Адм. дело ...а-284/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Абалаковой М.П., при секретаре Бадмаевой В.А., с участием помощника прокурора Закаменского района Республики Бурятия Нагуслаева А.Т., истца Соктоева С.Б., представителя Территориальной избирательной комиссии МО «Закаменский район» Халапхановой Е.Ю., действующей на основании доверенности, заинтересованного лица Злыгостева М.Е., представителя заинтересованного лица Злыгостева М.Е.- Янцановой В.В., действующей на основании ордера № 1030318 от 13.08.2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соктоева Сергея Борисовича к Территориальной избирательной комиссии МО «Закаменский район» (далее по тексту - Избирательная Комиссия) об отмене решения ТИК МО «Закаменский район» №126 от 30 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец Соктоев С.Б., просит отменить решение ТИК МО «...» ... от ... о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «...» Злыгостева М.Е. в виду нарушений требований Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67 –ФЗ « об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В обоснование своих требований истец Соктоев С.Б. указывает на то, что Закон № 67 –ФЗ в п.6,7 и 12 ст. 37 императивно регламентирует, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
По смыслу приведенных положений, сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.
В нарушение норм действующего законодательства, зарегистрированным кандидатом Злыгостевым М.Е. в Избирательную комиссию предоставлены подписные листы не соответствующий требованиям Закона №67-ФЗ.
В подписном листе ..., подписи избирателей внесены позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей (Подписной лист заверен лицом осуществляющим сбор подписей ...).
Таким образом, на основании п.п. «н» п.6.4. ст.38 Закона №67-ФЗ все подписи в подписном листе ... должны быть признаны недействительными.
В подписном листе ... в дате внесения подписи лицом осуществлявшим сбор подписей избирателей имеется исправления, специально не оговоренные лицом осуществлявшим сбор подписей избирателей.
В силу п.п. «з» п.6.4 ст.38 Закона №67-ФЗ является основанием для признания всех подписей в соответствующем подписном листе недействительными.
Для подписания, утверждения и согласования документов используются словесно - цифровой и цифровой способы датирования.
Словесно - цифровой способ датирования применяется при написании дат в текстах правовых актов, протоколов, поручений, финансовых документов, писем, служебных записок, телеграмм (например: ...).
Цифровой способ датирования используется при визировании, написании резолюций, проставлении отметок о прохождении и исполнении документа, передаче телефонограмм, оформлении заказов на размножение документов и в иных случаях. При этом дата проставляется тремя парами цифр, разделенных точками, в последовательности: число, месяц, год (например: ...).
В подписном листе ... в строках ... и ... в графах «Дата внесения подписи» указаны цифры, препятствующих однозначному восприятию этих сведений, как «дата внесения подписи».
В соответствии с п.п. «г» п.6.4 ст.38 Закона №67-ФЗ недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Согласно протоколу сбора подписей, зарегистрированным кандидатом Злыгостевым М.Е. в Избирательную комиссию представлено 11 (одиннадцать) подписей избирателей на 4 (четырех) подписных листах, из которых 8 (восемь) подписей избирателей должны были признаны Избирательной комиссией не действительными.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель истца ...4 в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Халапханова Е.Ю. исковые требования административного истца не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать, ввиду того, что административный истец Соктоев С.Б. не обосновал, каким образом принятое Территориальной избирательной комиссией ... решение ... нарушает его права, свободы и законные интересы, ни какие последствия может повлечь за собой принятое решение. Напротив удовлетворение заявленных в административном иске требований может повлечь существенное нарушение избирательного права Злыгостева ME. быть избранным в органы местного самоуправления. Что касается доводов административного истца относительно подписей избирателей в подписном листе ..., то административный ответчик считает, что лицом осуществлявшим сбор подписей избирателей, допущена неумышленная техническая ошибка, ввиду того, что строкой выше написан «2010» - год выдачи паспорта. Однако число и месяц соответствуют требования закона, что говорит о заверении подписного листа в установленные сроки. Признание подписей недействительными по пп. «н» п. 6.4 ст. 38 ФЗ № 67 возможно, если, например, подписи избирателей внесены ..., а сборщиком подписей подписной лист удостоверен ..., либо если подписи избирателей внесены 17.07.20|l8 года, а сборщиком подписей подписной лист удостоверен ..., что явно говорит о внесении подписей избирателей в подписной лист позднее его завершения лицом, осуществлявшим сбор. Учитывая что подписной лист никак не мог быть удостоверен в 2010 году, поскольку выборы были назначены Решением Совета депутатов МО «...» ... от .... С доводом истца об исправлении в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, Территориальная избирательная комиссия так же не согласна. Считает, что в дате внесения подписи явных исправлений нет. Кроме того, члены рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, исправления в подписном листе не выявили. Учитывая особенности почерка сборщика подписей, ответчик полагает, что в дате заверения подписного листа все цифры читаемы, нет цифр, препятствующих однозначному «их восприятию. С указанием административного истца на строки 1 и 2, подлежащие признанию недействительными, в подписном листе ... Комиссия также не согласна, поскольку, доводы истца на законе не основаны. По общим правилам письменности и чтения текст, расположенный на одной строке, читается слева направо и далее вниз. Читая текст, расположенный в графах 1 и 2 в столбце «дата внесения подписи», без затруднений и однозначно воспринимается 17 07 2018,«то есть .... Требование истца о признании подписей недействительными необоснованно, поскольку сведения, требуемые в соответствии с Федеральным законом, и дата собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист указаны в соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 ст. 38 ФЗ № 67.
