Дело №2а-74/2024 г.
УИД № 48RS0023-01-2023-001137-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2024 года г. Задонск
Задонский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Центерадзе Н.Я.
с участием прокурора Говорухиной О.И.
при секретаре Бушминой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области об обязании устранить нарушения требований противопожарного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействие администрации по непринятию мер по очистке от сухой травянистой растительности территории земель сельского поселения, прилегающих к лесополосе и обязании осуществить мероприятия по очистке от сухой травянистой растительности территории земель сельского поселения, прилегающих к лесополосе.
Требования мотивированы тем, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой по информации ОКУ «Донское лесничество» установлены нарушения требований противопожарного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке, прилегающему к Задонскому участковому лесничеству Липецкой области. В ходе проведения ОКУ «Донское лесничество» планового (рейдового) осмотра выявлен факт не очистки от горючих материалов на полосе шириной до 10 м (минерализованная полоса отсутствует) на земельном участке, прилегающем к гослесфонду: квартала 15 выдела 5, квартала 3 выдела 9, квартала 19 выдела 4, квартала 23 выделов 1,4 Скорняковского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области, то есть на территории земель Скорняковский сельсовет, что является нарушением п.10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №1614.
В судебном заседании помощник прокурора Задонского района Липецкой области по доверенности Говорухина О.И. поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – глава администрации сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Король Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена судом своевременно и надлежащим образом, в порядке подготовки дела к судебном разбирательству исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Липецкой области о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности в срок до 01.05.2024 года очистить от сухой травянистой растительности территорию земель сельского поселения, прилегающих к лесополосе, не менее 10м от границы <данные изъяты> Скорняковского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области, признала в полном объеме.
Судом разъяснены представителю административного ответчика последствия признания административного иска и принятия его судом.
Суд принял признание административного иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель заинтересованного лица ОКУ «Донское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом своевременно, причина неявки суду не известна.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации пожарная безопасность в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Реализуя указанные положения, Правительством РФ принято Постановление от 07.10.2020 № 1614 об утверждении Правил Пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности).
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № -ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, леса.
Из содержания ч. 3 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 10 раздела II Правил пожарной безопасности в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Административный ответчик не обеспечил очистку от сухой травянистой растительности территории земельного участка, прилегающей к гослесфонду: <данные изъяты> Скорняковского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области, т.е. на территории земель Скорняковский сельского поселения Задонского района и не отделил данную территорию минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
За указанные нарушения законодательства постановлением начальника отдела федерального государственного лесного контроля и лесной охраны управления тесного хозяйства Липецкой области ФИО5№ от 21.06.2023 должностное лицо- глава администрации сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Кроме того, за указанные нарушения законодательства постановлением начальника отдела федерального государственного лесного контроля и лесной охраны управления лесного хозяйства Липецкой области ФИО5№ от 30.06.2023 должностное лицо- глава администрации сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам власти субъектов РФ отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе организацию использования лесов, их охраны, защиты на землях лесного фонда, а также осуществление государственного контроля и надзора.
Распоряжением администрации Липецкой области от 29.01.2010 №-р утверждено Положение об управлении лесного хозяйства Липецкой области. В соответствии с данным Положением управление организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда; осуществляет государственный лесной контроль и надзор в лесах, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; является администратором доходов по субвенциям, полученным из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.
Коль скоро Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено нарушение требований противопожарного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке, прилегающему к Задонскому участковому лесничеству Липецкой области, а именно выявлен факт не очистки от горючих материалов на полосе шириной до 10 м (минерализованная полоса отсутствует) на земельном участке, прилегающем к гослесфонду: <данные изъяты> Скорняковского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области, то есть на территории земель Скорняковский сельсовет, что является нарушением п.10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №, то исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области об обязании устранить нарушения требований противопожарного законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области по непринятию мер по очистке от сухой травянистой растительности территории земель сельского поселения, прилегающих к лесополосе: не менее 10 метров от границ <данные изъяты> Скорняковского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области.
Обязать администрацию сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области осуществить в срок до 01 мая 2024 г. мероприятия по очистке от сухой травянистой растительности территории земель сельского поселения, прилегающей к лесополосе: <данные изъяты> Скорняковского участкового лесничества Донского лесничества Липецкой области, и отделить данный участок противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд Липецкой области.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2024 года.
Председательствующий