НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 23.08.2022 № 3А-126/2022

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

№ 3а-126/2022

УИД 75OS0000-01-2022-000211-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Петровой В.А.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцевой Л.И.,

представителя административных ответчиков Правительства Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края Кашниковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими отдельных положений Приложения № 1 к Региональной адресной программе Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 года № 124,

установил:

постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 года № 124 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы (далее также – Программа переселения граждан).

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 17 апреля 2019 года (том 1 л.д. 200).

Постановлениями Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2019 года № 524, от 26 марта 2020 года № 67, от 16 декабря 2020 года № 558, от 26 февраля 2021 года № 42, от 15 ноября 2021 года № 440, в указанную Программу переселения граждан внесены изменения. Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2019 года, 27 марта 2020 года, 17 декабря 2020 года, 1 марта 2021 года, 17 ноября 2021 года соответственно (том 1 л.д. 201-228, 232, том 2 л.д. 1-27, 31, 32-49, 53, 54-70, 73, 74-93, 96).

Реализация Программы переселения граждан преследует цели обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, создания безопасных и благоприятных условий для проживания.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 5 марта 2022 года № 72 в Программу переселения граждан внесены изменения, в том числе раздел «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года дополнен пунктом 16, содержащим сведения о многоквартирном жилом доме № 82 по ул. Савватеевская, г. Борзя. Данные нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 9 марта 2022 года (том 2 л.д. 97-114, 117).

9 июня 2022 года заместитель прокурора Забайкальского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что постановлением Правительства Забайкальского края от 5 марта 2022 года № 72 в Программу переселения граждан во исполнение решения Борзинского городского суда от 11 августа 2021 года по делу № 2-659/2021 пунктом 16 раздела «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, приложения № 1 к Программе, включен аварийный многоквартирный дом № 82 по ул. Савватеевская, г. Борзя. Вместе с тем, дом включен в раздел программы, предусматривающий финансирование расселения домов не из средств Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а в рамках иных государственных программ субъекта РФ, при этом бюджетом Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов не предусмотрено финансирование указанного раздела Программы. По мнению административного истца, включение дома в указанный раздел целевой программы при отсутствии иных региональных и муниципальных программ, в рамках которых может быть осуществлено финансирование расселения дома, свидетельствует о невозможности принятия исполнителями мероприятий программы обязательств по его расселению, в связи с чем полагает, что Программа в оспариваемой части противоречит требованиям пунктов 1, 2 статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, статье 2, частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также пункту 29 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года № 600. Установленный Программой срок расселения дома – 1 сентября 2025 года, противоречит решению судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 декабря 2021 года, которым определена неразумность ранее установленного постановлением администрации городского поселения «Борзинское» от 29 декабря 2020 года № 778 срока отселения граждан – 30 июня 2025 года. Включение спорного жилого дома в раздел Программы, не предусматривающий финансирование расселения за счет средств Фонда, равно как и его отсутствие в разделе, предусматривающем такое финансирование, нарушает конституционные права граждан.

На основании изложенного административный истец просит суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 16 раздела «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, приложения № 1 к Региональной адресной программе Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 года № 124; раздел «По программе переселения 2019-2025 гг., в рамках которого предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, приложения № 1 к Региональной адресной программе Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 года № 124, в части отсутствия в нем жилого дома № 82 по ул. Савватеевская, г. Борзя (том 1 л.д. 63-68).

