НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зареченского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 25.09.2014 № 2-1107/2014

     РЕШЕНИЕ

     именем Российской Федерации

 25 сентября 2014 года                                                                                    г. Тула

 Зареченский районный суд г. Тулы в составе:

 председательствующего Реуковой И.А.,

 при секретаре Исаенковой Д.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Тулы к Кузнецову Ю.Е., Чехову А.В. о взыскании ущерба,

     у с т а н о в и л :

     администрация города Тулы обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, о взыскании с Кузнецова Ю.Е. - <данные изъяты>, с Чехова А.В. – <данные изъяты>, в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконной вырубки 29 деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами №, принадлежащих ответчикам на праве общей долевой собственности.

     В судебном заседании представитель администрации города Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и настаивала на их удовлетворении.

 Ответчики Чехов А.В. и Кузнецов Ю.Е. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, полагая их необоснованными, поскольку вырубка деревьев производилась на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности.

 Выслушав объяснения представителя истца, ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 указанного Кодекса, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В ходе судебного разбирательства установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что ответчики Кузнецов Ю.Е. и Чехов А.В. на основании договора купли-продажи земельных участков, заключенного <дата> с П., зарегистрированного в Управлении Росреестра по Тульской области <дата>, приобрели право собственности на земельные участки с кадастровым номером №, общей площадью 679 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания строящегося дома, для строительства индивидуального жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес> и с кадастровым номером №, общей площадью 679 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания строящегося дома, для строительства индивидуального жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>. При этом доля Кузнецова Ю.Е. в праве общей долевой собственности на указанные участки составила 2/5, а Чехова А.В. – 3/5 (свидетельства о государственной регистрации права от <дата> №).

 На основании соглашения о разделе земельного участка, заключенного <дата> между ответчиками земельные участки с кадастровыми номерами № каждый были разделены на два земельных участка, в результате чего образовались земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 337 кв.м, № площадью 342 кв.м, № площадью 341 кв.м, № площадь. 338 кв.м. На основании указанного соглашения право собственности Кузнецова Ю.Е. и Чехова А.В. на ранее приобретенные земельные участки было прекращено, доли в праве общей долевой собственности на вновь образованные земельные участки остались прежними (2/5 доли и 3/5 доли в праве общей долевой собственности соответственно), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> №, от <дата> №.

 <дата> комиссией, состоящей из трех человек, созданной администрацией города Тулы, было проведено обследование территории по адресу: <адрес> на предмет самовольной вырубки зеленых насаждений. В результате проведенного обследования было выявлено самовольное удаление зеленых насаждений – 26 берез на земельных участках с кадастровыми номерами № (акт № комиссионного обследования территории от <дата>).

 <дата> той же комиссией была проведена повторная проверка вышеуказанной территории на предмет самовольной вырубки земельных насаждений, по результатам которой уточнено, что на данной территории вырублено 29 деревьев породы береза (акт № комиссионного обследования территории от <дата>)

 Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

 При этом в соответствии со ст. 78 указанного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

 В соответствии с п. 9.7.10 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938 (ред. от 28.05.2014) при предоставлении земельного участка для градостроительной деятельности на озелененной территории, в случае необходимости вырубки существующих зеленых насаждений на указанном земельном участке, в целях дальнейшего строительства объектов, зеленые насаждения подлежат компенсационному озеленению в порядке, предусмотренном пунктами 9.7.1 - 9.7.9 настоящих Правил.

 Согласно п. 9.7.4 Правил компенсационное озеленение предусматривает, в том числе, денежную форму, которая является основной и определяется по методике расчета размера платежей за вырубку и повреждение зеленых насаждений, повреждение и уничтожение газонов и цветников в порядке, предусмотренном приложением 18 настоящих Правил.

 Пунктами 9.8.1-9.8.3 указанных Правил установлено, что вырубка деревьев и кустарников производится при наличии порубочного билета (разрешения), оформленного в установленном порядке, определяющего согласованный снос городских зеленых насаждений в порядке, предусмотренном приложением 19 настоящих Правил. Выдача порубочных билетов осуществляется отраслевым (функциональным) территориальным органом, уполномоченным администрацией города Тулы. Порубочный билет является бланком строгой отчетности. Оформление по форме и выдача порубочного билета (разрешения) осуществляется после составления акта-заключения комиссионного обследования зеленых насаждений с расчетом и оплатой сумм компенсации за вырубку зеленых насаждений.

 Порядок выдачи порубочного билета определен административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на удаление, кронирование и обрезку зеленых насаждений», утвержденным постановлением администрации г. Тулы от 29.06.2012 N 1748 (ред. от 18.12.2013), согласно п. 2.4 которого результатом предоставления муниципальной услуги являются: выдача «Порубочного билета» (разрешения) на удаление, кронирование и обрезку зеленых насаждений; письмо, содержащее мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.

