ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-226/2023
УИД 75OS0000-01-2023-000390-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2023 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при помощнике Епифанцеве И.А.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Цырендоржиевой И.Ж.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» Старчековой К.В.,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Юганец Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» о признании недействующим пункта 5 приложения № 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2023 годы» в части установления тарифов на 2022, 2023 годы,
установил:
18 декабря 2018 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) принят приказ № 691-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2023 годы» (далее – приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА).
Приложением № 1 к данному приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2023 годы.
Приказами РСТ Забайкальского края от 1 марта 2019 года № 71-НПА, 26 апреля 2019 года № 130-НПА, 27 ноября 2019 года № 438-НПА, от 30 апреля 2020 года № 74-НПА, от 18 декабря 2020 года № 596-НПА, от 26 марта 2021 года № 47-НПА, от 30 апреля 2021 года № 83-НПА, от 15 декабря 2021 года № 671-НПА, от 24 июня 2022 года № 128-НПА, от 15 ноября 2022 года № 760-НПА, от 14 апреля 2023 года № 41-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА внесены изменения, приложение № 1 изложено в новой редакции.
Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 20 декабря 2018 года, 5 марта 2019 года, 30 апреля 2019 года, 29 ноября 2019 года, 6 мая 2020 года, 22 декабря 2020 года, 29 марта 2021 года, 11 мая 2021 года, 17 декабря 2021 года, 29 июня 2022 года, 16 ноября 2022 года и 19 апреля 2023 соответственно.
1 сентября 2023 года общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» (далее – ООО «ТЭС», Общество) в лице директора Рогова Р.И. обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, ссылаясь на то, что скорректированные на 2022 и 2023 годы тарифы являются экономически необоснованными, оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, и Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э. По мнению административного истца, при установлении оспариваемых тарифов административным ответчиком были необоснованно занижены неподконтрольные расходы, а именно расходы на арендную плату, амортизация, безнадежная дебиторская задолженность, проценты по займу, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, прочие неподконтрольные расходы, косвенные расходы, а также допущены математические ошибки при корректировке необходимой валовой выручки организации, что привело к установлению на 2022, 2023 годы экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию. Неверное определение РСТ Забайкальского края величины необходимой валовой выручки привело к нарушению прав Общества, поскольку фактические расходы юридического лица на осуществление регулируемого вида деятельности превышают вырученные от деятельности суммы доходов.
На основании изложенного ООО «ТЭС» просит суд признать недействующим со дня принятия: пункт 5 приложения № 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2023 годы» в редакции:
пункта 4 приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 671-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» Забайкальского края»;
пункта 3 приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 15 ноября 2022 года № 760-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» Забайкальского края»;
обязать РСТ Забайкальского края издать новые нормативные правовые акты, заменяющие: пункт 4 приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 671-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» Забайкальского края»; пункт 3 приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 15 ноября 2022 года № 760-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» Забайкальского края».
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в лице и.о. руководителя Дорожковой О.Н. в представленных письменных возражениях и дополнениях к ним с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что расходы на аренду автотранспорта, безнадежная дебиторская задолженность, проценты по займу, прочие неподконтрольные расходы, заявленные Обществом, исключены из состав затрат предприятия как экономически необоснованные, ввиду непредставления доказательств, подтверждающих необходимость несения данных расходов. Амортизационные отчисления включены в необходимую валовую выручку в полном объеме, согласно утвержденной инвестиционной программы ООО «ТЭС» и расчету амортизационных отчислений, произведенному на основании справок за 2021-2022 годы, представленной ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования, пунктом 29 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э. Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (АО «Водоканал-Чита»), учтены в полном объеме. Косвенные расходы (-418 014 руб.) учтены в составе административных расходов в полном объеме. Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, произведена в соответствии с пунктами 51, 52 названных Методических указаний, вместе с тем, действительно, при расчете корректировки необходимой валовой выручки организации на 2023 год была допущена математическая ошибка, в расчете не учтен размер расчетной предпринимательской прибыли в размере 2 625 073 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «ТЭС» Старчекова К.В. уточненные административные исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к ним.
