ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3-16/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2010г. г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
при секретаре Рахимовой Т.В.,
с участием:
заявительницы Шолоховой Н.А. и её представителя Воробьевой С.И.,
представителей Законодательного собрания Забайкальского края Денисюк К.А. и Губернатора Забайкальского края Лобач О.П. и Протасовой Е.В.,
прокурора прокуратуры Забайкальского края Казанцевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шолоховой Н.А. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 24 июня 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края»,
УСТАНОВИЛ:
Законодательным Собранием Забайкальского края принят и официально опубликован Закон Забайкальского края № 195-ЗЗК от 24 июня 2009г. «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» (далее по тексту также - Закон,л.д.82-96).
Им регулируется деятельность пунктов приема и отгрузки древесины, где юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями осуществляется деятельность по приобретению, хранению и последующей отгрузке древесины в переработанном или непереработанном виде, включая самостоятельно заготовленную древесину.
Индивидуальный предприниматель Шолохова Н.А. просит о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 2 данного Закона, мотивируя это тем, что оспариваемая норма об обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Забайкальского края пунктов приема и отгрузки древесины фактически регулирует гражданские правоотношения, выходя за рамки компетенции регионального законодателя.
Шолохова Н.А. и её представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представители Законодательного собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края полагают оспариваемую норму соответствующей федеральному законодательству и не вмешивающейся в регулирование гражданских отношений.
Считают, что в условиях, когда продолжающиеся длительное время незаконные масштабные вырубки леса влекут за собой необратимые последствия для экосистемы и экономики региона, упорядочение деятельности пунктов приема и отгрузки древесины в Забайкальском крае является законной реализацией публично-административных полномочий субъекта Российской Федерации по охране окружающей среды и контролю за обращением древесины на своей территории в целях рационального и неистощительного лесопользования.
При этом условия части 1 статьи 2 Закона об обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Забайкальского края пунктов приема и отгрузки древесины не влияют на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей хозяйствующих субъектов.
Учетное правило в данном случае имеет информационно-контрольное назначение в сфере административно-публичных отношений.
Прокурор прокуратуры Забайкальского края Казанцева Л.И. в своем заключении заявление Шолоховой А.Н. считает необоснованным, а оспариваемую норму закона соответствующей федеральному законодательству.
Заслушав объяснения стороны заявителя и заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд отклоняет требования Шолоховой Н.А.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин или организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого нормативного акта противоречащим закону полностью или в части.
Шолохова Н.А. - индивидуальный предприниматель л.д. 5).
На основании договора от Дата обезличена она владеет на праве субаренды и фактически пользуется железнодорожным подъездным путем, протяженностью 180 м., и земельным участком, площадью 22277 кв.м., по адресу: Забайкальский край, Адрес обезличен л.д. 43, 48).
На этой имущественной базе заявительница осуществляет экспортную отгрузку леса круглого в Китайскую Народную Республику, о чем в материалы дела представлены грузовые таможенные декларации и железнодорожные транспортные накладные л.д. 66-67).
Данный пункт приема и отгрузки древесины принят на учет Министерством промышленности и энергетики Забайкальского края л.д.101).
При таких обстоятельствах, Закон Забайкальского края № 195-ЗЗК от 24 июня 2009г. «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» затрагивает хозяйственную деятельность заявительницы и она вправе в порядке статьи 251 ГПК РФ оспорить его в суде.
Шолохова Н.А. считает, что обязательная постановка на учет пунктов приема и отгрузки древесины введена частью 1 статьи 2 Закона в нарушение гражданского законодательства, поскольку в силу пункта 2 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества могут осуществляться только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Также заявительница указывает на нарушение оспариваемой нормой своих прав и законных интересов вследствие привлечения к административной ответственности за непостановку на учет эксплуатируемого ею пункта приема и отгрузки древесины л.д.9-10).
Суд не может согласиться с указанными доводами.
Задачей правового регулирования, введенного Законом Забайкальского края № 195-ЗЗК от 24 июня 2009г. «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края», является осуществление государственного контроля за оборотом древесины.
Целевое назначение - сохранение и рациональное использование лесного фонда Забайкальского края.
Часть 1 статьи 2 Закона находится в неразрывной системной связи со всем его содержанием и подчинена общему с ним целевому назначению и задачам правового регулирования.