Заинтересованное лицо Злыгостев М.Е. в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления Соктоева об отмене решения ТИК МО «...» ... от ... отказать.
Представитель заинтересованного лица Янцанова В.В. исковые требования административного истца не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать, ввиду того, что полагает данное заявление необоснованным и не подлежащем удовлетворению в связи со следующим: 1) в своем заявлении истец указывает, что в подписном листе ... подписи избирателей внесены позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющем сбор подписей избирателей (подписной лист заверен лицом осуществляющем сбор подписей 17.07.2017г.). Таким образом, по мнению истца, на основании п.п. «н» п. 6.4 ст. 38 Закона № 67-ФЗ все подписи в подписном листе ... должны быть признаны недействительными. Данное утверждение истца не соответствует действительности и не может служить основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата. Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, в частности, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения; каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом; при заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 12 и 13 статьи 37).Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ... N 1483-0, заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения. С учетом этого предназначения этапа заверения подписных листов сборщиком подписей федеральным законодателем определен порядок такого заверения, а именно только после внесения подписей избирателей собственноручно сборщиком подписей путем указания требуемых сведений о себе, проставления своей подписи и даты заверения, что должно обеспечить возможность проверки соблюдения порядка заполнения подписных листов и исключить возможность внесения кем бы то ни было исправлений в подписные листы после их заверения уполномоченными на это лицами. Таким образом, в первую очередь, должен быть установлен факт надлежащего и своевременного внесения подписей избирателей в подписной лист. В подписном листе ... указано, что все 3 подписи собраны в поддержку кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «...», выборы в который назначены на ..., все три подписи внесены избирателями ..., о чем они собственноручно указали в подписном листе. Учитывая, что в 2010 г. выборы в Совет депутатов муниципального образования «...» на 2018г. еще не были назначены, и сама дата выборов не была определена, а также участие в указанных выборах по Кировскому одномандатному округу ... Злыгостева М.Е. не предполагалось, сборщик подписей фактически не мог заверить указанный подписной лист в 2010г.Все подписи, представленные кандидатом в избирательную комиссию, содержащиеся на четырех подписных листах, поставлены избирателями ..., все подписные листы заверены сборщиком подписей ... При таких обстоятельствах необходимо прийти к выводу, что указание лицом, осуществляющим сбор подписей, в дате заверения подписного листа ... года вместо 2018 года является технической опиской, а поскольку подписи избирателей в поддержку кандидата фактически получены в установленное законом время, оснований для признания 3 подписей избирателей недействительными не имеется. Истец указывает, что в подписном листе ... в дате внесения подписи лицом, осуществляющем сбор подписей избирателей имеется исправления, специально не оговоренные лицом осуществляющем сбор подписей избирателей. Таким образом, по мнению истца, на основании п.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Закона № 67-ФЗ все подписи в подписном листе ... должны быть признаны недействительными. Данное мнение истца также необоснованно, поскольку в подписном листе ... в дате внесения подписи лицом, осуществляющем сбор подписей исправления не имеется. Имеет место быть особенность почерка сборщика подписей, которая не мешает однозначному восприятию даты заверения подписного листа сборщиком подписей. Истец указывает, что в подписном листе ... в строках ... и ... в графах «дата внесения подписи» указаны цифры, препятствующие однозначному восприятию этих сведений, как «дата внесения подписи». Полагает, что данное утверждение истца основано исключительно на его субъективном восприятии, поскольку внесенные избирателями сведения о дате внесения подписи воспринимаются однозначно, не оставляя никаких сомнений.
