии с утвержденными нормативами для строительства, реконструкции и эксплуатации пожарно-наблюдательных пунктов в Дальневосточном лесостепном районе.

Отмечает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что он до обращения с исковым заявлением обращался к Министерству с требованием об обустройстве пожарных наблюдательных пунктов на территории Завитинского лесничества. К исковому заявлению истцом приложено только требование Благовещенской природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации о наличии пожарных наблюдательных пунктов, планировании мероприятий по их обустройству. К исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие, что истец обращался к Министерству с предложением об обустройстве пожарных наблюдательных пунктов на территории Завитинского лесничества, с указанием их рекомендуемого количества, мест их размещения, а Министерство отказалось выполнять указанные предложения. Также к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие, что истец был не согласен с информацией Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и проинформировал о своем несогласии ответчика. Таким образом, истец не представил суду доказательства того, что между истцом и Министерством возник спор, урегулирование которого во внесудебном порядке не представляется возможным и единственным способом его урегулирования является обращение в суд с исковым заявлением. Обращаясь с исковым требованием, истец должен предъявлять требования, основанные на нормах материального права, ясные и понятные для их последующего исполнения. Считает, что заявленные истцом требования не соответствуют данным условиям, так как не содержат сведений о количестве пожарных наблюдательных пунктов, мест их дислокации в пределах территории Завитинского лесничества с учетом возложенных на Министерство обязанностей обеспечить осуществление мер пожарной безопасности в труднодоступных местах с применением авиапатрулирования, организовать возведение которых требует ответчик. В исковом заявлении также отсутствует обоснование определенного истцом срока исполнения судебного решения. Истец обжалует бездействие Министерства в части неисполнения обязанностей по проведению противопожарного обустройства лесов, находящихся на территории Завитинского лесничества. Считает, что в соответствии со ст. 218 КАС РФ исковые требования в данной части подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ, полагает, что с учетом требований ст.219 КАС РФ, даты направления Министерством информации на требование истца (ДД.ММ.ГГГГ), истцом пропущен срок исковой давности по данному спору.

Также обращает внимание, что Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором заявлено требование о возложении на министерство обязанности организовать проведение ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» противопожарного обустройства лесов, находящихся на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество», путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов. Вместе с тем, согласно Приказа Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 к противопожарному обустройству лесов относится не только строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов, но и устройство и содержание контрольно - пропускных пунктов, и устройство запрещающих знаком и шлагбаумов; устройство минерализованных полос; устройство и содержание мест отдыха и курения; уход за минерализованными полосами; строительство дорог противопожарного назначения; ремонт и содержание дорог противопожарного назначения; изготовление и установка аншлагов, панно. В целях защиты лесов от пожаров ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» за последние 2 года выполнил следующие работы по противопожарному обустройству лесов: устройство минерализованных полос-300 км, уход за минерализованными полосами -534 км; строительство дорог -1,5 км, реконструкция дорог-2 км; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах -30 шт. На основании вышеизложенного, считает утверждение Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора о бездействии министерства по противопожарному обустройству лесов полагает несостоятельным, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Из представленных Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ дополнений к отзыву на исковое заявление, следует, что Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ-ОД «О создании региональной диспетчерской службы Государственного автономного учреждения Амурской области «Амурская авиабаза» на базе регионального пункта диспетчерского управления Государственного автономного учреждения Амурской области Амурская авиабаза» (РПДУ) создана региональная диспетчерская служба (РДС). Ранее аналогичная служба была создана приказом ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза», который отменен в целях приведения в соответствие законодательству правых актов.

Так, по поручению министерства Государственным автономным учреждением Амурской области «Амурская Авиабаза» заключен Договор на Расширение, обеспечение бесперебойного функционирования существующей системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Предметом данного Договора является оказание услуги, выполнение работы по поставке товара: аппаратно-программного комплекса (далее - Лесохранитель), его установка и настройка, а также техническое обслуживание. Срок поставки Лесохранителя ДД.ММ.ГГГГ, установка с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, техническое сопровождения до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до окончания пожароопасного сезона. В настоящее время Лесохранитель работает в тестовом режиме. Таким образом, часть наземного мониторинга территории ГКУ Амурской области «Завитинского лесничества» покрывается Лесохранителем.

