Мировой судья 57 судебного участка Дело № 5-336/2019
Зарайского судебного района
Московской области
Э.В. Владимирова
Р Е Ш Е Н И Е
12 ноября 2019 года г.Зарайск
Судья Зарайского городского суда Московской области Прибылов А.В., рассмотрев материалы дела № 12-62/2019 по жалобе председателя контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области ФИО1 на постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области от 13.08.2019г (резолютивная часть 07.08.2019г), которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2, --- года рождения, уроженки г. --- --- области, проживающей по адресу: (адрес 1).
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области ФИО3 производство по делу об административном правонарушении по ст. 15.11 ч.1 КоАП РФ в отношении ФИО2 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области ФИО1 22.08.2019г. подала жалобу в Зарайский городской суд через мирового судью 57 судебного участка Зарайского судебного района на постановление № 5-336/19 от 13.08.2019г.
В своей жалобе председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области ФИО1 указывает, что выводы судьи, изложенные в постановлении по настоящему делу, не обоснованы и не соответствуют действительности в силу следующего. Представитель КСП городского округа Зарайск в заседании по рассмотрению обстоятельств настоящего дела приглашен судьей не был, для представления доказательств и объяснений по существу, в связи с чем, рассмотрение дела было необъективным. В Акте контрольного мероприятия № 3 от 29.03.2019 года, являющимся доказательством по вышеуказанному делу, в пунктах 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3 подробно изложены факты и доказательства по данному вопросу, судьей к сведению приняты не были. Довод, изложенный в решении судьи и послуживший основанием для принятия решения о прекращении производства по делу, о том, что «Бухгалтерская отчетность формируется на основании первичных документов, обязанность их своевременного представления в централизованную бухгалтерию возложена на Учреждение, что последним не было исполнено», не соответствует действительности. Централизованная бухгалтерия отражает акт об оказании услуг № 811 от 31.12.2017 г. по муниципальному контракту с ГБУЗ МО «ЗЦРБ» в сумме 800 руб. в регистре бухгалтерского учета «Журнал операций № 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за январь 2018 года» - 09.01.2018 года, следовательно, утверждение ФИО2 о том, что документы она получила с ГБУЗ МО «ЗЦРБ» - после 20 января 2018 года вызывают сомнения, так как установленные факты говорят не в ее пользу. Так как бухгалтерская отчетность сформирована ФИО2 22.01.2018 года, кредиторская задолженность на сумму 800 руб. должна быть отражена в «Балансе государственного (муниципального) учреждения на 01.01.2018г.». Товарная накладная № 347 от 31.12.2017 г. на сумму 17430 руб. по муниципальному контракту с ИП Т.О.Н. Централизованная бухгалтерия получила в декабре 2017 года, что подтверждается отметкой бухгалтерии «Погашено 12.2017» и подписью ответственного сотрудника на вышеуказанной товарной накладной, а также подписью директора ФИО4 на отметке «Груз получил, грузополучатель 31.12.2017г.». В регистре бухгалтерского учета «Журнал операций № 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за декабрь 2017 года» - 30.12.2017г. проведена операция по «Поступлению МЗ:Бензин А95» в сумме 17430 руб., и бухгалтерская операция по сторнированию (уменьшению) начислений в сумме 17430 руб.по бухгалтерской справке к документу «Операция (бухгалтерская)» от 30.12.2017 г. № Иц000024, чтобы скрыть кредиторскую задолженность. Таким образом, ФИО2 получены вышеуказанные документы в декабре 2017 года, а не после 15 января 2018 года, как она утверждает. Так как бухгалтерская отчетность сформирована ФИО2 22.01.2018 года, кредиторская задолженность на сумму 17430 руб. должна быть отражена в «Балансе государственного (муниципального) учреждения на 01.01.2018г.». В представленных к проверке документах по муниципальному контракту с ПАО «Ростелеком», а именно: - счет № --- от 31.12.2017 года на сумму 4130 руб.; - счет-фактура №--- от 31.12.2017 года на сумму 4130 руб.; - акт выполненных работ (оказанных услуг) № 841701/50/0491017 за услуги связи на сумму 4130 руб. прослеживается аналогичная отметка Централизованной бухгалтерии «Погашено XII.2017» с подписью ответственного сотрудника на вышеуказанных документах. В регистре бухгалтерского учета «Журнал операций №4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за январь 2018 года» - 09.01.2018 года Централизованная бухгалтерия отражает операцию на сумму 4130 руб. по акту выполненных работ (оказанных услуг) № 841701/50/0491017 с ПАО «Ростелеком». Таким образом, ФИО2 получены вышеуказанные документы в декабре 2017 года, а не после 30 января 2018 года, как она утверждает. Кроме того, акты сверки взаимных расчетов по вышеуказанным муниципальным контрактам сформированы с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. с образовавшейся кредиторской задолженностью на 01.01.2018 года, подписаны директором учреждения ФИО4 и главным бухгалтером ФИО2: - с ГБУЗ МО «ЗЦРБ» в сумме 800 руб.; - с ИП Т.О.Н. в сумме 17430 руб.; - с ПАО «Ростелеком» в сумме 4130 руб. Итого: 22360 руб.
