ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3-42/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2010г. г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре Гречаниченко А.В.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Антипенко А.А.,
представителя Законодательного Собрания Забайкальского края Толстобровой О.Н.,
представителя Губернатора Забайкальского края Лобач О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-42/2010 по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими частей 1 и 5 статьи 23 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края»,
УСТАНОВИЛ:
Законодательным Собранием Забайкальского края 23 сентября 2009 года принят и Губернатором Забайкальского края 05 октября 2009 года подписан Закон Забайкальского края от 05 октября 2009 года № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» (далее по тексту Закон), официально опубликованный в газете «Забайкальский рабочий» от 07 октября 2009г. № 184 л.д. 35-62).
Статьей 23 Закона установлены государственные гарантии лицам, замещающим либо замещавшим государственные должности в Правительстве Забайкальского края.
Частью 1 названной статьи предусмотрено, что после освобождения от должности по окончании срока полномочий такие лица продолжают получать установленное им денежное вознаграждение с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями до устройства на новое место работы в течение одного года. В случае, если на новом месте работы указанным лицам размер оплаты труда установлен ниже размера денежного вознаграждения с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, то производится доплата до уровня денежного вознаграждения с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, но не более одного календарного года со дня прекращения срока полномочий. Доплата производится из бюджета края.
Согласно части 5 этой же статьи, жизнь и здоровье члена Правительства Забайкальского края подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета края на сумму годового денежного вознаграждения члена Правительства Забайкальского края. Страховые суммы выплачиваются органами государственного страхования в указанных названной нормой Закона случаях. Порядок страхования и выплаты утверждаются Правительством Забайкальского края.
Прокурор просит признать названные нормы недействующими.
По его мнению, часть 1 статьи 23 Закона противоречит статьям 6 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации, создавая преимущества высвобожденным по окончании срока полномочий лицам, замещавшим государственные должности в Правительстве Забайкальского края, что выходит за пределы полномочий субъектов Российской Федерации в регулировании трудовых отношений. А часть 5 статьи 23 Закона нарушает исключительную компетенцию Российской Федерации по регулированию гражданских отношений, поскольку обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, федеральное законодательство не предусматривает.
Прокурор требования поддержал.
Представители Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края с доводами заявителя не согласились, ссылаясь на следующее.
Лицами, замещающими государственные должности в Правительстве Забайкальского края, являются члены Правительства Забайкальского края – Губернатор, его заместители, а также отраслевые министры. Правительство в составе его членов формируется Губернатором при его назначении на должность. Срок полномочий членов Правительства исчисляется с момента назначения на должность и до его окончания в день сложения полномочий Правительства перед вновь назначенным на должность Губернатором края. Условия Закона о продолжении выплаты высвобожденным по окончании срока полномочий членам Правительства края до трудоустройства на другое место работы установленного им денежного вознаграждения с надбавками, а также о выплате доплаты, если размер оплаты труда на другом месте работы ниже этого уровня, являются самостоятельной гарантией, предоставляемой исключительно из краевого бюджета. Нормы Закона в указанной части не распространяют свое обязывающее действие на сторонних работодателей и иных лиц. Выплаты осуществляются за счет выделенных на это средств краевого бюджета. Условие об обязательном государственном страховании жизни и здоровья членов Правительства края введено в Закон в качестве дополнительной гарантии, предоставляемой также за счет средств краевого бюджета по аналогии гражданского закона - статей 927, 935, 969 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заинтересованные лица считают, что Законодательное Собрание Забайкальского края вправе осуществить законодательное регулирование трудовых отношений путем установления более высоких гарантий и компенсаций должностным лицам органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По предметам совместного ведения оно также вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, не урегулированным федеральным законом. Нарушений трудового и гражданского законодательства оспариваемыми нормами не усматривают. В целом считают их соответствующими пункту 2 статьи 3, подпункту 2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 184-ФЗ).
Заслушав прокурора и участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктами «к» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 184-ФЗ) материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включая вопросы оплаты труда работников, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, реализуемом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (пункты 1 и 2 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 184-ФЗ).
Суд соглашается с доводами прокурора о противоречии федеральному законодательству части 1 статьи 23 Закона Забайкальского края.
Губернатор Забайкальского края, являющийся председателем Правительства Забайкальского края, его заместители, а также отраслевые министры, являются членами Правительства Забайкальского края и замещают государственные должности Забайкальского края (статьи 40, 43, 45 Устава Забайкальского края –л.д.84-92, часть 2 статьи 3 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края»л.д. 35).
