Мировой судья 57 судебного участка Дело № 5-349/2018
Зарайского судебного района
Московской области
Э.В. Владимирова
Р Е Ш Е Н И Е
«05» октября 2018 года г.Зарайск
Федеральный судья Зарайского городского суда Московской области Бондаренко Н.П., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №12-55/2018 по жалобе председателя Контрольно- счетной палаты городского округа Зарайск Московской области К.Е.Н. на постановление от 20 июля 2018 года, вынесенное мировым судьей 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области ФИО1, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2 ведется производство по делу об административном правонарушении по ст.15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
24.05.2018г. председателем Контрольно - счетной палаты городского округа Зарайск Московской области К.Е.Н. в отношении должностного лица - главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2, назначенной на должность главным бухгалтером приказом №К-70 от 12.07.2014г., исполнявшей должностные обязанности главного бухгалтера в период с 01.01.2016 г. по 06.09.2017 г. (приказ №46-к от 02.08.2012г., приказ №106-к от 19.09.2017г., приказ №99-к от 06.09.2017г., приказ №115-к от 10.10.2017г.) составлен протокол №8 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из указанного протокола следует, что при проведении контрольного мероприятия «Аудит эффективности и проверка законности использования бюджетных средств Зарайского муниципального района, выделенных в 2016-2017г.г. МБУ «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр» в рамках муниципальных программ, непрограммных расходов и средств от иной, приносящей доход деятельности, с элементами аудита в сфере закупок» в Муниципальном бюджетном учреждении «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр», установлено следующее:
Договором №--- от 15.01.2004г. за учреждением закреплено муниципальное имущество, переданное в оперативное управление, согласно приложению №1.
В соответствии с Ведомостью по нематериальным активам (счет --- «Основные средства») учреждением принято к учету:
1.Жилые помещения – недвижимое имущество учреждения – в количестве 8 единиц:
№п/п | Основные средства | Инвентарный номер | Дата ввода в эксплуатацию | Балансовая стоимость | Количество |
1 | |||||
2 | Данные изъяты | ||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 |
2.Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждения – в количестве 5 единиц:
№п/п | Основные средства | Инвентарный номер | Дата ввода в эксплуатацию | Балансовая стоимость | количество |
1 | |||||
2 | Данные изъяты | ||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Согласно п.36 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. №157н, принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ и иными законами (п.1 ст.131 ГКРФ).
Право оперативного управления вышеуказанного недвижимого имущества за учреждением в Росреестре по состоянию на дату проверки не зарегистрировано.
Таким образом, учреждением не соблюдены требования государственной регистрации прав собственности, других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения за исключением земельных участков.
В соответствии с пунктами 3 и 332 Инструкции №157н, письмом Минфина России от 17.07.2015г. №02-07-10/41190 «Об отражении в бюджетном учете объектов недвижимого имущества, до момента возникновения на них оперативного управления», письмом Министерства финансов РФ от 14.10.2015г. №02-07-10/58921, информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления (далее – объекты недвижимости до регистрации), подлежит отражению на забалансовых счетах.
В соответствии с формой по ОКУД 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения МБУ ЗСДОЛ «Осетр» на 01.01.2017г. на забалансовом счете --- «Имущество, полученное в пользование» учет вышеуказанных объектов недвижимости не отражен.
В соответствии с заключенным договором №-- от 01.01.2017г. ведение бухгалтерского учета осуществляется Муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Зарайского муниципального района». Централизованная бухгалтерия несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской, статистической, налоговой и иной отчетности (пункт 4.3 договора «О бухгалтерском обслуживании»).
В соответствии с должностной инструкцией главного бухгалтера ФИО2, утвержденной приказом по учреждению №21 от 24.03.2015 г. – главный бухгалтер обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств и т.д., несет ответственность за правильное составление и своевременное представление балансов, отчетов и других сведений.
Согласно ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, должностным лицом - главным бухгалтером Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2 допущено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (часть 3 ст.9 Федерального закона №402-ФЗ), выразившееся в неправомерном отражении имущества, переданного в оперативное управление, но не зарегистрированного в РОСРЕЕСТРЕ, на счете --- «Основные средства» в форме по ОКУД 0503730 «Баланса государственного (муниципального) учреждения МБУ ЗСДОЛ «Осетр» на 01.01.2017г., что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.11 частью первой Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района М.О. №5-349/18 от 12.07.2018г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении и.о. главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, со ссылкой на ст.24.5 ч.1 п.2, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Мотивированное постановление изготовлено 20.07.2018г.
