Дело № 2а-265/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Западная Двина 09 декабря 2020 года
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Антоновой Е.Л.,
при секретаре Потросовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к Наумову Д. А. о восстановлении срока подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Наумову Д. А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 576 руб. 79 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 275 руб. 43 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 505 руб. 45 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 54 руб. 02 коп., указав, что Наумов Д.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области. Наумов Д.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сделана соответствующая запись от 09.02.2017. Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. На основании главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд – 26 %, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 %. Минимальный размер оплаты труда на 01.01.2017 составлял 7 500 руб. Поскольку Наумов Д.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 09.02.2017, фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год определяется как: 7500 руб. х 26 % х 1 мес. 9 дн. (1,32143) = 2 579 руб. 79 коп. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию за 2017 год определяется как: 7 500 руб. х 5,1 % х 1 мес. 9 дн. (1,32143) = 505 руб. 45 коп. В связи с тем, что в установленный срок плательщик сумму страховых взносов не уплатил, налоговый орган на сумму недоимки в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации исчислил сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 54 руб. 02 коп. за период с 04.03.2017 по 06.03.2018, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 275 руб. 43 коп. за период с 04.03.2017 по 06.03.2018. Руководствуясь абзацем 3 пункта 1 статьи 45, а также положениями статей 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 06.03.2018 № 1355, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по страховым взносам, а также предлагалось в сроки, указанные в требовании, погасить указанную сумму задолженности. Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправлений. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа. Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом в настоящее время по вышеуказанному требованию за налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм страховых взносов в сумме 3 411 руб. 69 коп. Меры взыскания к Наумову Д.А. в отношении указанной суммы задолженности налоговым органом не принимались. Однако утрата налоговым органом права на взыскание вследствие пропуска установленных сроков, согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет признание обязанности по уплате страховых взносов исполненной. Инспекцией срок для обращения в суд о взыскании задолженности пропущен, при этом Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность восстановления судом пропущенного срока подачи заявления. Срок для обращения в суд о взыскании задолженности пропущен по причине неукомплектованности правового отдела специалистами и большого объема материалов, находящихся в производстве, в период возникновения права на взыскание задолженности в судебном порядке. Обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие своевременному обращению налогового органа в суд, указанные в качестве причин пропуска срока, по мнению Инспекции, могут быть признаны уважительными. Заявление о взыскании задолженности по обязательным платежам по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку требование о вынесении судебного приказа, заявленное по истечении установленного срока, не является бесспорным. Вопрос о восстановлении процессуального срока может быть разрешен лишь в рамках искового производства.
В целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением по делу назначено предварительное судебное заседание.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области при надлежащем извещении в предварительное судебное заседание не явился; из административного иска следует ходатайство о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителя Инспекции в связи с невозможностью явки в судебное заседание.
Административный ответчик Наумов Д.А. при надлежащем извещении в предварительное судебное заседание также не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не заявлено.
Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, в силу части 2 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания, в связи с чем дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, изучив доводы административного иска, представленные материалы, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок.
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Исходя из части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В ходе предварительного судебного заседания установлено, что Наумов Д.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области с присвоением ему ИНН хххххххх.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Наумов Д.А. являлся индивидуальным предпринимателем до 09 февраля 2017 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13.11.2020.
Как следует из административного искового заявления Наумову Д.А. были начислены страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год в сумме 2 576 руб. 79 коп. и страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию за 2017 год в сумме 505 руб. 45 коп.
Обязанность налогоплательщика по уплате указанных страховых взносов в добровольном порядке в установленные законодательством о налогах и сборах сроки Наумов Д.А. не исполнил, в связи с чем инспекцией на суммы недоимки в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации исчислены суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 04.03.2017 по 06.03.2018 в сумме 275 руб. 43 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 04.03.2017 по 06.03.2018 в сумме 54 руб. 02 коп.
В адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 06.03.2018 № 1355, в котором сообщалось о наличии задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год в сумме 2 576 руб. 79 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 505 руб. 45 коп., а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 275 руб. 43 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период в сумме 54 руб. 02 коп., предоставлен срок для исполнения - до 28.03.2018.
В добровольном порядке указанное требование исполнено не было.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 25.11.2020, то есть по истечении установленного законом срока.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный названным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Административный истец, считая приведенные в административном иске причины пропуска срока обращения в суд уважительными, иных причин пропуска процессуального срока и доказательств их уважительности, в том числе доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, не представил, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущен Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области без уважительных причин.
В соответствии со статьей 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 5).
В том случае, если решение суда об отказе в удовлетворении административного иска по одним лишь мотивам пропуска срока для обращения в суд в предварительном заседании не выносилось, суд разрешает указанный вопрос при разрешении спора по существу (часть 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, в предварительном судебном заседании установлено, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и принимает решение без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к Наумову Д. А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 2 576 руб. 79 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 505 руб. 45 коп.; а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 04.03.2017 по 06.03.2018 в сумме 275 руб. 43 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 04.03.2017 по 06.03.2018 в сумме 54 руб. 02 коп., оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Е.Л. Антонова
Дело № 2а-265/2020