Представитель административного ответчика РСТ Забайкальского края Юганец Т.И. с требованиями административного истца не согласилась, поддержала письменные возражения, дала пояснения, аналогичные изложенным.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
ООО «ТЭС» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, соответственно наделено правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 указанного закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пунктов 4, 5.1 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 15.1.3, 15.1.4 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, соответствующими полномочиями в сфере теплоснабжения об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (в том числе в поселениях, муниципальных и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения), тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (в том числе в поселениях, муниципальных и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения), наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 18 декабря 2018 года № 691-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2023 годы с календарной разбивкой согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
В пункте 5 приложения № 1 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Теплоэнергосервис».
Приказами РСТ Забайкальского края от 1 марта 2019 года № 71-НПА, 26 апреля 2019 года № 130-НПА, 27 ноября 2019 года № 438-НПА, от 30 апреля 2020 года № 74-НПА, от 18 декабря 2020 года № 596-НПА, от 26 марта 2021 года № 47-НПА, от 30 апреля 2021 года № 83-НПА, от 15 декабря 2021 года № 671-НПА, от 24 июня 2022 года № 128-НПА, от 15 ноября 2022 года № 760-НПА, от 14 апреля 2023 года № 41-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА внесены изменения.
Приказом РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 671-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» Забайкальского края» в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА внесены изменения, таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции.
Приказом РСТ Забайкальского края от 15 ноября 2022 года № 760-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» Забайкальского края» таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции.
Приказы РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА, от 15 декабря 2021 года № 671-НПА, от 15 ноября 2022 года № 760-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 94, от 15 декабря 2021 года № 70, от 15 ноября 2022 года № 68), с учетом экспертных заключений по установлению и корректировке тарифов, официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 20 декабря 2018 года, 17 декабря 2021 года и 16 ноября 2022 года соответственно.
Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается, в данной части приказ РСТ Забайкальского края не оспаривается.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении к числу основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно статье 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется следующим методами: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов.
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктами 18, 72 Основ ценообразования долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов. При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения (пункт 22 Основ ценообразования).
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
В соответствии с пунктами 71, 73, 62 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя: а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование; в) концессионную плату; г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа; д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 настоящего документа; е) страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда; ж) расходы концессионера.
В пункте 39 Методических указаний № 760-э установлено, что неподконтрольные расходы включают в себя арендную плату в части имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, определяемую в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования.
В силу пункта 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Расходы на арендную плату считаются неподконтрольными, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации. В остальных случаях расходы на арендную плату включаются в состав операционных расходов (пункт 65 Основ ценообразования).
К одному из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (пункт 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 11 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее – Единая система классификации и раздельного учета), утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года № 91, раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета. Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирования информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций. Ведение раздельного учета осуществляется на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, утвержденного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 7 мая 2003 года № 38н, от 18 сентября 2006 года № 115н, от 8 ноября 2010 года № 142н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
В случае установления долгосрочных тарифов раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности ведется в том числе по таким элементам неподконтрольных расходов, как арендная плата с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования (пункт 8 Единой системы классификации и раздельного учета).
Разделение по регулируемым видам деятельности, по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения и по субъектам Российской Федерации показателей по основным средствам (включая арендованные), незавершенному строительству осуществляется исходя из отнесения объектов основных средств к соответствующему регулируемому виду деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации по производственному назначению объекта. В случае невозможности отнесения объекта основных средств по производственному назначению к одному из регулируемых видов деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации распределение его стоимости осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемой организации (пункт 9 Единой системы классификации и раздельного учета).
Суд приходит к выводу, что РСТ Забайкальского края обоснованно исключены из состава затрат Общества расходы на аренду автотранспортных средств, заявленные ООО «ТЭС» в размере фактически понесенных за 2020 год в размере 1 567 738 рублей, на основании договоров аренды транспортного средства без экипажа от 25 марта 2019 года №, от 26 февраля 2020 года №, заключенных с ИП П. А.А. (автомобиль №, на шасси SCANIA №), и на основании договора аренды транспортного средства без экипажа от 9 ноября 2018 года, заключенного с ООО «Нергеопром» (экскаватор-погрузчик NEW HOLLAND, 2011 года выпуска).