В связи с изложенным, председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области ФИО1 просит: - отменить постановление от 13.08.2019 г. по делу № 5-336/19 мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области в отношении ФИО2.
В судебном заседании председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области ФИО1 поддержала жалобу по доводам, изложенным в ней, просила отменить постановление мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении и принять решение об удовлетворении требований КСП г.о. Зарайск.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 не явилась, просила рассмотреть административный иск в ее отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно примечанию статьи 15.11 КоАП РФ, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мним притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта пер учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года № 402-Ф39 (далее Закон), ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
При этом из содержания положений Закона следует, что руководитель экономического субъекта, единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период, данных, содержащихся в первичном учетном документе, а также созданную на основании представленных сведений информации при ведении бухгалтерского учета.
Согласно ст. 9 Закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Согласно статье 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В силу п.8 вышеупомянутой Инструкции N 157н (в редакции до 07.05.2018 г.) первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, а при ее отсутствии – обязательных реквизитов.
Из материалов дела усматривается, что бухгалтерский учет в МБОУ ДПО УМИЦ осуществляется Муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск», на основании гражданско - правового договора № --- о бухгалтерском обслуживании от 01.01.2017.
Из содержания данного договора следует, что Учреждение передает полномочия по ведению бухгалтерского учета Бухгалтерии в соответствии с действующим законодательством РФ и представленными документами. При этом в обязанности Учреждения входит своевременное предоставление необходимых для выполнения договора первичных учетных документов (п. 2.1.2, Договора).
Согласно кадровым приказам ФИО2 исполняла должностные обязанности главного бухгалтера в периоде с 20.04.2017 года по 06.09.2017 года временно; с 07.09.2017 г. по 04.10.2017 года на время ежегодного оплачиваемого отпуска главного бухгалтера Ш.А.С. (приказ № 99-К от 06.09.2017 года), с 05.10.2017 по 14.12.2018 года на время декретного отпуска главного бухгалтера Ш.А.С. (приказ №115-К от 10.10.2017г.) в соответствии с должностной инструкцией.
Из содержания должностной инструкции главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» от 25.11.2017 № 130 следует, что на главного бухгалтера возлагаются, в том числе обязанности: обеспечение представления бухгалтерской отчетности, без указания конкретных Учреждений, либо самого «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайска» соответствующие адреса.
При этом бухгалтерская отчетность формируется на основании первичных документов, обязанность их своевременного представления в централизованную бухгалтерию, возложена на Учреждение последним не было исполнено, следовательно, не своевременное представление в бухгалтерию товарной накладной № 347 от 31.12.2017г. о поставке ИП Т. О.Н. бензина МБОУ ДПО УМИЦ, Акта выполненных работ от 31.12.2017г. (за декабрь) ПАО «Ростелеком», Акта об оказании услуг № 167 от 30.12.2017г., ГБУЗ МО «ЗЦРБ» о прохождении предрейсового осмотра водителей, повлекло за собой занижении кредиторской задолженности на общую сумму 22360 руб., которая не была отражена в бухгалтерской отчетности на конец 2017 года в «Балансе государств (муниципального) учреждения на 01.01.2018г. (форма по ОКУД 0503730)», что повлекло искажение вышеназванных строк бухгалтерской отчетности учреждения на 223- или 86,98%.
Кроме того, согласно постановления позиции ВС РФ, высказанной в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.10.2001 года № 18 (в редакции от 25. 06.2019 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях». Согласно п.26 по применению главы 15 Особенной части Кодекса Российской федерации об Административных правонарушениях следует, что если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах мировой судья, дав верное толкование нормативным актам, подлежащим применению при рассмотрении данного дела, пришел к правильному выводу об отсутствии вины ФИО2 в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для привлечения её к административной ответственности по ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из-за отсутствия состава административного правонарушения, не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ мировым судом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, допущено не было, поскольку каждое доказательство получило оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела установлены все юридически значимые обстоятельства.
Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверены судьей районного суда в полном объеме в соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления мирового судьи в отношении ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст.15.11 ч.1 КоАПРФ за отсутствием состава административного правонарушения, не имеется.
Все доводы жалобы председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск ФИО1 сводятся к переоценке выводов мирового судьи, выражают субъективное мнение относительно обстоятельств дела и применения нормативных и подзаконных актов, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 п.1 ч.1 и ч.3 ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области от 13.08.2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск ФИО1 – без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Судья А.В. Прибылов