Согласно Спецификации (строка 24 таблицы пункта 3.2. раздела 3 приложение № 1 к Договору) радиус расчета цифровой модели рельефа для одной камеры составляет 45 км. В диапазон охвата Лесохранителя, устанавливаемого в г.Райчихинск попадают кварталы наземного мониторинга 1, 3-75, 78-81, 125,-143.

Кварталы - , -, -, , наземного мониторинга не вошедшие в зону покрытия Лесохранителя попадают в зону мониторинга, осуществляемого по средствам авиации ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза». Также, следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 раздела 4 Плана тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» на период пожароопасного сезона 2021 года пожарный наблюдательный пункт находится в с.Екатеринославка, Октябрьское участковое лесничество и покрывает кварталы 94, 95 и 96. Пожарно-наблюдательный пункт, расположенный на землях сельхозназначения в районе с.Верхнеильинское захватывает земли гослесфонда - квартал 118.

Оставшаяся площадь наземного мониторинга: Завитинское участковое лесничество - 7656 га, Октябрьское участковое лесничество 19765 га, Михайловское участковое лесничество 810 га. Итого: 28231 га. Учитывая что участки незначительные по площади и разрозненные установка ПНП нецелесообразно.

Исходя из требований установленных пунктом 6 раздела II Приказа Минприроды России от 23.06.2014 № 276 (в редакции от 01.06.2016) «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры оборудование наблюдательных пунктов осуществляется на территории наземного мониторинга, на остальной территории Завитинского лесничества контроль за возникновением и распространением лесных пожаров осуществляется авиационным мониторингом.

Аналогичные требования по установке, оборудованию наблюдательных пунктов имеются и в Приказе Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, которым утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов, где в пункте 4 примечания указано, что проектирование строительства, реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных вышек, матч, павильонов в районах авиационной охраны лесов осуществляется по необходимости с учетом местных условий. Кроме этого, при обустройстве строительстве наблюдательных пунктов нельзя забывать и об охране труда сотрудников, которые осуществляют наблюдение за возникновением и распространением лесных пожаров. Так, при отсутствии транспортной доступности пожарных наблюдательных пунктов, как по дорогам, в том числе лесным дорогам и водным артериям, при возникновении лесного пожара в непосредственной близости к наблюдательному пункту возникает опасность жизни и здоровья сотрудников, осуществляющих дежурство на этих объектах. В первую очередь это касается авиационной зоны мониторинга.

На территории Амурской области в достаточном объеме осуществляется авиамониторинг за возникновением и распространением лесных пожаров. Так, в соответствии с решением Благовещенского городского суда (дело , определение от ДД.ММ.ГГГГ), министерство обязано обеспечить авиамониторинг в количестве часов не менее 1250, тогда как в 2020 году налет часов по авиамониторингу составил 1526 часов. Также, на территории Амурской области используется система дистанционного мониторинга ИСДМ - Рослесхоз, ГИС «Каскад», «НИЦ Планета», которая позволяет в режиме реального времени контролировать возникновение и распространение лесных пожаров.

Исходя из вышеизложенного, министерство считает утверждение Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора о бездействии министерства по противопожарному обустройству лесов несостоятельным, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В письменных пояснениях ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ также, ссылается на п.6 раздела 2 Приказа Минприроды России от 23.06.2014 № 276 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров». Оспаривая расчет необходимого на территории Завитинского лесничества количества пожарно-наблюдательных пунктов, представленный Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой (в количестве 41 шт.), приводит свой расчет, исходя из того, что территория лесничества делится на зоны наземного и авиационного обнаружения пожаров. Зона наземного мониторинга составляет 46960,50 га, из них защитных - 13387,5 га и эксплуатационных 33573 га. Полагает, что согласно расчетам произведенным по формуле: 13387,5*0,2/1000 =3 вышки (защитные леса) и 33573*0,1/1000=3 вышки (эксплуатационные леса), территория Завитинского лесничества должна быть обеспечена 6 вышками. Кроме того, отмечает, что в пожароопасный период на территории Завитинского лесничества мониторинг за пожарной обстановкой осуществляется дежурным с помощью системы ИСДМ «Рослесхоз» и ГИС «Каскад» на территории Амурской области. Данная система позволяет практически в режиме реального времени получать данные о термоточках, возникающих на территории гослесфонда, оперативно реагировать на возгорания, определять площадь природного пожара, скорость его распространения и место расположения.