При вынесении обжалуемого постановления мировой судья исходила из следующего:
В силу ч.1 ст.1.5 КоАПРФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административная ответственность по ст.15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с примечанием №1 к данной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
регистрация не имевшего место факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.
Бухгалтерский учет в силу ст.1 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Согласно ст.9 указанного Федерального закона, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Забалансовые счета – это вспомогательные счета бухгалтерского учета, остатки по которым не должны отражаться в бухгалтерском балансе. Они используются, если бухгалтеру нужна информация, которой нет на балансовых счетах.
Согласно протоколу об административном правонарушении должностным лицом контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск главному бухгалтеру ФИО2 вменяется неправомерное отражение имущества, переданного в оперативное управление, но не зарегистрированного в РОСРЕЕСТРЕ, на счете --- «Основные средства» в форме по ОКУД 0503730 «Баланса государственного (муниципального) учреждения МБУ ЗСДОЛ «Осетр» на 01.01.2017 года.
В акте №1 от 22.03.2018г. по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности и проверка законности использования бюджетных средств Зарайского муниципального района, выделенных в 2016-2017г.г. МБУ «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр» в рамках муниципальных программ, непрограммных расходов и средств от иной, приносящей доход деятельности, с элементами аудита в сфере закупок», вменяемые действия ФИО2 (указание на балансовом счете --- «Основные средства недвижимого имущества в количестве 13 единиц, переданных по договору оперативного управления в 2004 году и не зарегистрированные в Росреестре) квалифицированы должностным лицом по ст.15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов.
Мировым судьей в судебном заседании была исследована надлежаще заверенная копия договора от 15.01.2004г. №---, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Зарайского района и муниципальным учреждением «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Осетр», о закреплении за последним в оперативное управление 13 объектов недвижимого имущества, с актом приема – передачи имущества, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Мировым судьей сделан вывод о том, что первичные документы о передаче объектов недвижимости в оперативное управление у Муниципального бюджетного учреждения «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр» имелись.
Председатель контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск Московской области К.Е.Н. настаивает, что ФИО2, не отразив спорные объекты недвижимости на забалансовом счете, исказила данные показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности на 100%.
Мировым судьей сделан вывод о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях ФИО2, выразившихся в переносе сведений о недвижимом самортизированном имуществе, используемом на праве оперативного управления по договору от 15.01.2004г., при наличии акта приема-передачи указанного имущества, без регистрации в Росреестре, на забалансовый счет, не является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, отсутствует.
В основу такого вывода положено исследование и анализ разъяснений, содержащихся в письмах Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2014г. №02.06.-10/18182, от 08.11.2013г. №02-06-10/47867, данных им после вступления в законную силу Инструкции №157н от 01.10.2010г., о правомерности отражения в бюджетном учете объектов недвижимости, используемых на праве оперативного управления, при отсутствии государственной регистрации на балансовом счете --- «Нежилые помещения - недвижимое имущество учреждения» в контексте диспозиции ст.15.11 ч.1 КоАПРФ, согласно которой перечень грубых нарушений требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Также при вынесении обжалуемого постановления мировой судья указала на наличие недостатка при составлении протокола: не указан ни один из пунктов Перечня грубых нарушений, который нарушила ФИО2
Зарайским городским судом установлено, что копию постановления председатель контрольно - счетной палаты городского округа Зарайск Московской области К.Е.Н. получила по почте 30.07.2018г.
Не согласившись с постановлением мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района М.О. от 20.07.2018г. председателем Контрольно- счетной палаты городского округа Зарайск Московской области К.Е.Н. 02.08.2018г. была подана жалоба, в которой она указала, что постановление считает незаконным и необоснованным.