 Учитывая вышеизложенные правовые нормы, принимая во внимание, что подрядной организацией по поручению ответчиков была произведена вырубка 29 деревьев без получения порубочного билета, о чем соответствующих обращений Кузнецова Ю.Е. и Чехова А.В. в администрацию города Тулы не поступало, истец обратился в суд с требованиями о взыскании с ответчиков ущерба пропорционально долям в праве общей долевой собственности – <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно, исходя из представленного расчета.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой г. Тулы было рассмотрено коллективное обращение жителей Пролетарского района г. Тулы от <дата> по вопросу нарушения градостроительного, земельного законодательства в части вырубки зеленых насаждений в Березовой роще, расположенной <адрес>. В рамках указанной проверки, в частности, <дата> сотрудником прокуратуры г. Тулы осуществлялся выход по на место, в результате которого указано, что вырублено 29 деревьев породы береза, о чем составлен соответствующий акт. По результатам проверки в отношении Чехова А.В. и Кузнецова Ю.Е. были возбуждена дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» - совершение иных действий (бездействия), запрещенных правилами благоустройства территорий, в том числе несоблюдение чистоты и порядка, если это нарушение не подпадает под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения административной комиссией муниципального образования город Тула по Пролетарскому району указанных материалов об административных правонарушениях были вынесены постановления от <дата> №№ о привлечении Чехова А.В. и Кузнецова Ю.Е. к административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения и назначено наказание в виде штрафа в размере 2500 руб. каждому (материалы дел об административных правонарушениях в отношении Кузнецова Ю.Е. и Чехова А.В., надзорное производство №).

 В судебном заседании ответчики не отрицали, что вырубка 29 берез на их земельных участках осуществлялась подрядной организацией <данные изъяты> по устной договоренности. Договор на оказание данных услуг заключен не был. Согласований на вырубку земельных насаждений у администрации города Тулы поучено не было, порубочный билет отсутствовал. При этом полагали, что данное обстоятельство не свидетельствует о наличии правовых оснований для взыскания с них ущерба в пользу истца, поскольку они как собственники земельных участков, имели право на вырубку находящихся на них деревьев без указанных документов.

 В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).

 Согласно ч. ч. 1-3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

 Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

 Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

 В соответствии с ч. 1 ст. 129 указанного Кодекса объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

 Согласно п.1 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения и генерального плана городского округа содержит, среди прочего, положение о территориальном планировании

 В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного Кодекса территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

 При этом территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ч. 7 вышеуказанной Статьи).

 Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

 Ч. 3 указанной статьи установлено, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

 Согласно сообщению администрации города Тулы от <дата> №, фрагменту карты градостроительного зонирования, кадастровым паспортам земельных участков от <дата> №, земельные участки ответчиков относятся к жилой территориальной зоне: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3).

 П. 1.2 Правил благоустройства территории муниципального образования города Тула установлены требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечню работ по благоустройству и периодичности их выполнения, установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организации благоустройства территории муниципального образования город Тула (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования город Тула.

 Учитывая, что земельные участки ответчиков используются в соответствии с разрешенным видом использования: для обслуживания строящегося жилого дома, для строительства индивидуального жилого дома с надворными постройками, расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, к землям лесного хозяйства либо к рекреационной зоне не относятся, а Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула не регламентировано распространяют ли они свое действие на земельные участки, являющиеся частной собственностью либо исключительно на объекты муниципальной собственности, не оговорен механизм урегулирования отношений с собственниками земельных участков в случае допущения вырубки деревьев без получения порубочного билета, принимая во внимание, что из буквального толкования положений п. 9.7.10 Правил зеленые насаждения подлежат компенсационному озеленению только при предоставлении земельного участка для градостроительной деятельности, тогда как Кузнецовым Ю.Е. и Чеховым А.В. земельные участки не предоставлялись, а были приобретены на основании договора купли-продажи. Каких-либо обременений, связанных с расположенными на земельных участках деревьями как на ответчиков, так и на их правопредшественников, не возлагалось, что подтверждается договором купли-продажи земельных участков от <дата> и постановлением главы администрации Пролетарского района Управы города Тулы от <дата> № «О предоставлении гр. Р. земельного участка для строительства жилого дома в <адрес>», содержащим предупреждение Р. об ответственности только за самовольное изменение границ земельных участков и самовольное строительство.

 В обоснование заявленных требований представитель администрации города Тулы ссылался на то, что ответчики не обжаловали постановления о привлечении их к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», однако данное обстоятельство не является безоговорочным основанием для взыскания с ответчиков суммы ущерба.

 Иных доказательств в обоснование заявленных требований в порядке ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено.

 Таким образом, проанализировав исследованные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, разрешая исковые требования в пределах заявленных в соответствии с положениям. ч 3 ст. 196 указанного Кодекса, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 р е ш и л :

 в удовлетворении исковых требований администрации города Тулы к Кузнецову Ю.Е., Чехову А.В. о взыскании ущерба отказать.

 Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено 26 сентября 2014 года.

 Председательствующий