В письменных пояснениях и отзыве на исковые требования Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора, указывая на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства не предоставления лесных участков в границах Завитинского лесничества в аренду либо в безвозмездное пользование третьим лицам, в обязанности которых, в соответствии с Лесным кодексом РФ, входит проведение мер пожарной безопасности в пределах территории лесного участка, в том числе обустройство пожарных наблюдательных пунктов (ст.ст.53, 53.1, 81, 83 ЛК РФ). Также отмечает, что п. 4 примечания к нормативам противопожарного обустройства лесов, утв. Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», установлено, что проектирование строительства, реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов осуществляется по необходимости с учетом местных условий. Таким образом, соблюдение нормативов, определенных п.п.8 ч.6 Нормативов противопожарного обустройства лесов в отношении эксплуатационных лесов и защитных лесов на территории Завитинского лесничества, относящегося к Дальневосточному лесостепному району, должно планироваться и осуществляться с учетом наличия или отсутствия авиационной охраны территории Завитинского лесничества. Пунктом 6 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного Приказом Минприроды России от 23.06.2014 № 276, пожарные наблюдательные пункты используются для обнаружения лесного пожара и наблюдения за его распространением в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры. На основании лесохозяйственного регламента территория Завитинского лесничества отнесена к лесостепной лесорастительной зоне Дальневосточного лесостепного района на площади 99402 га и к таежной лесорастительной зоне Дальневосточного таежного района на площади 7963 га. Также Порядком не предусмотрено осуществление мониторинга пожарной безопасности с применением пожарных наблюдательных пунктов, в труднодоступных местах, территориях на которых отсутствует развитая, используемая в течении всего пожароопасного сезона дорожная сеть и водные пути. В силу п.11,13 Порядка обнаружения лесных пожаров и наблюдение за их развитием осуществляется с использованием авиационных и космических средств. На основании п.5 порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров (приказ Минприроды России от 15.11.2016 № 597) авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно. На основании постановления губернатора Амурской области от 05.03.2020 № 53 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории Амурской области в 2020 году, территория Завитинского лесничества находится как в зоне авиационной пожарной защиты, так и наземной пожарной защиты. Правилами тушения лесных пожаров органам государственной власти субъектов РФ предусмотрено разграничение методов осуществления мер пожарной безопасности в лесах в зависимости от географического размещения лесного участка, на котором может произойти лесной пожар. Более того, не подлежит принятию во внимание приказ Рослесхоза от 30.06.1995 № 100 «Об утверждении Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров» которым в целях обеспечения своевременного обнаружения лесных пожаров лесхозам было предусмотрено осуществлять строительство наземных наблюдательных пунктов в виде вышек, мачт и других сооружений различной конструкции, позволяющих вести наблюдение за появлением над пологом леса признаков возникающего пожара, поскольку данный приказ Рослесхоза утратил силу. В связи с чем, также не имеют силы и являются недействительными положенные в обоснование заявленных исковых требований прокурора положения п. 2, обязывающие лесхозы осуществлять в соответствии с планами противопожарного устройства лесов, составляемыми при лесоустройстве, строительство наземных наблюдательных пунктов в виде вышек, мачт и других сооружений различной конструкции, позволяющих вести наблюдения за появлением над пологом леса признаков возникающего пожара. Действующим законодательством не предусмотрены аналогичные положения об обязательном строительстве наблюдательных вышек. Функции наземного наблюдения и раннего обнаружения пожаров в Лесничестве обеспечиваются посредством системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения пожаров «Лесохранитель», а также наземного патрулирования. В свою очередь, строительство наземных наблюдательных пунктов, позволяющих вести наблюдение за появлением над пологом леса признаков возникающего пожара относится к дорогостоящим мероприятиям, при этом не везде имеется инфраструктура, позволяющая оснастить их современными системами наблюдения. На основании изложенного Рослесхоз считает возможным, для наблюдения за лесами использовать имеющиеся на охраняемой территории триангуляционные вышки, радиорелейные мачты и вышки операторов сотовой связи. Кроме того Рослесхоз полагает, что заявленные прокурором требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем рассматриваемое гражданское дело подлежит прекращению.