Доводы жалобы мотивированы тем, что, рассматривая дело, мировой судья не приняла к сведению, что контрольное мероприятие «Аудит эффективности и проверка законности использования бюджетных средств Зарайского муниципального района, выделенных в 2016 – 2017 г.г. МБУ «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр» в рамках муниципальных программ, непрограммных расходов и средств от иной, приносящей доход деятельности, с элементами аудита в сфере закупок» в МБУ «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр» проводилось за период 2016 – 2017г.г. В этом периоде действует норма п.36 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. №157н, в соответствии с которым принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права).
МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Зарайского муниципального района» приняло обязательства по ведению бухгалтерского учета 01.04.2015г. (договор №--- от 01.04.2015г. с МБУ ЗСДОЛ «Осетр») с последующим заключением договора ежегодно. В соответствии с Инструкцией №157н при смене главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (в нашем случае – МКУ «ЦБ УО ГОЗ»), обеспечивается передача документов бухгалтерского учета субъекта учета. Статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены случаи обязательного проведения инвентаризации (смена главного бухгалтера или передача полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии) и выявление расхождений между фактическим наличием объектов и данным бухгалтерского учета. Выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Также мировой судья не приняла во внимание информацию о бездействии МКУ «ЦБ УО ГОЗ» в течение трех лет в отношении переданного муниципального имущества в оперативное управление МБУ ЗСДОЛ «Осетр», но не зарегистрированного в Росреестре (п.1 ст.131 ГК РФ), а также об отсутствии обязательных действий МКУ «ЦБ УО ГОЗ» по корректировке вышеуказанного имущества: со счета --- «Основные средства» на забалансовый счет -- «Имущество, полученное в пользование». Вышеуказанные действия МКУ «ЦБ УО ГОЗ» квалифицируются контрольно-счетной палатой городского округа Зарайск, как нарушение Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкции №157н, действующих на момент заключения договора №--- от 01.04.2015г. с МБУ ЗСДОЛ «Осетр» и далее договора №--- от 01.01.2017г.
Вывод мирового судьи, что остатки по забалансовым счетам не должны отражаться в бухгалтерском балансе, ошибочен. Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах является неотъемлемой частью Баланса государственного (муниципального) учреждения (форма по ОКУД 050373).
Председатель КСП городского округа Зарайск К.Е.Н. особо отмечает, что в соответствии с Инструкцией №157н все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе, а также объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете --- «Имущество, полученное в пользование» на основании акта приема – передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
В соответствии с письмом Минфина России от 08.11.2013г. №02-06-10/47867, «необходимость государственной регистрации права на недвижимое имущество регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами. Вместе с тем согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон №122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента ввода в действие указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. В то же время недвижимое имущество, приобретенное (полученное) после введения в действие Закона №122-ФЗ, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре, если иное не предусмотрено законами. Таким образом, отсутствие свидетельства о государственной регистрации при наличии законно обусловленного права оперативного управления на объект недвижимости не является основанием для не отражения указанного объекта в учете на соответствующем счете аналитического учета счета ---- «Основные средства».
Мировой судья, основываясь на вышеуказанном письме Минфина России от 08.11.2013г. №02-06-10/47867, сделала не корректный вывод о правомерности отражения в бюджетном учете объектов недвижимости, используемых на праве оперативного управления при отсутствии государственной регистрации на балансовом счете --- «Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждения», признав тем самым отсутствие состава административного правонарушения в действиях ФИО2.
«Первичный учетный документ» (договор МБУ ЗСДОЛ «Осетр» с Комитетом по управлению имуществом Зарайского района от 15.01.2004г. №---) с актом передачи муниципального имущества заключен в 2004 году, после введения в действие Закона №122-ФЗ. Таким образом, недвижимое имущество, приобретенное (полученное) после введения в действие Закона №122-ФЗ, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре, если иное не предусмотрено законом. Если имущество не зарегистрировано в Росреестре, оно отражается на забалансовом счете --- «Имущество, полученное в пользование» до момента получения права на пользование этим объектом.
В жалобе председатель КСП городского округа Зарайск К.Е.Н. указывает, что должностным лицом – главным бухгалтером МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2 допущено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (часть 3 ст.9 Федерального закона №402-ФЗ), выразившееся в неправомерном отражении имущества,переданного в оперативное управление, но не зарегистрированного в РОСРЕЕСТРЕ, на счете --- «Основные средства» в форме по ОКУД 0503730 «Баланса государственного (муниципального) учреждения МБУ ЗСДОЛ «Осетр» на 01.01.2017г., что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов).