Согласно договорам аренды транспортного средства без экипажа от 25 марта 2019 года №, от 26 февраля 2020 года № заключенных с ИП П. А.А., объектом аренды является автомобиль №(на шасси SCANIA №), тип ТС: грузовой, самосвальная платформа, регистрационный знак №. Арендная плата за полный срок его аренды (11 месяцев) составляет 836 000 рублей, выплачивается ежемесячно равными долями в твердой (фиксированной) сумме платежа 76 000 рублей в месяц без учета НДС.
Согласно договору аренды транспортного средства без экипажа от 9 ноября 2018 года, заключенного с ООО «Нергеопром», предметом договора является экскаватор-погрузчик NEW HOLLAND, 2011 года выпуска, заводской номер машины №. Договор заключен на неопределенный срок, стоимость пользования автотранспортного средства составляет 67 000 рублей с учетом НДС.
Исключая из состава затрат общества названные расходы, орган регулирования исходил из того, что в указанных договорах отсутствует расшифровка арендной платы в соответствии с требованиями Основ ценообразования (арендная плата указана без выделения в ее структуре части, приходящейся на обязательные платежи (суммы амортизации и иные обязательные платежи), связанные с владением имуществом, переданным в аренду), а информация о расходах на оплату услуг по договору аренды от 9 ноября 2018 года, заключенному с ООО «Нергеопром», является некорректной, поскольку не указан период оплаты, составляющей 67 000 рублей – месяц, год или разовый платеж.
Кроме того, отсутствуют доказательства передачи арендованных автомобилей, идентифицирующие сведения об автомобилях (паспорт транспортного средства), необходимые для исчисления амортизации, а также инвентарные карточки учета основных средств, подтверждающие размер арендной платы в соответствии с требованиями пунктов 43, 45 Основ ценообразования, пунктов 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н. Нахождение данных автомобилей в составе арендованного имущества регистрами бухгалтерского учета не подтверждено.
Названные Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н, утратили силу с 1 января 2022 года, следовательно, на момент аренды транспортных средств подлежали применению.
Ссылка административного истца на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 октября 2019 года № в подтверждение обоснованности расходов на аренду транспортных средств не может быть принята во внимание, поскольку в рамках данного дела рассматривались расходы Общества, понесенные за иной долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы и на основании иных договоров аренды транспортных средств.
Доводы административного истца о неприменении органом регулирования пункта 20 Правил регулирования тарифов в обоснование своей позиции суд находит несостоятельной.
Согласно указанному пункту 20 Правил регулирования тарифов, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте «к» пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров).
Из анализа приведенного положения в системном единстве с иными положениями, регулирующими процедуру рассмотрении тарифных дел, следует, что запрос дополнительных сведений в порядке пункта 20 Правил является не обязанностью регулирующего органа, а относится к его дискреционным полномочиям, которые могут быть реализованы при наличии соответствующей необходимости. При этом регулируемая организация в силу пункта 17 Правил наделена правом по своей инициативе представить дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).
Таким образом, производственная необходимость аренды автотранспортных средств для осуществления регулируемого вида деятельности не подтверждена.
Кроме того, суд полагает, что не имелось оснований и для учета данных расходов в составе неподконтрольных расходов, поскольку указанное имущество не относится к производственным объектам теплоснабжающей организации (пункты 73, 62, 65 Основ ценообразования, пункту 39 Методических указаний № 760-э).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, доказательств использования регулируемой организацией транспортных средств с целью снабжения потребителей, других регулируемых организаций услугами, оказываемыми регулируемой организацией в процессе осуществления регулируемой деятельности, в составе тарифной заявки представлено не было. Более того, согласно материалам тарифного дела в пользовании Общества находятся транспортные средства КАМАЗ-5511, Бульдозер ДЗ 171.1, аналогичные экскаватору-погрузчику NEW HOLLAND и автомобилю SCANIA, которые используются Обществом при осуществлении регулируемого вида деятельности, что подтверждается представленной в материалы дела оборотно-сальдовой ведомости по счету 02 за 2018 год «Амортизация основных средств».