В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ на возражения Рослесхоза Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, ссылаясь на положения ч.ч. 1, 7 ст. 51, ст. 53, ст. 53.1, п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ и иные вышеуказанные им нормативно – правовые акты, настаивает на том, что ПНВ являются обязательными объектами лесной инфраструктуры и их строительство, реконструкция и эксплуатация прямо предусмотрены действующим законодательством, в связи с чем ссылка Рослесхоза на нецелесообразность установки ПНВ и применение иных систем дистанционного обнаружения и контроля за лесными пожарами, является не состоятельной. Кроме того, ссылаясь на положения ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ, ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, прокурор считает необоснованными доводы Рослесхоза о необходимости прекращения производства по делу.

Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО1, представитель заинтересованного лица ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза» ФИО2 в судебном заседании подержали доводы, изложенные в приведенных выше письменных возражениях на административные исковые требования, дополнительно пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза» был заключен договор с ООО «ПИК» на оказание услуг по расширению и обеспечению бесперебойного функционирования системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель» на территории Амурской области, в результате исполнения которого в ближайшее время вся территория Завитинского лесничества будет находиться под круглосуточным наблюдением в режиме реального времени. В соответствии с действующим законодательством к объектам противопожарного обустройства лесов относятся, в том числе пожарные наблюдательные пункты, включая вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты. По мнению Федерального агентства лесного хозяйства, выраженному в их ответе на обращение Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, для наблюдения за лесами возможно использовать имеющиеся на охраняемой территории триангуляционные вышки, радиорелейные мачты и вышки операторов сотовой связи. В настоящее время нет оснований утверждать о бездействии со стороны ответчиков в части осуществления мер пожарной безопасности в лесах, поскольку все необходимые мероприятия по предотвращению лесных пожаров ответчиками выполняются, на территории Завитинского лесничества осуществляется наземное патрулирование и наблюдение, в том числе с помощью авиационных и космических средств. Целесообразность и эффективность строительства и установки именно пожарно – наблюдательных пунктов административным истцом не доказана, при этом финансирование на их строительство прекращено, нормативно – правовая база отсутствует. Апелляционным определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Тындинского районного суда по аналогичному делу, которым требования прокурора были удовлетворены и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, при этом суд апелляционной инстанции также указал на то, что строительство пожарно - наблюдательных вышек производится лишь при необходимости, с учетом местных условий, а также на отсутствие нормативного регулирования их строительства. На основании изложенных доводов просили отказать в удовлетворении заявленных Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором требований.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные дополнения прокурора, письменные возражения ответчиков, заинтересованных лиц, представленные в материалы гражданского дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации гарантировано право на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полагая, что ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» допущены нарушения интересов Российской Федерации, выраженные в непроведении необходимых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в виде строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на землях государственного лесного фонда, состоящих в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ) и находящихся на территории Завитинского лесничества, а Министерством не обеспечено надлежащая реализация переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочий по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

В силу ч.ч.1,4 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 53 ЛК РФ, пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1614).

В силу пункта 15 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности осуществляются в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, и в эксплуатационных и резервных лесах, расположенных на землях лесного фонда, с учетом установленного правового режима лесов и целевого назначения земель.

В соответствии с ч. ч. 1,2 ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. 2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В силу ч.1 ст.53.2 ЛК РФ Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; 3) организацию патрулирования лесов; 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

Согласно ч.1 ст.83 ЛК РФ полномочия в области лесных отношений, в частности по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 01.09.2015 № 223, Министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим на территории Амурской области государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере лесных отношений, в том числе в сфере обеспечения пожарной безопасности.

В силу п. 1.6 Положения в ведении Министерства находятся государственные учреждения Амурской области, осуществляющие функции в установленных сферах деятельности.