В поступившем в суд письменном отзыве представитель административных ответчиков Правительства Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края Кашникова Ю.В. выразила несогласие с заявленными требованиями, указав, что во исполнение решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 11 августа 2021 года, которым на Правительство Забайкальского края возложена обязанность по включению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Савватеевская, д. 82 в региональную Программу переселения граждан, Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в адрес Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 23 декабря 2021 года направлено письмо с просьбой рассмотрения вопроса о переселении граждан, проживающих в указанном доме, за счет средств Фонда в рамках региональной программы. Согласно ответу Фонда от 29 декабря 2021 года, в целях исполнения решения суда, указанный дом подлежит включению в региональную программу, при этом мероприятия по переселению граждан этого дома должны осуществляться без средств Фонда, поскольку корректировка по решению суда даты признания дома аварийным не свидетельствует о признании в установленном порядке этого дома аварийным и подлежащим сносу. С учетом ответа Фонда, указанный в решении суда спорный дом включен в региональную Программу в раздел «Иные», подразумевающий под собой расселение жилого дома в рамках региональной Программы с использованием средств бюджета Забайкальского края, местного бюджета, иных источников финансирования, без использования средств Фонда (том 1 л.д. 133-137).

В дополнительных письменных пояснениях прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцева Л.И. указала, что в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» вопрос о предоставлении жилого помещения взамен аварийного относится к компетенции органов местного самоуправления, соответственно переселение граждан из аварийного жилья должно финансироваться из средств местного бюджета. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который предусматривает предоставление государственной корпорацией – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также – Фонд) целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. При этом Закон о фонде не предусматривает полномочий Фонда на дачу обязательных к исполнению субъектом указаний о включении (либо не включении) жилых помещений в программу, а также определения источников финансирования переселения граждан из аварийного жилья. Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы реализуется в шесть этапов, определены целевые индикаторы и показатели каждого этапа. При этом раздел «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» не включен ни в один из этапов, предусмотренных Программой. Финансирование из средств Фонда, регионального и местных бюджетов предусмотрено только на реализацию шести этапов программы (том 2 л.д. 140-144).

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцева Л.И. заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях основаниям.

Представитель административных ответчиков Правительства Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края Кашникова Ю.В. в судебном заседании полагала требования прокурора не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в ранее представленных возражениях на административный иск.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.

Из содержания административного искового заявления и пояснений участвующего в деле прокурора следует, что заявленные в рамках настоящего дела требования направлены на защиту права на жилище жильцов многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская г. Борзя, Забайкальского края, а также их права на проживание в безопасных и благоприятных условиях.

В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее также - Закон о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), которым установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.

Из пунктов 2, 3 статьи 2 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства следует, что под аварийным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 данного Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом (пункт 4 этой же правовой нормы).

В силу пункта 11 части 1 статьи 14 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (часть 1, пункт 1 части 2 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).

Во исполнение требований статьи 14 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, действуя в пределах своих полномочий, 11 апреля 2019 года Правительство Забайкальского края в установленном порядке приняло Постановление № 124, которым утвердило Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы.

Указанный нормативный правовой акт опубликован 17 апреля 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), вступил в силу, действует в редакциях Постановлений Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2019 года № 524, от 26 марта 2020 года № 67, от 16 декабря 2020 года № 558, от 26 февраля 2021 года № 42, от 15 ноября 2021 года № 440, от 5 марта 2022 года № 72 опубликованных на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2019 года, 27 марта 2020 года, 17 декабря 2020 года, 1 марта 2021 года, 17 ноября 2021 года, 9 марта 2022 года соответственно.

Проверив форму и вид, в которых Правительство Забайкальского края вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

Оценивая содержание оспариваемых норм на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Оспариваемая Программа переселения граждан принята в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; обеспечения безопасных и благоприятных условий для проживания граждан. Реализация программы переселения граждан проводится в шесть этапов: I этап программы - с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года; II этап программы - с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года; III этап программы - с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года; IV этап программы - с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года; V этап программы - с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года; VI этап программы - с 1 января 2024 года по 1 сентября 2025 года. Для каждого этапа определены целевые индикаторы и показатели, включающие данные о площади расселяемых жилых помещений и количеству переселяемых жителей (Раздел 2 Программы).

Согласно Раздела 5 Программы переселения граждан муниципальные образования формируют в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» и представляют в Министерство утвержденные сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных жилых домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В соответствии с пунктами 3, 6 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В пункте 6 статьи 2 ЖК РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочего, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Как следует из части 4 статьи 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признаётся аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее также – Положение).

