НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Заокского районного суда (Тульская область) от 23.06.2020 № 2А-323/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2020 года п.Заокский Тульской области

Заокский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Придорогиной О.Э.,

рассмотрев в судебном заседании в здании суда административное дело №2а-323/2020 по административному иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

установил:

Тульский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в собственности муниципального образования находится гидротехнические сооружения - плотина-водосбора, площадью 83 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, плотина-водосбора, площадью 77 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>.

Эксплуатация указанных гидротехнических сооружений осуществляется в отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения.

По результатам проверки природоохранной прокуратурой 12 марта 2020 года, главе администрации МО Страховское Заокского района Тульской области внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным. Кроме того, в отношении должностного лица администрации вынесено два постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 9.2 КоАП РФ, которые рассмотрены Приокским управлением Ростехнадзора 27 марта 2020 года, виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности.

Из ответа на представление от 16 апреля 2020 года следует, что администрацией МО Страховское Заокского района Тульской области до настоящего времени обследование указанных гидротехнических сооружений, с целью установления риска возникновения чрезвычайной ситуации не проведено, эксплуатация гидротехнических сооружений в отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Неисполнение требований законодательства об обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области, выразившееся в ненадлежащей организации эксплуатации гидротехнических сооружений: плотины-водосбора, площадью 83 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, плотины-водосбора, площадью 77 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, в отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения, незаконной. Обязать администрацию муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области в срок до 01.11.2020 провести обследование гидротехнических сооружений: плотины-водосбора, площадью 83 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, плотины-водосбора, площадью 77 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, с целью установления риска возникновения чрезвычайной ситуации.

Представитель административного истца Чумарин И.А. административные исковые требования поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО Страховское Заокского района Тульской области в судебное заседание не явился, о дате времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, принять решение на усмотрение суда.

В соответствии с положениями ч.6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения административного истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося надлежащим образом извещенного представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьей 39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 50, 51 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ среди другого имущества, к муниципальному имуществу относится имущество, предназначенное для решения установленных указанным федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что муниципальное образование Страховское Заокского района Тульской области является собственником гидротехнических сооружений - плотины-водосбора, площадью 83 м, <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>, плотины-водосбора, площадью 77 м, <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выписками из ЕГРН от 05 декабря 2018 года.

В соответствии со ст.ст. 8-10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» общими требованиями обеспечения безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений ; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. К обязанностям собственника гидротехнического сооружения относятся, в том числе: обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществление оценки безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярной оценки безопасности гидротехнического сооружения и анализа причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечение разработки и своевременного уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, п. 4 которого предусмотрено, что декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

Тульской природоохранной прокуратурой в марте 2020 года проведена контрольная проверка исполнения администрацией МО Страховское Заокского района Тульской области законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе которой, выявлены нарушения администрацией МО Страховское Заокского района Тульской области требований к обеспечению безопасности при эксплуатации указанных ГТС, а именно: не представлена декларация безопасности гидротехнических сооружений, при эксплуатации гидротехнических сооружений; не проведено обследование гидротехнических сооружений, с целью установления риска возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

12 марта 2020 года, по результатам проведенной проверки, Тульским природоохранным прокурором главе администрации МО Страховское Заокского района Тульской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, согласно которому причинами и условиями допущенных нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами администрации, ответственными за эксплуатацию и надлежащее техническое состояние ГТС и ослабление контроля со стороны администрации органа местного самоуправления.

Согласно постановлениям главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзор 27 марта 2020 года, глава администрации МО Страховское Заокского района Тульской области, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.

Сведения об обжаловании вышеуказанных постановлений в материалах административного дела отсутствуют.

Из ответа на представление от 16 апреля 2020 года следует, что администрацией МО Страховское Заокского района Тульской области до настоящего времени обследование указанных гидротехнических сооружений, с целью установления риска возникновения чрезвычайной ситуации не проведено, эксплуатация гидротехнических сооружений в отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Таким образом, судом установлено, что нарушения закона, указанные в представлении Тульского природоохранного прокурора от 12 марта 2020 года, до настоящего времени администрацией МО Страховское Заокского района Тульской области не устранены.

В результате бездействия органа местного самоуправления существует реальная угроза окружающей природной среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества.

Анализируя представленные доказательства по правилам ст.ст. 60 - 61 КАС РФ, с учетом вышеприведенных норм и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора к административному ответчику - администрации МО Страховское Заокского района Тульской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области, выразившееся в ненадлежащей организации эксплуатации гидротехнических сооружений: плотины-водосбора, площадью 83 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, плотины-водосбора, площадью 77 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, в отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения, незаконной.

Обязать администрацию муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области в срок до 01.11.2020 провести обследование гидротехнических сооружений: плотины-водосбора, площадью 83 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, плотины-водосбора, площадью 77 м, <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, с целью установления риска возникновения чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Заокский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.Ю.Семенова