Согласно п. 3.1.8 Положения Министерство осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, в том числе осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров.

На территории Амурской области осуществляют свою деятельность 11 государственных автономных учреждений Амурской области - лесхозы, являющиеся подведомственными Министерству учреждениями, в том числе и ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 87 ЛК РФ использование, охрана, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество», утвержден приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (далее – Регламент).

В силу п. 1.1.1, 1.2.1 Регламента территория лесничества расположена в юго-восточной части Амурской области. Леса лесничества территориально размещены равновеликими участками на территории Октябрьского, Завитинского, Михайловского, Бурейского и Ромненского административных районов и на землях подчиненных администрации города Райчихинск. Общая площадь Завитинского лесничества составляет 107095 га. В состав структурных подразделений лесничества вошло 4 участковых лесничества.

В соответствии со статьей 10 ЛК РФ леса по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные.

Согласно п. 1.1.5 Регламента установлено распределение лесов Завитинского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов и их площади, а именно:

1. Октябрьское участковое лесничество 39484 га лесов, из которых 1630 га защитные леса, 37854 га эксплуатационные леса;

2. Завитинское участковое лесничество 51391 га лесов, из которых 3731 га защитные леса, 47660 га эксплуатационные леса;

3. Михайловское участковое лесничество 810 га лесов, из которых 164 га защитные леса, 646 га эксплуатационные леса;

4. Райчихинское участковое лесничество 15410 га лесов, из которых 10700 га защитные леса, 4710 га эксплуатационные леса.

Таким образом, на территории Завитинского лесничества находится 16225 га защитных лесов и 90870 га эксплуатационных лесов.

В силу Приказа Минприроды России от 18 августа 2014 г. № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория Завитинского, Михайловского, Октябрьского районов Амурской области относится к перечню Дальневосточных лесостепных районов.

Кроме того, п. 1.1.4 Лесохозяйственного регламента установлено, что территория Завитинского лесничества отнесена к лесостепной лесорастительной зоне Дальневосточного лесостепного района и к таежной лесорастительной зоне Дальневосточного таежного района.

В силу ч. 1 ст. 53.3 ЛК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 ЛК РФ, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие в том числе перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.

Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» на период пожароопасного сезона 2021 года (параграф 2), утвержденным руководителем ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены следующие меры противопожарного обустройства лесов на территории лесничества (лесопарка): посадочные площадки для самолетов и вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; противопожарные минерализованные полосы; пожарный наблюдательный пункт, пункты сосредоточения противопожарного инвентаря; пожарные водоемы и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения; сплошные санитарные рубки, проходные рубки, прореживание, профилактическое контролируемое противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные меры, определенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения, благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со статьей 11 ЛК РФ, установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек, установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах).

Указанным Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты) не предусмотрены. Такая мера противопожарного обустройства лесов не предусматривалась и Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» на период пожароопасного сезона 2020 года.

Нормативы противопожарного обустройства лесов на 1 000 га, утверждены Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 г. № 174 (далее – Приказ Рослесхоза № 174).

В силу п.п. 8 ч. 6 Приказа № 174 Дальневосточный лесостепной район обеспечивается пожарными наблюдательными пунктами (вышками, мачтами, павильонами и другими наблюдательными пунктами) из расчета 0,2 каждые 1 000 га общей площади лесничества в защитных лесах и из расчета 0,1 каждые 1 000 га общей площади лесничества в эксплуатационных лесах.

Согласно информации министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в ходе производства по делу Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой Амурской области наземная зона охраны лесов Завитинского лесничества по целевому назначению делится на эксплуатационные леса - 23345 га, защитные леса - 14825 га.

В соответствии с приведенными Нормативами противопожарного обустройства лесов, наземная зона охраны лесов Завитинского лесничества предполагает 5 пожарно-наблюдательных пункта, из которых 2 в эксплуатационных лесах Завитинского лесничества и 3 в защитных лесах (23345*0,1/1000 = 2,3 (эксплуатационные леса) и 14825*0,2/1000=2,9 (защитные леса)).