В связи с изложенным, ссылаясь на п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Контрольно-счетная палата городского округа Зарайск Московской области просит постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района М.О. №5-349/18 от 20.07.2018г. отменить, и возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье.
В судебное заседание ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Ранее, в предыдущем судебном заседании, она вину не признала, с предъявленным административным правонарушением не согласилась, считает постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района М.О. №5-349/18 от 20.07.2018г., которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному ст.15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, законным и обоснованным. Возражала против удовлетворения жалобы председателя КСП г.о. Зарайск Московской области К. Е.Н..
Возражения ФИО2 мотивированы тем, что МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» приняло обязательства по ведению бухгалтерского учета МБУ ЗСДОЛ «Осетр» 01.04.2015г.. В составе передаваемых бухгалтерских документов была форма по ОКУД 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения» МБУ ЗСДОЛ «Осетр» по состоянию на 01.01.2015г., в которой недвижимое имущество, указанное в протоколе, было отражено на счете --- «Основные средства», т.е. операции по постановке на учет недвижимого имущества производились главным бухгалтером МБУ ЗСДОЛ «Осетр». В соответствии с п.3 ст.9 Федерального закона РФ №402-ФЗ, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов по свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Требование о принятии объектов основных средств на балансовый учет при наличии документального подтверждения прав появилось лишь в Инструкции о бюджетном учете, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006г. №25н (далее Инструкция 25н). Её действие распространялось исключительно на операции по принятию к бухгалтерскому учету объектов недвижимости, которые впервые вовлечены в хозяйственный оборот с 01.01.2006г. Соответственно, объекты недвижимого имущества МБУ ЗСДОЛ «Осетр», указанные в протоколе, правомерно учитываются на счете --- «Основные средства» без наличия документов о государственной регистрации. Соответствующие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18.04.2014г. №02-06-10/18182, от 08.11.2013г. №02-06-10/47867.
Перенос незарегистрированных в Росреестре объектов недвижимого имущества с балансового учета на забалансовый счет обоснован, только когда достоверно установлено, что в момент принятия объекта к бухгалтерскому учету в прошлые годы были нарушены правила, действовавшие на дату отражения этого факта хозяйственной жизни. Таким образом, она не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов по свершившимся фактам хозяйственной жизни, а основания переносить остатки с балансового счета 101 «Основные средства» на забалансовый счет --- «Имущество, полученное в пользование» отсутствуют.
В судебное заседание председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск К.Е.Н. (свидетель) не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Ранее, в предыдущих судебных заседаниях, жалобу на постановление от 20.07.2018г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении и.о. главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2, поддержала по доводам, в ней изложенным, просила его отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участников процесса, оснований для отмены вынесенного по делу об административном правонарушении постановления не нахожу.
Частью первой статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из примечания к названной статье следует, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнения действующего бюджетного законодательства Российской Федерации.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит, в частности, в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с п.1 ст.3 вышеуказанного Федерального закона бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно п.8 ст.3 Федерального закона от 06.12.2011г. N402-ФЗ, факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
В силу ст.9 указанного Федерального закона, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии со ст.13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Cогласно материалам дела об административном правонарушении, ведение бухгалтерского учета Муниципального бюджетного учреждения «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр» в 2016-2017г.г. осуществлялось МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Зарайского муниципального района» на основании договоров №-- от 01.01.2016г., №--- от 01.01.2017г.
Приказом №К-70 от 12.07.2014г. ФИО2 назначена на должность главного бухгалтера, согласно которому она исполняла должностные обязанности главного бухгалтера в период с 01.01.2016г. по 06.09.2017 г. (приказ №46-к от 02.08.2012г., приказ №106-к от 19.09.2017г., приказ №99-к от 06.09.2017г., приказ №115-к от 10.10.2017г.) в Муниципальном казенном учреждении «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» (до 29.08.2017г. наименование учреждения - Муниципальном казенном учреждении «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Зарайского муниципального района»).
