НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Задонского районного суда (Липецкая область) от 29.09.2021 № 2А-А357/2021

Дело № 2а-А357/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года с.Хлевное

Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Барминой Г.А., при секретаре Щербатых Ю.В., Сичинава К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лучниковой Веры Михайловны к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области (межрайонное), Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Липецкой области о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное и медицинское страхование,

У С Т А Н О В И Л:

Лучникова В.М.обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное), Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Согласно искового заявления, Лучникова В.М. просила восстановить пропущенный срок на обращение в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пени на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование; обязать ответчиков ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное), Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> возвратить истцу сумму излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 29 754 руб. 73 коп.; взыскать с ответчиков ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> денежные средства в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 093 руб.

Согласно уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований, Лучникова В.М. просила признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и возложить на административных ответчиков обязанность вынести решение о возврате переплаты по страховым взносам за период до ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 754 руб. 73 коп., восстановить срок на обращение с заявлением о возврате переплат.

В обоснование заявленных требований Лучникова В.М. указала, что ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в администрации <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ истец была поставлена на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления истца о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя она была снята с учета в качестве ИП в МИ ФНС России по <адрес>. Истец указывает, что осуществляя предпринимательскую деятельность в качестве ИП, она производила уплату ЕНВД, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах, но не всегда регулярно. В октябре 2020 года при обращении в Клиентскую службу в <адрес> ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> на личном приеме ей стало известно о наличии у неё излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере более 56000 руб. Сотрудник УПФР в <адрес> пояснил ей, что из-за срока давности уплаты страховых взносов, Пенсионный фонд РФ может вернуть ей только часть денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных денежных средств по страховым взносам на обязательное пенсионное (медицинское) страхование. Согласно уведомления УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о возврате сумм излишне уплаченных денежных средств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 327 руб. 35 коп., указанные денежные средства были ею получены. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о возврате остальной суммы излишне уплаченных денежных средств по страховым взносам на обязательное пенсионное (медицинское) страхование. Общая сумма излишне уплаченных (взысканных) денежных средств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязатель­ное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, составляет 29 754 руб. 73 коп. Указанная сумма включает в себя суммы страховых взносов, пени, сведения по которым содержатся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 21481 руб. 59 коп. является излишней переплатой, поступившей в УПФР в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ от Хлевенского РО СП УФССП по <адрес> при взыскании по исполнительному производству по двум платежным документам: в размере 19779 руб. 54 коп., в размере 1702 руб. 05 коп. Сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 122 руб. 22 коп. является излишней переплатой, поступившей в УПФР в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ из ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> вместе с электронным делом. Сумма пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3575 руб. 11 коп. является излишним переплаченным остатком из суммы пени в размере 3701 руб. 93 коп., поступившей в УПФР в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ из ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> вместе с электронным делом. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4575 руб. 81 коп. является излишним переплаченным остатком из суммы страховых взносов в размере 5 770 руб., уплаченной в ПФР ДД.ММ.ГГГГ по платежному документу в <адрес>. На заявление от ДД.ММ.ГГГГ истец получила Уведомление УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятом решении от ДД.ММ.ГГГГF07210000164 об отказе в возврате истцу сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование) по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 29754 руб. 73 коп. в связи с истечением трехлетнего срока подачи заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, со дня их уплаты, со ссылкой на ч.13 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по исковому заявлению Лучниковой В.М. к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное), Межрайонной Инспекции ФНС России по <адрес> о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное и медицинское страхование по правилам административного судопроизводства.

Административный истец Лучникова В.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. До судебного заседания от представителей административных ответчиков ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей административных ответчиков и возражения против удовлетворения требований административного истца Лучниковой В.М. Согласно письменных возражений представителя административного ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, Лучникова В.М. была зарегистрирована в УПФР в <адрес> (межрайонное) как индивидуальный предприниматель ДД.ММ.ГГГГ, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ. Согласно лицевого счета, ИП Лучникова В.М. произвела в 2015-2016 г.г. уплату страховых взносов, в результате которой образовалась переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 29754 руб. 73 коп. Переплата страховых взносов образовалась в связи с тем, что ИП Лучникова В.М. уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2015-2016 г.г., определив размер страховых взносов исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности, без учета произведенных в связи с осуществлением этой деятельности расходов. В УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов Лучникова В.М. обратилась ДД.ММ.ГГГГ. После рассмотрения данного заявления ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29754 руб. 73 коп. Основанием для принятия ответчиком решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов является пропуск истцом трехлетнего срока на обращение в орган Пенсионного фонда с заявлением на возврат страховых взносов. Доказательств того, что у Лучниковой В.М. имелись какие-либо объективные и непреодолимые препятствия к обращению в орган Пенсионного фонда с заявлением о возвращении суммы переплаты по страховым взносам в течение установленного законом трехлетнего срока, истцом не представлено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организация, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

По правилам ст.21 Федерального закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.21 Федерального закона № 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган для исполнения.

Как следует из ч.13 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Действующий до 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования" осуществление контроля за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" возлагал на Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы (ч.2 ст.3).

В п.3 ч.1 ст.28 Закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования" определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен ст.26 Закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования".

Статьей 26 Закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пени и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счёт предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачёте (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как это прямо следует из ст.9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", служат основой для формирования финансовой базы (финансовых источников), предназначенной для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).

Система обязательного пенсионного страхования охватывает, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до её прекращения (подпункт 2 пункта статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; пункт 2 части 1 статьи 5, статья 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

С 1 января 2017 года Федеральный закон № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Статья 78 Налогового кодекса РФ, регламентирующая порядок зачёта или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 8), которое может быть им подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 6).