При этом, согласно информации Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на территории Завитинского лесничества имеется один пожарно-наблюдательный пункт.

Из ответа ГАУ Амурской области «Завитинский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с разработанным и утвержденным планом тушения лесных пожаров на территории Завитинского лесничества для осуществления наземного мониторинга лесопожарной опасности используется один наблюдательный пункт (элеватор в Октябрьском районе). Согласно приказу Рослесхозза от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» из расчета на каждые 1000 га общей площади лесов (показатель количества наблюдательных постов – 0,1) в наземной зоне обнаружения и тушения (площадь 23663 га) рекомендуется 2 наблюдательных поста. Недостаточное количество наблюдательных постов компенсируется прохождением маршрутов авиационного мониторинга над территорией отнесенной к наземному обнаружению и тушению лесных пожаров. На 2021 год Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области планируется увеличение количества наблюдательных пунктов «Лесохранитель», размещенных на мачтах сотовых операторов связи.

Кроме того, п. 4 Плана тушения подтверждается то, что Завитинским лесничеством в качестве пожарно - наблюдательного пункта, используется расположенный в с. Екатеринославка элеватор, Октябрьское участковое лесничество.

Вместе с тем, согласно письменных возражений от ДД.ММ.ГГГГ представителя административного ответчика Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на исковые требования прокурора, а также пояснений данных в судебном заседании, территория Завитинского лесничества находится как в зоне авиационной пожарной защиты, так и наземной пожарной защиты, зону лесоавиационных работ, которая в свою очередь разделена на зону наземного обнаружения и тушения, и на зону авиационного обнаружения и тушения. Также ГАУ АО «Завитинский лесхоз» в целях обнаружения возгорания сухой растительности использует приложения «ИСДМ-Рослесхоз», а также геоинформационный ресурс «Каскад», которые позволяют в кратчайшее время определить точную географическую привязку очагов возгорания, что позволяет оперативно передать информацию в диспетчерскую службу, после чего незамедлительно отправить группу пожаротушения для ликвидации очага возгорания.

Из представленного суду договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по расширению и обеспечению бесперебойного функционирования системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель» на территории Амурской области, усматривается установление системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения пожара, в том числе на территории Завитинского района, а именно в с. Верхнеильиновка Завитинского района Амурской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в соответствии с Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» на 2021 год работы по авиационному мониторингу территории и осуществлению мер пожарной безопасности согласно государственному заданию выполняет Архаринское авиаотделение ГАУ «Авиабаза».

Согласно ч.2,3 ст.51 ЛК РФ в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Территория Завитинского лесничества преимущественно находится в зоне авиационной пожарной защиты, что подтверждается зонами контроля лесных пожаров на территории Амурской области, утвержденными постановлением Губернатора Амурской области от 05.03.2020 № 53 « О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории Амурской области в 2020 году».

Распределение земель лесного фонда ГКУ Амурской области «Завитинское лесничество» по зонам осуществления мониторинга и тушения лесных пожаров содержится в приложении №1 к приказу министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 30.12.2020 №1452-ОД «Об итогах пожарного сезона 2020 года и задачах на 2021 год», в соответствии с которым, территория Завитинского лесничества площадью 114527 га включает в себя зону наземного обнаружения и тушения лесных пожаров – 47315 га, зону авиационного обнаружения и тушения – 67212 га.

В соответствии с п.6 правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 Районы применения наземных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий.

Пунктами 6,10 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного Приказом Минприроды России от 23.06.2014 N 276, предусмотрено, что обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры.

При организации наблюдения за развитием лесных пожаров с использованием пожарных наблюдательных пунктов используются средства связи, позволяющие сообщать о лесном пожаре в специализированную диспетчерскую службу, а также уполномоченным органам государственной власти, лицам, осуществляющим мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (в том числе с использованием авиационных средств) и тушение лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.

Пункты 11,13 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров предусматривают обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием авиационных средств (авиационное патрулирование) в зоне осуществления лесоавиационных работ и использованием космических средств (специализированной автоматизированной информационной системы дистанционного зондирования Земли).