Согласно пункту 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Как отмечалось выше, Закон о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В пункте 3 статьи 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частью 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

В связи с изложенным, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а ненадлежащее включение жилого помещения в указанную программу, осуществленное с нарушением действующего законодательства, может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Согласно требованиям Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счёт средств Фонда осуществляется переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и включенных в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 19 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. В случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, к заявке прилагается, среди прочих документов, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского поселения «Борзинское» от 26 июля 2019 года № 415 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Савватеевская, 82 признан аварийным и подлежащим реконструкции (том 2 л.д. 210-211).

Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 11 августа 2021 года по гражданскому делу № 2-659/2021 по исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края об установлении факта, имеющего юридическое значение, понуждении совершить определенные действия, исковое заявление удовлетворено, на администрацию городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края возложена обязанность признать многоквартирный дом по адресу: г. Борзя, ул. Савватеевская, д. 82 аварийным и подлежащим реконструкции с 31 декабря 2016 года; на Правительство Забайкальского края возложена обязанность включить ряд жилых домов, расположенных в г. Борзя, в том числе дом 82 по ул. Савватеевская, в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы. Данное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 14 сентября 2021 года (том 2 л.д. 164-172).

Во исполнение решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 11 августа 2021 года по гражданскому делу № 2-659/2021 постановлением администрации городского поселения «Борзинское» от 2 декабря 2021 года № 726 внесены изменения в постановление администрации городского поселения «Борзинское»от 26 июля 2019 года № 415, пункт 1 изложен в следующей редакции: «Признать многоквартирный дом, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Савватеевская, 82 аварийным и подлежащим реконструкции с 31 декабря 2016 года» (том 2 л.д. 212-213).

Постановлением администрации городского поселения «Борзинское» от 10 февраля 2022 года № 65 в постановления администрации городского поселения «Борзинское» от 26 июля 2019 года № 415 и от 2 декабря 2021 года № 726 внесены изменения, пункт 1 постановления администрации городского поселения «Борзинское» от 26 июля 2019 года № 415 изложен в следующей редакции: «Признать многоквартирный дом, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Савватеевская, 82 аварийным и подлежащим сносу с 31 декабря 2016 года» (том 2 л.д. 214-215).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 5 марта 2022 года № 72 в раздел Программы переселения граждан «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года включен многоквартирный жилой дом № 82 по ул. Савватеевская, г. Борзя (пунктом 16).

Указанный многоквартирный жилой дом включен в раздел Программы переселения граждан, не предусматривающий финансирование мероприятий по расселению домов за счет привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и подлежит исполнению за счет программ и средств Забайкальского края.

Согласно пункту 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (пункт 2).

Вместе с тем Законом Забайкальского края от 27 декабря 2021 года № 2007-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» не предусмотрено финансирование мероприятий раздела Программы переселения граждан «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда». Участвующий в деле представитель административных ответчиков не смог привести информацию о финансовом обеспечении реализации данного раздела Программы переселения граждан либо о планируемых источниках финансирования.

Многоквартирный жилой дом № 82 по ул. Савватеевская в г. Борзя не входит в иные региональные и муниципальные программы, в рамках которых предусмотрено финансирование его расселения.

Кроме того, раздел «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» не включен ни в один из шести этапов реализации Программы переселения граждан (раздел 2).

Следовательно, в судебном заседании нашел подтверждение довод прокурора о несоответствии пункта 16 раздела «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года положениям пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отсутствия запланированных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации расселения жильцов многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская в г. Борзя.

В ходе рассмотрения Борзинским городским судом Забайкальского края вышеуказанного гражданского дела № 2-659/2021, на основании заключения эксперта № 112/3 от 20 декабря 2017 года, технического заключения № 334-ЗК/18 от 15 августа 2018 года, акта обследования многоквартирного дома от 25 декабря 2018 года, заключения межведомственной комиссии № 18 от 25 декабря 2018 года суд установил, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, ул. Савватеевская, 82 очевидно уже имел признаки аварийности с 31 декабря 2016 года, при этом несмотря на наличие соответствующих правомочий и обязанностей, администрация городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края не приняла надлежащих мер к своевременному проведению оценки его состояния.