Контрольно-счетной палатой городского округа Зарайск было проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности и проверка законности использования бюджетных средств Зарайского муниципального района, выделенных в 2016-2017 г.г. МБУ «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр» (далее - МБУ ЗСДОЛ «Осетр») в рамках муниципальных программ, непрограммных расходов и средств от иной, приносящей доход деятельности, с элементами аудита в сфере закупок», в ходе которого было установлено нарушение должностным лицом – и.о.главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» (до 29.08.2017г. наименование учреждения - МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Зарайского муниципального района») части 3 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктов 3, 36, 332 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. №157н, выразившееся в отсутствии у экономического субъекта первичных учетных документов (акт №1 от 22.03.2018г., п.1.2.1 – л.д.8-9 (с оборота)).
В п.1.2.1 акта №1 от 22.03.2018г. указано, что договором №--- от 15.01.2004г. за учреждением закреплено муниципальное имущество, переданное в оперативное управление, согласно приложению №1. В ведомости по нематериальным активам на счете --- «Основные средства» отражены 13 объектов недвижимости (помещения жилого и нежилого назначения), как принятые к учету. Однако право оперативного управления на данные объекты за учреждением в Росреестре по состоянию на дату проверки не зарегистрировано.
Согласно пунктами 3, 36, 332 Инструкции №157н, письмам Минфина России от 17.07.2015г. №02-07-10/41190 «Об отражении в бюджетном учете объектов недвижимого имущества, до момента возникновения на них права оперативного управления», от 14.10.2015г. №02-07-10/58921, принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права); информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления (далее – объекты недвижимости до регистрации), подлежит отражению на забалансовых счетах.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 30.03.2012г. №02-06-07/1061 субъект учета, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течение времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимости на забалансовом счете --- «Имущество, полученное в пользование» с отражением расходов по содержанию объекта, понесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств) на соответствующих счетах балансового счета --- «Расходы текущего финансового года».
В соответствии с формой ОКУД 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения МБУ ЗСДОЛ «Осетр» на 01.01.2017г., на 01.01.2018г. на забалансовом счете --- «Имущество, полученное в пользование» учет вышеуказанных объектов недвижимости не отражен (л.д.9-10 с оборота).
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск К.Е.Н. дела об административном правонарушении по ст.15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО2.
В протоколе №8 от 24.05.2018г. об административном правонарушении указано, что должностным лицом - главным бухгалтером Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2 допущено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (часть 3 ст.9 Федерального закона №402-ФЗ), выразившееся в неправомерном отражении имущества, переданного в оперативное управление, но не зарегистрированного в РОСРЕЕСТРЕ, на счете --- «Основные средства» в форме по ОКУД 0503730 «Баланса государственного (муниципального) учреждения МБУ ЗСДОЛ «Осетр» на 01.01.2017г., что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.11 частью первой Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебных заседаниях председатель КСП г.о.Зарайск К.Е.Н. дополнила, что, не отразив объекты недвижимости, переданные в оперативное управление МБУ ЗСДОЛ «Осетр», но не зарегистрированного в РОСРЕЕСТРЕ, на 01.01.2017г. на забалансовом счете, ФИО2 исказила данные показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности на 100%.
Мировой судья, прекращая производство по делу об административном правонарушении, пришел к правильному выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как действия ФИО2 не образуют грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на нормах действующего законодательства.
Согласно акту №1 от 22.03.2018г. по результатам контрольного мероприятия и протоколу №8 от 24.05.2018г. об административном правонарушении недвижимое имущество, переданное МБУ ЗСДОЛ «Осетр», на праве оперативного управления по договору №--- от 15.01.2004г., введено в эксплуатацию 01.06.1974г.
Договор №--- между Комитетом по управлению имуществом Администрации Зарайского района и МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Осетр» (правопредшественник МБУ ЗСДОЛ «Осетр») о закреплении муниципального имущества Зарайского района в оперативное управление заключен 15.01.2004г. (л.д.24-29), то есть до введения в действие Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» (cогласно ст.32 данного ФЗ он вступает в силу с 01.01.2013г.) и Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010г. N157н, которым утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкция по его применению (приказ вступил в силу с 01.01.2011г., зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 г. за N19452).