Пунктом 5 Правил тушения лесных пожаров установлено, что районы применения авиационных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях со слаборазвитой или отсутствующей дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения невозможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара.

Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно (п.5 порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного Приказом Минприроды России от 15.11.2012 № 597).

Зоны контроля лесных пожаров устанавливаются органами исполнительной власти в пределах полномочий по организации работ по тушению лесных пожаров, установленных статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях (пункт 5.1 правил тушения лесных пожаров).

Из анализа приведенных положений следует, что Правила тушения лесных пожаров и Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров не предусматривают осуществление мониторинга пожарной опасности с применением пожарных наблюдательных пунктов в труднодоступных местах, территориях, где отсутствует развитая дорожная сеть, водные пути, используемые в течение всего пожарного сезона. На таких территориях, учитывая их географические особенности, мониторинг пожарной опасности осуществляется с использованием авиационных и космических средств

При этом пунктом 4 примечаний к нормативам противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, определено, что строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местных условий.

Учитывая изложенное, зоны контроля лесных пожаров на территории Амурской области, в том числе на территории Завитинского лесничества, с выделением зон наземного и авиационного мониторинга определены в зависимости от географического размещения лесного участка (территории), на которой может произойти пожар.

Таким образом, оснований полагать о бездействии со стороны административных ответчиков в части осуществления мер пожарной безопасности в лесах на территории Завитинского лесничества, у суда не имеется.

Кроме того, суд учитывает, что в связи с изданием Постановления правительства РФ от 28.07.2020 3 1132 от 01.01.2021 утратил силу Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденные приказом Рослесхоза от 30.06.1995 № 100, которыми определялся порядок строительства и размещения пожарных наблюдательных пунктов, а также организация и техника наблюдения за лесами с наблюдательных пунктов.

В настоящее время нормативный правовой акт, устанавливающий правила строительства и размещения пожарных наблюдательных пунктов уполномоченным органом исполнительной власти не принят.

Согласно информационному письму ФБУ «Авиалесохрана» от 26.02.2021 №836, утвержденные требования к пожарно-наблюдательным пунктам отсутствуют. Фактически в массовом порядке они не выпускаются в связи с отсутствием заказов производителям от уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, а также высокой стоимостью производства, доставки, монтажа, эксплуатации и отсутствием утвержденного порядка их ежегодной приемки в эксплуатацию.

На основании изложенного, принимая во внимание что главной целью исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров является предупреждение и обнаружение лесных пожаров, в том числе путем максимального обзора охраняемых территорий, что Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров допускают возможность применения авиационных либо космических методов противопожарной защиты лесов в случае, когда осуществление мер пожарной безопасности с применением наземных способов, в частности с использованием пожарных наблюдательных пунктов и вышек представляется невозможным в связи с географическими особенностями расположения лесов, учитывая осуществляемый на территории Завитинского лесничества Архаринским авиаотделением ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза» авиационный мониторинг, оказываемые ООО «ПИК» услуги по расширению и обеспечению бесперебойного функционирования системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель», использование ГАУ АО «Завитинский лесхоз» в целях обнаружения возгорания сухой растительности приложения «ИСДМ-Рослесхоз» и геоинформационного ресурса «Каскад», которые позволяют в кратчайшее время определить точную географическую привязку очагов возгорания, что в свою очередь позволяет оперативно передать информацию в диспетчерскую службу, после чего незамедлительно отправить группу пожаротушения для ликвидации очага возгорания, иные осуществляемые на территории Завитинского лесничества мероприятия по предотвращению лесных пожаров, а также учитывая неурегулированность на законодательном уровне порядка возведения пожарно-наблюдательных пунктов и экономическую целесообразность обустройства таких пунктов на территории Завитинского лесничества, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

Вместе с тем, учитывая основание административного иска и характер заявленных прокурором требований, принимая во внимание положения ч.1.1 ст. 219 КАС РФ, суд признает не состоятельными доводы административных ответчиков о пропуске прокурором срока для обращения с административным исковым заявлением в суд.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Государственному автономному учреждению Амурской области «Завитинский лесхоз» о возложении обязанности организовать и произвести противопожарное обустройство лесов путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Югай Л.А.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