Оспариваемой прокурором частью 1 статьи 23 Закона установлено, что после освобождения от должности по окончании срока полномочий лица, замещавшие государственные должности в Правительстве Забайкальского края, продолжают получать установленное им денежное вознаграждение с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями до устройства на новое место работы в течение одного года. В случае, если на новом месте работы указанным лицам, замещавшим государственные должности, размер оплаты труда установлен ниже размера денежного вознаграждения с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, то производится доплата до уровня денежного вознаграждения с учетом надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, но не более одного календарного года со дня прекращения срока полномочий. Доплата производится из бюджета края.
Указанная выше социально-трудовая гарантия введена за пределами полномочий субъекта Российской Федерации в сфере трудовых и иных сходных с ними отношений.
Замещение гражданами государственных должностей субъекта Российской Федерации является реализацией их трудовых прав и охватывается сферой трудового законодательства.
Федеральным законом вопросы социальных и трудовых гарантий лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, не урегулированы.
Соответственно, предоставление таких гарантий указанным лицам должно осуществляться с соблюдением положений статей 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации.
Названные нормы Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление работникам гарантий и компенсаций непосредственно в период исполнения ими трудовых полномочий.
Оплата ежемесячного вознаграждения по истечении срока полномочий по замещаемой государственной должности выходит за рамки трудового периода и фактически касается условий расторжения трудовых отношений.
Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц о тождественности установленной в части 1 статьи 23 Закона гарантии членам Правительства Забайкальского края тем гарантиям, которые предусмотрены трудовым законодательством в некоторых случаях прекращения трудового договора (увольнении по сокращению штата либо в связи с ликвидацией организации-работодателя, либо в связи со сменой собственника).
Предоставление гарантий и компенсаций в указанных случаях связано с порядком и условиями расторжения трудового договора в случаях, наступление которых при заключении трудового договора не может быть заранее предопределено ни работником, ни работодателем.
Для членов Правительства Забайкальского края срочность осуществления ими государственных должностных полномочий вытекает из установленной законодателем обязанности сложить полномочия при вступлении в должность вновь назначенного Губернатора Забайкальского края. Это условие является заранее определенным для любого лица, назначаемого на государственную должность члена краевого Правительства (статьи 40, 41, 43, 45 Устава Забайкальского края нал.д.84-92).
При этом в любом случае правовое регулирование порядка заключения, изменения и расторжения трудового договора, и, следовательно, установление сопровождающих эти юридические обстоятельства условий, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации (статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации).
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что оспариваемая часть 1 статьи 23 Закона предоставляет необоснованные преимущества лицам, замещающим государственные должности в Правительстве Забайкальского края, что запрещено статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемая норма регионального Закона нарушает положения статей 3, 6, 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылки заинтересованных лиц на право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами безосновательны.
Реализация субъектом Российской Федерации указанного в части 2 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации права в рассматриваемом спорном случае не согласуется с положениями федерального закона об исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию вопросов определения уровня обеспечиваемых государством трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников, а также вопросов определения порядка заключения, изменения и расторжения трудового договора (абзацы 4-5 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 23 Закона Забайкальского края должна быть признана недействующей.
Суд соглашается с прокурором и в том, что часть 5 статьи 23 Закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья членов Правительства Забайкальского края противоречит федеральному законодательству.
Оспариваемая норма Закона принята в нарушение гражданского законодательства и исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию гражданских правоотношений.
В силу пункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Вопросы страхования относятся к сфере гражданско-правового регулирования Главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно статьям 927, 935, 969 которой законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Из статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданское законодательство состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов , именуемых в дальнейшем в тексте Гражданского кодекса - законы .
Исходя из системного толкования положений статей 3, 927, 935, 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательное государственное страхование должно предусматриваться федеральным законом .
Федеральными законами, включая приведенный выше Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 184-ФЗ), обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, не предусмотрено.
Право издавать акты, содержащие нормы гражданского права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Доводы заинтересованных лиц о том, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья членов Правительства Забайкальского края введено по аналогии закона в отсутствие федерального регулирования (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом не принимаются.
Возможности осуществления собственного нормативного регулирования гражданских правоотношений по аналогии гражданского закона при отсутствии федерального закона субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Установление гражданско-правовых гарантий лицам, замещающим государственные должности, должно осуществляться законодательным органом субъекта Российской Федерации только с учетом соблюдения исключительной компетенции Российской Федерации в сфере гражданского законодательства.
Соответственно изложенному, оспариваемая часть 5 статьи 23 Закона об обязательном государственном страховании членов регионального Правительства в отсутствие федерального регулирования противоречит федеральному законодательству и должна быть признана недействующей.
Дело рассмотрено в пределах предмета требований.
Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственная пошлина взысканию в доход бюджета не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009г. № 374-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу части 1 и 5 статьи 23 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края».
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Забайкальский рабочий».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья К.Ж.Шаркова