Свидетель ...7 суду пояснила, что осуществляла сбор подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Злыгостева М.Е. .... Подписные листы ею были удостоверены в тот же день. Пояснила, что в подписном листе имеется техническая ошибка в виде указания года выдачи паспорта, а именно «2010 г.». Подписи она собирала в июле, который является 7-ым месяцем в году.
Помощник прокурора района Нагуслаев А.Т. в своем заключении полагал, что исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании не нашли подтверждения доводы административного истца, указанные в иске, кроме этого, не подтвержден факт того, что вносились изменения в подписные листы.
Суд, выслушав участников процесса, свидетеля ...7, заключение помощника прокурора района, исследовав письменные доказательства представленные лицами, участвующими в деле, приходит к выводу, что административное исковое заявление Соктоева С.Б. об отмене решения ТИК МО «...» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решение ... от ... «О назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «...» выборы депутатов Совета депутатов МО «...» назначены на ....
Решением территориальной избирательной комиссии МО «...» о регистрации кандидата в депутаты Советов депутатов МО «...» шестого созыва от ...... Злыгостев М.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «...» шестого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии МО «...» о регистрации кандидата в депутаты Советов депутатов МО «...» шестого созыва от ...... Соктоев С.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «...» шестого созыва.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 названной статьи.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно (пункт 11 приведенной статьи).
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 этой же статьи).
Из материалов дела следует, что Злыгостевым М.Е. было представлено в территориальную избирательную комиссию МО «...» 11подписей, из которых согласно итоговому протоколу проверки подписные листы недостоверными и недействительными не признаны.
Исследовав подписные листы, сопоставив содержащиеся в них сведения об избирателях с представленными материалами дела, суд признает несостоятельной позицию заявителя о наличии оснований для признания недействительными трех подписей в подписном листе 1 с датой его заверения лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей ввиду их внесения после даты заверения подписного листа сборщиком подписей.
На основании пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов (подпункт "а"), а также подписи, внесенные позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей (подпункт "н").
При рассмотрении настоящего дела установлено, что в подписном листе 1 указано, что все 3 подписи собраны в поддержку кандидата в депутаты совета депутатов МО «...» Злыгостева М.Е., выборы в который назначены на ..., подписи внесены избирателями ..., о чем они собственноручно указали в подписном листе.
При таких обстоятельствах суд считает, что указание лицом, осуществляющим сбор подписей, в дате заверения подписного листа 2010 года вместо 2018 года является технической опиской, а поскольку подписи избирателей в поддержку кандидата фактически получены в установленное законом время, оснований для признания трех подписей избирателей недействительными не имеется.
Довод истца о том, что в подписном листе ... в дате внесения подписи лицом, осуществляющем сбор подписей избирателей имеется исправление, специально не оговоренное лицом осуществляющем сбор подписей избирателей является несостоятельным, поскольку в дате внесения подписи явных исправлений нет.
Кроме того, члены рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, исправления в подписном листе не выявили. А не четкость написание цифры является особенностью почерка сборщика подписей и не свидетельствует о недействительности.
Указание истца, что в подписном листе ... в строках 1,2 в графах «дата внесения подписи» указаны цифры, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений, как дата «дата внесения подписи» судом признано несостоятельным, т.к. внесенные избирателями сведения о дате внесения подписи воспринимается однозначно, как ....
Утверждение о несоответствии действительности адреса избирателей в подписных листах материалами дела не подтверждается, следовательно, их подписи не могут быть признаны недействительными, поскольку в силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ по этому основанию подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, либо заключения эксперта.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Суд установив, что территориальной избирательной комиссией МО «...» вышеуказанных нарушений допущено не было, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения о регистрации Злыгостева кандидатом в депутаты Советов депутатов МО «...» шестого созыва.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 239-244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявление Соктоева Сергея Борисовича отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или апелляционное представление в Верховный суд Республики Бурятия через Закаменский районный суд в течение 5 дней со дня его принятия.
Судья М.П. Абалакова