Согласно ст.21 Федерального Закона № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчётные (расчётные) периоды, истёкшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истёкшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчётные (расчетные) периоды, истёкшие до 1 января 2017 года.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Таким образом, полномочия органов Пенсионного фонда РФ ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, но при этом, полномочиями по их фактическому возврату обладают налоговые органы.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21.06.2001 № 173-О, лицо, имеющее переплату по обязательному платежу в случае пропуска срока возврата переплаты в административном порядке вправе обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 ГК Российской Федерации).

Судом установлено, что Лучникова В.М. была зарегистрирована в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонном) как индивидуальный предприниматель ДД.ММ.ГГГГ в результате перерегистрации, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно лицевого счета, ИП Лучникова В.М. произвела в 2015-2016 г.г. уплату страховых взносов, в результате которой образовалась переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 29754 руб. 73 коп. Переплата страховых взносов образовалась в связи с тем, что ИП Лучникова В.М. уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2015-2016 г.г., определив размер страховых взносов исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности, без учета произведенных в связи с осуществлением этой деятельности расходов.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 29754 руб. 73 коп. После рассмотрения данного заявления ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> было принято решение F07210000164 от 07.04.2021об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29754 руб. 73 коп. в связи с истечением срока, установленного ч.13 ст.26 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> (межрайонное) уведомило истца о принятом по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов F07210000164 от 07.04.2021по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 29754 руб. 73 коп.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ОПФР по <адрес> по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в УПФР в <адрес> (межрайонное) поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального предпринимателя Лучниковой В.М. о возврате 29754 руб. 73 коп. страховых взносов, пеней, штрафов.

Лучникова В.М. ИНН 510900708075 зарегистрирована в УПФР в <адрес> (межрайонное) как индивидуальный предприниматель по 91 категории ДД.ММ.ГГГГ в результате перерегистрации из ОПФР по <адрес>, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ (ликвидация). В соответствии с лицевым счетом излишняя уплата страховых взносов индивидуальным предпринимателем Лучниковой В.М. произведена в 2015-2016 гг. в сумме 29754 руб. 73 коп., в том числе: на КБК 39ДД.ММ.ГГГГ в размере 1702 руб. 05 коп. полноформатный платеж и в размере 19779 руб. 54 коп. полноформатный платеж ; на КБК 39ДД.ММ.ГГГГ в размере 4575 руб. 81 коп. детализирующий платеж ; на КБК 39ДД.ММ.ГГГГ в размере 122 руб. 22 коп., справка ПФР Р02150011797; на КБК 39ДД.ММ.ГГГГ в размере 3575 руб. 11 коп., справка ПФР Р02150011796.

Наличие переплаты подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам Межрайонной ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям УФНС России по <адрес> сумма доходов индивидуального предпринимателя Лучниковой В.М. за расчетные периоды 2014-2016 гг. не превысила 300000 руб. Частью 13 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. По заявленной индивидуальным предпринимателем Лучниковой В.М. на возврат сумме страховых взносов, пеней на ОПС и ОМС истек 3-х летний срок со дня уплаты. В соответствии со ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ По индивидуальному предпринимателю Лучниковой В.М. ИНН 510900708075 задолженность по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды до ДД.ММ.ГГГГ на дату подачи заявления отсутствует. В связи с истечением срока, установленною ч.13 ст.26 Закона № 212-ФЗ за отчетные (расчетные) периоды до ДД.ММ.ГГГГ, комиссия приняла решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов индивидуальному предпринимателю Лучниковой В.М. в сумме 29754 руб. 73 коп. в том числе: 21481 руб. 59 коп. и 122 руб. 22 коп. страховых взносов и пени на ОПС, исчисленных исходя из стоимости страхового года и зачисляемых на выплату страховой пенсии; 4575 руб. 81 коп. страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемых па выплату страховой пенсии; 3575 руб. 11 коп. пеней на ОМС, зачисляемых бюджет ФФОМС.

Как следует из объяснений административного истца и исследованных в судебном заседании материалов дела, о том, что со стороны административного истца имеется переплата по страховым взносам, Лучниковой В.М. стало достоверно известно в октябре 2020 г. при обращении в УПФР в <адрес> (межрайонное), в связи с чем, она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных ею сумм страховых взносов в размере 29754 руб. 73 коп. Ранее административному истцу не было известно о наличии переплаты, поскольку органы Пенсионного фонда РФ и налоговые органы не извещали её о наличии переплаты по страховым взносам. Административный истец указывает, что поскольку судебные приставы-исполнители ФССП неоднократно с 2015 года по 2018 год производили удержания денежных средств со счета истца, открытого в ПАО Сбербанк, по исполнительным документам о взыскании страховых взносов, истец полагала о наличии у неё задолженности по уплате страховых взносов. В настоящее время задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в том числе за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ у Лучниковой В.М. не имеется, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение административного ответчика об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока, установленного ч.13 ст.26 Федерального закона № 212-ФЗ, что не соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

В случае нарушения права административного истца оно подлежит восстановлению путем повторного рассмотрения административным ответчиком заявления, которое ранее последним по существу разрешено не было, поскольку отказано в связи с пропуском срока. В этой связи наличие оснований для понуждения принять решение о возврате конкретной суммы, не проверявшейся уполномоченным органом в связи с пропуском срока, не может являться предметом оценки суда в рамках настоящего дела.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>F07210000164 от 07.04.2021об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29754 руб. 73 коп. в связи с истечением срока, установленного ч.13 ст.26 Федерального закона № 212-ФЗ незаконным, и возложении на административного ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление Лучниковой В.М. по существу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать решение ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от 07.04.2021об отказе в возврате Лучниковой В.М излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29754 руб. 73 коп. незаконным и возложить на ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Лучниковой В.М по существу.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.А. Бармина

Решение в окончательной форме принято 12.10.2021

Судья Г.А. Бармина