Установленные Борзинским городским судом Забайкальского края обстоятельства свидетельствуют о наличии у органа местного самоуправления всех оснований для принятия решения о признании многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская в г. Борзя аварийным до 01 января 2017 года.

Несмотря на нахождение многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская в г. Борзя в аварийном состоянии еще до 01 января 2017 года, администрацией городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» до указанной даты не совершено действий по проведению технического обследования жилого дома с привлечением специализированной организации.

Указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции постановлением администрации городского поселения «Борзинское» № 415 только 26 июля 2019 года.

Данные обстоятельства свидетельствуют о длительном бездействии администрации городского поселения «Борзинское», выразившемся в несовершении мероприятий, необходимых для включения многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская в г. Борзя в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы.

Непризнание многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская в г. Борзя аварийным до 1 января 2017 года повлекло для его жителей невключение жилого дома в Программу переселения граждан на момент ее принятия и невозможность участия в ней, ограничение возможности на предоставление другого жилья.

Таким образом, в рассматриваемом случае, само по себе неисполнение органом власти обязанности по совершению полного объема действий по включению жилого дома в Программу переселения граждан не должно повлечь за собой негативные правовые последствия для жителей дома, поэтому с учетом того, что на момент издания Постановления Правительства Забайкальского края от 05 марта 2022 года № 72 и внесения изменений в Программу переселения граждан указанные выше обстоятельства, препятствующие включению многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская в г. Борзя в названную программу были устранены, указанный дом подлежал включению в раздел «По программе переселения 2019-2025 гг., в рамках которого предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года Приложения № 1 к Региональной адресной программе Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 года № 124, что соответствует закрепленным в статье 14 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и согласуется с положениями статьи 9 КАС РФ о законности и справедливости при рассмотрении и разрешении судами административных дел.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы (статьи 2 и 18).

Статья 40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2).

Довод представителя административных ответчиков об отсутствии согласия Фонда на включение многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская в г. Борзя в Программу переселения граждан в раздел, предусматривающий финансирование за счет средств Фонда, подлежит отклонению, поскольку Законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Фонд не наделен полномочиями на дачу обязательных к исполнению субъектом Российской Федерации указаний на включение либо не включение конкретных жилых помещений в программу переселения граждан, а также на определение источников финансирования переселения граждан из аварийного жилья. При этом исполнение возложенной решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 11 августа 2021 года по гражданскому делу № 2-659/2021 на Правительство Забайкальского края обязанности не превышает пределы его компетенции в рамках реализации Программы переселения граждан, определенной соответствующими вышеприведенными правовыми актами.

Таким образом не включение многоквартирного жилого дома № 82 по ул. Савватеевская, г. Борзя, Забайкальского края в раздел «По программе переселения 2019-2025 гг., в рамках которого предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года Программы переселения граждан, противоречит нормам статей 14, 16 Закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Поскольку в оспариваемой прокурором части Программа переселения граждан противоречит федеральному законодательству, регулирующему те же правоотношения и имеющему большую юридическую силу, суд, исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, а учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на основании его положений реализовывались права заинтересованных лиц, считает возможным признать оспариваемые нормы не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу следующие положения Приложения № 1 к Региональной адресной программе Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 года № 124:

пункт 16 раздела «По иным программам субъекта РФ, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года;

раздел «По программе переселения 2019-2025 гг., в рамках которого предусмотрено финансирование за счет средств Фонда» Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, в той мере, в какой данный раздел не содержит многоквартирный жилой дом № 82 по ул. Савватеевская, г. Борзя, Забайкальского края.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья М.Н. Бурак

Мотивированное решение составлено 2 сентября 2022 года