Следовательно, указанные расходы относятся к базовому уровню операционных расходов, определяемому на первый год долгосрочного периода регулирования, и не подлежат изменению в течение всего долгосрочного периода.
В соответствии с пунктами 73, 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
В силу пункта 29 Методических указаний № 760-э амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Вопросы организации развития систем теплоснабжения и утверждения инвестиционных программ регулируется статьей 23 Закона о теплоснабжении и Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 (далее - Правила утверждения инвестиционных программ).
В соответствии с пунктом 13 названных Правил инвестиционная программа должна содержать финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования, включая: а) собственные средства, в том числе: амортизационные отчисления; прибыль, направленную на инвестиции; средства, полученные за счет платы за подключение (технологическое присоединение); прочие собственные средства, в том числе средства от эмиссии ценных бумаг; б) привлеченные средства, в том числе: кредиты; займы; прочие привлеченные средства; в) бюджетное финансирование; г) прочие источники финансирования, в том числе лизинг.
Приказом РСТ Забайкальского края от 30 октября 2017 года от № 249-НПА утверждена Инвестиционная программа ООО «ТЭС» на территории муниципального образования Городской округ «Город Чита» в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы (с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края от 21 июня 2019 года № 149-НПА).
В рамках тарифной кампании на 2022 год РСТ Забайкальского края приказом от 10 сентября 2021 года № 148-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 октября 2017 года № 249-НПА «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Теплоэнергосервис» на территории муниципального образования Городской округ «Город Чита» в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы» скорректирован финансовый план инвестиционной программы на 2022 год. Источник финансирования как сумма амортизационных отчислений принята равной сумме амортизационных отчислений, рассчитанной на 2022 год (2 043,45 тыс.руб.).
Согласно справке-расчету амортизации за 2020 год, представленной ООО «ТЭС» при установлении тарифов на 2022 год, фактическая сумма амортизации сложилась в размере 2 821 574,40 рублей; за исключением котла парового, автомобиля MAN TGS № итоговая сумма по расчету организации определена в размере 2 090 634,24 рублей.
Из экспертного заключения по корректировке тарифов на услугу теплоснабжения (тепловую мощность), оказываемую ООО «ТЭС» на территории городского округа «Город Чита» Забайкальского края, на 2022 год, сумма амортизационных отчислений по предложению организации определена в размере 2 043 448 рублей (пункт 4 раздела 4.1.1, «Амортизация основных средств» (графы «По расчету предприятия (2022 год)», «По расчету РСТ (2022 год)» таблицы приложения № 3).
РСТ Забайкальского края произведен расчет амортизационных отчислений по представленным документам с учетом перечня, стоимости и срока ввода в эксплуатацию имущества. В расчет принято все имущество, указанное в представленной организацией справке за 2020 год, за исключением котла парового, автомобиля MAN TGS №, ограды металлической с системой ограничения доступа, как не относящихся к регулируемому виду деятельности, а также имущества, срок полезного использования которого при расчете амортизации линейным способом истек (дробилка щековая СМ-438, котлоагрегат КВТС, система видеонаблюдения).
В рамках тарифной кампании на 2023 год РСТ Забайкальского края приказом от 15 ноября 2022 года № 761-НПА «О внесении изменений в приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 октября 2017 года № 249-НПА «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Теплоэнергосервис» на территории муниципального образования Городской округ «Город Чита» в сфере теплоснабжения на 2018-2025 годы» скорректирован финансовый план инвестиционной программы на 2023 год. Источник финансирования как сумма амортизационных отчислений принята равной сумме амортизационных отчислений, рассчитанной на 2023 год (1 072, 27 тыс.руб.).
Согласно справке-расчету амортизации за 2021 год, представленной ООО «ТЭС» при установлении тарифов на 2023 год, фактическая сумма амортизации сложилась в размере 2 941 075,48 рублей; за исключением котла парового, автомобиля MAN TGS № итоговая сумма сложилась в размере 2 209 505,25 руб.
Из экспертного заключения по корректировке тарифов на услугу теплоснабжения (тепловую мощность), оказываемую ООО «ТЭС» на территории городского округа «Город Чита» Забайкальского края, на 2023 год, сумма амортизационных отчислений по предложению организации определена в размере 1 072 269 рублей (пункт 4 раздела 4.1.1, п. II.6.1 «Амортизация основных средств» таблицы приложения № 3).