Законность оспариваемой нормы не может оцениваться в отрыве от Закона в целом.
Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «б», «в», «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Принимаемые по вопросам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпунктам 56 и 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а также нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществление полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Согласно пункту 3.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, в частности, разрешение вопросов организации использования лесов и обеспечения их охраны, защиты и воспроизводства, а также вопросы осуществления государственного лесного контроля и надзора.
В силу статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
Суд считает, что оспариваемый Закон принят на основании вышеприведенных норм федерального законодательства.
При этом субъект Российской Федерации действовал в рамках своих публично-административных контрольных полномочий в области охраны окружающей среды и защиты лесов от незаконных заготовок и предотвращения теневого оборота древесины.
Продиктовано это следующим.
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которой в составе отраслей экономики России одно из ведущих мест отведено лесопромышленной отрасли. В части 7 раздела V Концепции указано на необходимость резкого сокращения незаконных рубок и теневого оборота древесины и оптимизации структуры экспорта лесной продукции в целях приоритетного развития лесного комплекса государства.
В Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 480, экономика Забайкалья характеризуется как слабая, ориентированная в основном на внешний рынок, при этом указано на значительность в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона лесных ресурсов. Определяющим фактором промышленного роста в регионе названо развитие лесопромышленного комплекса. При этом констатируется, что древесина экспортируется в Китай, и около 95 % этой древесины составляет древесное сырье, в том числе около 70 % – круглый лес (часть 3 раздела I Программы).
В программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Забайкальского края от 10.12.2009 № 295-ЗЗК «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы», также отражено, что лесной комплекс Забайкальского края в составе лесного хозяйства и деревообрабатывающего производства является потенциально важным сектором экономики и относится к отраслям региональной специализации промышленного производства и Забайкальский край обладает крупными лесными ресурсами, достаточными для обеспечения планируемого развития лесопромышленного комплекса л.д. 118).
Одновременно в названной программе отмечена существующая на сегодняшний день малоэффективная для экономики региона экспортная реализация более 90 % заготавливаемой древесины в необработанном виде (раздел 3.3.6).
Федеральная и краевая программы одним из основных направлений работы в сфере развития лесопромышленного комплекса называют повышение уровня глубокой переработки древесного сырья, возникновение лесоперерабатывающих производств и сокращение экспорта круглого леса, повышения конкурентоспособности продукции лесного комплекса и наиболее полного и рационального использования лесосырьевого потенциала при сохранении природообразующих функций лесов.
На необходимость государственной поддержки развития лесного комплекса с переходом на преимущественное использование долгосрочного лесопользования и одновременное создание системы независимого контроля над эффективностью лесопользования, развитие лесопереработки, указано и в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р.
Согласно разделу II Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 № 69-р, целями развития лесного хозяйства являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Таким образом, лесопользование и развитие лесопромышленной отрасли в Забайкальском крае подлежат особому контролю со стороны правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов, как имеющие приоритетное значение и входящие в число первостепенных национально-государственных интересов Российской Федерации на Дальнем Востоке и Забайкалье.
Нормативные акты в указанной сфере имеют особое значение для социально-экономического и экологически безопасного устойчивого развития государства.
На территории Забайкальского края длительное время выявляется большое количество не прекращающихся незаконных рубок древесины, причиняющих значительный экономический ущерб и наносящих невосполнимый вред окружающей среде, угрожая национальной безопасности Забайкальского края и Российской Федерации, о чем свидетельствуют многочисленные статистические и аналитические материалы, исходящие от правоохранительных органов и государственных органов исполнительной власти федерального и регионального уровней л.д. 138, 140, 143, 148, 150).
В Программе противодействия коррупции и нелегальной деятельности в сфере лесных отношений на 2007 - 2008 годы, утвержденной приказом Рослесхоза от 29.12.2007г. № 524, отражено, что «оценки масштабов нелегальной деятельности в лесном секторе в России варьируются от 10 - 15% лесозаготовок до 50% производства древесины в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Результаты комплексной проверки, проведенной в Читинской области весной 2007 г., подтверждают выводы независимых экспертов: если в ближайшее время не будут приняты срочные меры по обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия, действенного таможенного контроля, не будет налажена работа по охране лесов, уже к 2012 - 2013 гг. в Читинской области не останется запасов деловой древесины в экономически доступной зоне . Одной из ключевых причин высокого объема нелегальных рубок является коррупция в сфере лесных отношений и низкая эффективность системы управления. Данные проблемы приобретают особую актуальность для Российской Федерации с учетом проводимого в настоящее время реформирования в системе лесных отношений, децентрализации системы управления лесным хозяйством».