Принятие на балансовый учет объектов недвижимости, поименованных в Приложении №1 к договору №--- от 15.01.2004г., как факт хозяйственной жизни, было осуществлено главным бухгалтером МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Осетр» в 2004г. согласно нормам и правилам, установленным Федеральным законом №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учёте» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом №86-ФЗ от 30.06.2003г.) и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999г. №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (далее - Инструкция №107н, период её действия с 01.01.2000г. – по 31.12.2004г.).
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учёте» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами; эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет; перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером; документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Требование о принятии объектов основных средств на учет только при документальном подтверждении в установленном законом порядке государственной регистрации прав по указанным выше объектам недвижимости Инструкция №107н не содержит.
Переход к применению Инструкции №70н (утверждена приказом Минфина РФ от 26.08.2004г.) осуществлялся в соответствии с Методическими указаниями по внедрению Инструкции №70н, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.02.2005г. №26н. С 01.01.2005г. Инструкция №70н предусматривала осуществление бухгалтерского учета нефинансовых активов, в том числе на счете --- «Основные средства», всего объема объектов, принятых ранее к бухгалтерскому (бюджетному) учету, принадлежащих правообладателю на праве оперативного управления, и не устанавливала обязательного условия документального подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество.
Требование о принятии объектов основных средств при документальном подтверждении в установленном законом порядке государственной регистрации прав по указанным объектам установлено Инструкцией №25н, действие которой распространяется исключительно на операции по принятию к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов недвижимости, которые впервые вовлечены в хозяйственный оборот (принимались к учету) с 01.01.2006г.
Согласно Инструкции №25н, а также разъяснениям Министерства финансов от 23.06.2006г. №02-14-10а/1641 остатки, сформированные на каждом счете бухгалтерского (бюджетного) учета, необходимо было перенести по каждому счету в отдельности по стоимости, по которой они числились по состоянию на 01.01.2006г. В связи с чем, исходящие остатки нефинансовых активов (недвижимое имущество), сформированные по состоянию на 01.01.2006г., принимались к учету (переносились на входящие остатки) по счетам Плана счетов бухгалтерского учета, установленного Инструкцией №25н.
Таким образом, осуществление учета нефинансовых активов объектов недвижимого имущества, введенных в эксплуатацию по окончании их строительства в 1974г. и находящихся у балансодержателя на праве оперативного управления, на счете --- «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» соответствует принципам полноты отражения муниципального имущества в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и, соответственно, не является нарушением бюджетного учета.
Аналогичная позиция высказана Департаментом бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации в письме от 20.12.2013г. №02-06-010/56519 (л.д.77-78).
В связи с чем, прихожу к выводу о том, что вменение в вину ФИО2 грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета, нарушений части 3 ст.9 Федерального закона №402-ФЗ и пунктов 3, 36, 332 Инструкции №157н необоснованно.
Мировой судья на основе анализа нормативных актов сделала правильный вывод о том, что на момент оформления такого факта хозяйственной жизни спорных объектов недвижимости, как принятие на учет, надлежащие первичные документы у Муниципального бюджетного учреждения «Загородный стационарный детский оздоровительный лагерь «Осетр» имелись.
Делаю суждение о том, что перенос сведений о недвижимом имуществе, используемом на праве оперативного управления по договору от 15.01.2004г., при наличии акта приема – передачи недвижимого имущества, без регистрации в РОСРЕЕСТРЕ, на забалансовый счет, при исследованных обстоятельствах дела, не требуется.
Поскольку действия ФИО2 не могут быть расценены судом, как искажение данных показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, на 100%, то она не совершила грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, оснований для привлечения её к административной ответственности по ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из-за отсутствия состава административного правонарушения, не имеется.
Также отмечу, что каждое доказательство получило оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела установлены все юридически значимые обстоятельства.
Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверены судьей районного суда в полном объеме в соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления мирового судьи в отношении ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст.15.11 ч.1 КоАПРФ за отсутствием состава административного правонарушения, не имеется.
Все доводы жалобы председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск К.Е.Н. сводятся к переоценке выводов мирового судьи, выражают субъективное мнение относительно обстоятельств дела и применения нормативных и подзаконных актов, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 п.1 ч.1 и ч.3 ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области от 20.07.2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования городского округа Зарайск» ФИО2 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск К.Е.Н. – без удовлетворения.
Судья Н.П.Бондаренко