РСТ Забайкальского края произведен расчет амортизационных отчислений по представленным документам с учетом перечня, стоимости и срока ввода в эксплуатацию имущества. В расчет принято все имущество, указанное в представленной организацией справке за 2021 год, за исключением котла парового, автомобиля MAN TGS №, ограды металлической с системой ограничения доступа, как не относящихся к регулируемому виду деятельности, а также имущества, срок полезного использования которого при расчете амортизации линейным способом истек (система видеонаблюдения).
Таким образом, расчет амортизационных отчислений произведен на основании справок за 2021-2022 годы, представленных ресурсоснабжающей организацией. Амортизационные отчисления включены в НВВ организации в полном объеме и являются тарифным источником финансирования утвержденной инвестиционной программы. Как верно отмечено регулятором, учет суммы, названной административным истцом убытками, приведет к двойному учету затрат и необоснованному росту НВВ.
В соответствии с пунктами 73, 62, подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы включают в себя расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Определение сомнительного долга предусмотрено пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым таковой признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации, за исключением задолженности по договору кредита (займа) в пределах обязательства кредитора перед внешним участником по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н (далее - Положение № 34н), предусмотрено, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 Положения № 34н, или на увеличение расходов у некоммерческой организации (пункт 77 Положения № 34н).
Согласно экспертному заключению по корректировке тарифов на 2021 год регулятором приняты заявленные Обществом расходы по сомнительным долгам в сумме 948 804 руб. как плановые (п. II.5 таблицы приложения 3).
Дебиторская задолженность ООО УК «Чистый город» в размере 354 744,74 тыс. руб. была включена в полном размере на основании приказа от 7 декабря 2020 года № «О списании дебиторской задолженности» (на основании годовой инвентаризации расчетов), ЕГРЮЛ (сведения о ликвидации юридического лица), исполнительного листа от 1 июня 2015 года ФС №, а также истечением срока исковой давности.
Дебиторская задолженность ООО «ДСК Забайкальская» в сумме 362 720 тыс. руб. была включена в полном размере на основании приказа от 31 декабря 2018 года № «О списании дебиторской и кредиторской задолженности», акта инвентаризации от 31 декабря 2018 года № №, ЕГРЮЛ (сведения о ликвидации юридического лица).
Дебиторская задолженность ООО УК «Мегаполис» 230 959,22 тыс. руб. включена в полном размере на основании приказа от 31 декабря 2018 года № «О списании дебиторской и кредиторской задолженности», акта инвентаризации от 31 декабря 2018 года №, ЕГРЮЛ (сведения о ликвидации юридического лица).
Кредиторская задолженность ИП Ц. В.Л. 0,87 руб. включена в полном размере на основании приказа от 31 декабря 2018 года № «О списании дебиторской и кредиторской задолженности», акта инвентаризации от 31 декабря 2018 года № №. Кредиторская задолженность АО «Читаэнергосбыт» 378,59 руб. включена в полном размере на основании приказа от 31 декабря 2018 года № «О списании дебиторской и кредиторской задолженности», акта инвентаризации от 31 декабря 2018 года №. Кредиторская задолженность АО «Водоканал-Чита» 0,6 руб. включена в полном размере на основании приказа от 31 декабря 2018 года № «О списании дебиторской и кредиторской задолженности», акта инвентаризации от 31 декабря 2018 года №.
При этом согласно экспертному заключению по корректировке тарифов на 2023 год фактические расходы Общества по сомнительным долгам за 2021 год не отражены (п. II.5 таблицы приложения 3).
Суд соглашается с позицией органа регулирования относительно исключения из состава НВВ Общества расходов по сомнительным долгам в составе корректировки необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа на 2021 год, ввиду непредставления в материалы тарифного дела обосновывающих документов, подтверждающих заявленную сумму.