Оспариваемый Закон Забайкальского края № 195-ЗЗК от 24 июня 2009г. «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» принят с учетом указанных выше региональных особенностей Забайкальского края и сложившейся на его территории сложной экологической и экономической ситуацией в сфере лесопользования.
Данный Закон является составной частью предпринимаемых на федеральном и региональном уровнях комплексных мер по сохранению лесов от уничтожения, по эффективному их использованию, обеспечению экологической безопасности и охраны лесов, недопущению нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду.
Предусмотренные им правила приема, учета, хранения, транспортировки и отчуждения древесины на действующих в Забайкальском крае пунктах приема и отгрузки древесины, позволяют в определенной степени контролировать законность происхождения древесных ресурсов и тем самым пресекать его теневой оборот.
Оспариваемый Закон направлен на защиту общенациональных интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, конституционно-защищаемых ценностей их населения, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 15.07.1996 №16-П, согласно которой учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.
Данной позиции Читинский областной суд придерживался в решении от 25 марта 2008 года, оставленном без изменения Верховным Судом Российской Федерации (определение от 18 июня 2008 года №72-Г08-3), когда оспаривался сходный Закон Читинской области от 19 сентября 2007 года №992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области», признанный судом соответствующим федеральному законодательству л.д. 98).
Предписанная частью 1 статьи 2 Закона обязательная постановка на учет пунктов приемки и отгрузки древесины применена в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о субъектах, осуществляющих деятельность по заготовке и транспортировке леса, а также об условиях оборота древесины, что полностью соответствует общему смыслу Закона.
Этим не было допущено какого-либо вмешательства в вещно-правовые либо обязательственно-правовые отношения, регулируемые гражданским законодательством Российской Федерации.
В данном случае имеет место регулирование законом публично-административных отношений, основанных на реализации контрольных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны леса, как природного ресурса и экологической системы, составляющей в соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, от незаконного использования.
По вышеизложенным основаниям доводы заявительницы о нарушении региональным законодателем норм Гражданского кодекса РФ являются необоснованными.
Факт привлечения заявительницы к административной ответственности за нарушение требований Закона Забайкальского края «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» сам по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы.
Правомерность введения субъектом Российской Федерации в ином нормативном акте мер административной ответственности за нарушение оспариваемого Закона, а также действия административных органов по привлечению заявительницы к административной ответственности не входят в предмет разрешаемого по настоящему делу нормоконтрольного спора.
Доводы заявительницы об имевшихся у неё затруднениях при постановке на учет принадлежащего ей пункта приема и отгрузки древесины по правилам Порядка постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края, утвержденного Приказом Министерства промышленности и энергетики Забайкальского края от 05.08.2009 № 1-Н/П, также относятся к применению иного нормативного акта и не имеют юридического значения при оценке оспариваемого Закона.
Доводы заявительницы о целесообразности принятия оспариваемого Закона, эффективности его применения, а также о наличии иных, в том числе федеральных, мер контроля, направленных на предотвращение и пресечение незаконного оборота древесины, также подлежат отклонению, как не влияющие на правовую оценку оспариваемого нормативного акта.
Часть 1 статьи 2 Закона Забайкальского края № 195-ЗЗК от 24 июня 2009г. «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» принята в пределах полномочий субъекта Федерации, федеральному законодательству не противоречит и охраняемых законом прав и интересов заявительницы не нарушает.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт либо его часть не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оснований для удовлетворения заявления судом не установлено.
Требования индивидуального предпринимателя Шолоховой Н.А. подлежат отклонению.
Согласно статье 98 ГПК РФ затраты на уплату госпошлины остаются на заявителе и компенсации не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Индивидуальному предпринимателю Шолоховой Наталье Анатольевне в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 24 июня 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья К. Ж. Шаркова