НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Зарайского городского суда (Московская область) от 21.05.2018 № 2-230/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2018 года г. Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С.,

при секретаре судебного заседания Гагариной Е.А.,

с участием истца Баширова В.А.,

представителей ответчика ГУ-УПФ РФ № 41 по г. Москве и Московской области по доверенности Сидоренко А.В., Андроновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-230/2018 по иску Баширова В.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации №41 по г. Москве и Московской области об индексации страховой пенсии по старости и обязании произвести перерасчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Баширов В.А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации №41 по г. Москве и Московской области об индексации страховой пенсии по старости и обязании произвести перерасчет пенсии. В обосновании исковых требований указал, что в соответствии с договором о приемной семье ему назначена выплата вознаграждения, причитающаяся приемному родителю за двоих детей. Пенсионный фонд посчитал истца работающим пенсионером и отказа ему в индексации пенсии с 01 февраля 2018 года.

Истец считает, что вознаграждение родителям следует отнести к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.

На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика возобновить индексацию страховой пенсии по старости с 01 февраля 2016 года, обязать произвести перерасчет пенсии.

В судебном заседании истец Баширов В.А. просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ГУ-УПФ РФ № 41 по г. Москве и Московской области по доверенности Сидоренко А.В., Андронова Е.В. возражали в удовлетворении заявленных требований. Как следует из представленных письменных возражений, ответчик не согласен с предъявленными требованиями. В декабре 2017 года Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Зарайск и Серебряные Пруды была подана корректирующая форма по факту работы Баширова В.А. С февраля 2018 года пенсия истцу выплачена согласно ст. 26.1 ФЗ от 23.12.2013 №400 ФЗ «О страховых пенсиях» без учета индексации, как работающему пенсионеру.

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным Налоговым кодексом РФ, а также ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» видам доходов, освобождаемых от налогообложения. Ч.1 ст.7 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, поскольку периоды, в течение которых в Пенсионный фонд РФ перечислялись страховые взносы за указанных застрахованных лиц, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж, как периоды работы, то опекуны, получающие вознаграждение в соответствии с договором, относятся к категории работающих лиц.

В связи с изложенным ответчик просит в иске Баширову В.А. отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как усматривается из материалов дела, Баширов В.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 9-15).

Распоряжением Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Зарайскому муниципальному району от 29.10.2013 над несовершеннолетней Ф. М.С., --- года рождения, установлена опека. Опекуном назначен истец Баширов В.А. (л.д. 5-6).

Распоряжением Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Зарайскому муниципальному району от 28.10.2013 над несовершеннолетней О. Е.В., --- года рождения, установлена опека. Опекуном назначен истец Баширов В.А. (л.д. 7-8).

Согласно п.2 указанных выше распоряжений, истец Баширов В.А. назначен опекуном несовершеннолетних детей на возмездной основе.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74 рублям 27 копейкам.

Корректировка стоимости одного пенсионного коэффициента осуществляется по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере. Стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается федеральным законом.

Размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 7 настоящего Федерального закона индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 01 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).

В соответствии с п.п. 3, 6, 7 ст. 145 СК РФ отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п.1 ст. 36 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Вместе с тем на основании ч.1 ст. 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Пунктом 3 статьи 148 СК РФ также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.

Согласно п. 2, 4 Постановления Правительства Московской области от 03 февраля 2009 г. N 82/3 (ред. от 26 апреля 2013 г.) «Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и Порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми приемным семьям» назначение и выплата вознаграждения производится территориальным управлением или отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по месту жительства ребенка Вознаграждение назначается одновременно с назначением опеки, попечительства или передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

В соответствии с п. 3 и п. 5 ст. 2 Закона Московской области от 31.10.2008 N 162/2008-ОЗ (ред. от 28.03.2013) «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» (принят постановлением Мособлдумы от 23.10.2008 N 1/57-П) опекунам или попечителям, в соответствии с федеральным законодательством заключившим договор на возмездных условиях, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере --- рублей. Выплата производится органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного за счет средств бюджета Московской области.

Порядок выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям устанавливается Правительством Московской области.

Постановлением Правительства МО от 03.02.2009 N 82/3 (ред. от 26.04.2013) утвержден Порядок выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и Порядок выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми приемным семьям, которыми определены механизм и условия выплаты за счет средств бюджета Московской области вознаграждения приемным родителям, опекунам, попечителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области и совместно проживающим с ребенком.

В соответствии с п. 5 настоящего Порядка для назначения вознаграждения опекун, попечитель, приемные родители представляют в орган опеки и попечительства наряду с перечисленными в данном пункте документами копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, что позволяет сделать вывод о производимых с указанного вознаграждения соответствующих отчислений.

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение опекунам, попечителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (опекунов, попечителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Поскольку Баширов В.А., являясь стороной по договору об осуществлении опеки (попечительства), принял на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию несовершеннолетних детей за вознаграждение, то его следует признать выполняющим оплачиваемую работу, поэтому истец не имеет права, как работающее лицо, на индексацию пенсии.

Таким образом, у суда не имеется оснований для обязания ГУ-УПФР N 41 по г.Москве и Московской области произвести Баширову В.А. индексацию пенсии с 01 февраля 2016 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Баширова В.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации №41 по г. Москве и Московской области об индексации страховой пенсии по старости и обязании произвести перерасчет пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом 25 мая 2018 года.

Судья В.С. Муштаков