Так, в материалы тарифного дела не представлены документы, свидетельствующие о ведении претензионно-исковой работы с должниками, о том, что организации-дебиторы на дату проведения экспертизы ликвидированы, отсутствуют судебные решения о взыскании долгов, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, договоры, заключенные с должниками, постановления об окончании исполнительного производства по основаниям, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», документы, раскрывающие состав сомнительных долгов и списанной безнадежной дебиторской задолженности, документы бухгалтерского учета, в том числе о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в сумме, заявленной к учету в фактических и плановых расходах по сомнительным долгам, по состоянию на 2021 год (акты инвентаризации дебиторской задолженности, приказы о создании резервов по сомнительным долгам, документы бухгалтерского учета, подтверждающие осуществление проводок по балансовым/забалансовым счетам учета сомнительных долгов и безнадежной дебиторской задолженности). Отсутствие данных доказательств не позволяет регулятору в полной мере оценить состав сомнительных долгов, принятые ресурсоснабжающей организацией меры, направленные на погашение имеющейся перед ней задолженности за оказанные услуги, то есть экономическую обоснованность сложившейся безнадежной дебиторской задолженности.
По статье «расходы по выплате процентов по договорам займа и кредитным договорам» ООО «ТЭС» предлагало учесть расходы в виде процентов на 2022 год в размере 474 918 руб., на 2023 год в размере 248 119 руб., представив договор займа № от 1 июня 2016 года, заключенный с ООО «Нергеопром» на сумму 24 440 000 руб., и карточки счета 91.02 за 2020, 2021 годы.
Согласно пункту 11 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года № 91, отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
Представленные копия договора займа, отчеты по проводкам сами по себе не свидетельствуют об экономической обоснованности заявленных расходов.
В договоре займа № от 1 июня 2016 года, заключенного с ООО «Нергеопром» на сумму 24 440 000 рублей, не указано на использование заемщиком полученных средств на определенные цели (в связи с оказанием услуг отопления и горячего водоснабжения, перекрытия кассового разрыва, истечение сроков по займам, которые были взяты ранее), что противоречит названным положениям Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Из материалов тарифного дела также усматривается, что договор займа представлен в материалах тарифной заявки на 2023 год без расчета процентов, а также без платежных документов, а в материалах тарифной заявки на 2021 год представлен отчет по проводкам за 2019 год (без договора).
Таким образом, представленные Обществом документы не подтверждают необходимость привлечения заемных средств, а также их отнесение и использование именно на регулируемые оспариваемым приказом виды деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Следовательно, суд соглашается с позицией РСТ Забайкальского края, что расходы, понесенные Обществом в 2016 году, должны быть учтены в следующем году, но не позднее 2019 года, в то время как договор займа был представлен с тарифной заявкой на 2021 год.
Согласно пункту 39 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.
Расходы ООО «ТЭС» за 2021 год на отпуск питьевой воды и прием сточных вод заявлены исходя из договора от 10 сентября 2014 года №, заключенного с ОАО «Водоканал-Чита», счетов-фактур за 2021 год, в размере 221 046,34 рублей, в том числе за услугу водоотведения – 147 364,22 рублей, за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения – 73 862,12 рублей.
Из экспертного заключения на 2023 год усматривается, что Обществу учтены фактические затраты на водоотведение в размере 40 911 рублей (пункт II.1 таблицы приложения 3) и 197 254 рублей в прочих расходах как расходы по приему золошлаковых отходов и проведение измерений промышленных выбросов (пункт II.11.4), всего 238 165 рублей. Данная сумма была заявлена Обществом согласно калькуляции фактической себестоимости теплоснабжения в 2021 году и расчет себестоимости на 2023 год.
Таким образом, по данной статье затрат расходы ООО «ТЭС» учтены регулятором в полном объеме.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 44 Основ ценообразования, пунктом 39 Методических указаний № 760-э, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду подлежит учету в составе неподконтрольных расходов регулируемой организации в пределах, установленных нормативов и (или) лимитов.
Согласно представленной ООО «Тэплоэнергосервис» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год сумма платы, исчисленная без учета корректировок, составила 14 148,10 руб., в том числе плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (строка 021) – 390,82 руб., плата за размещение отходов производства за исключением платы за размещение твердых коммунальных отходов (строка 024) – 13 757,28 руб.
Таким образом, данная сумма была включена в необходимую валовую выручку по статье расходов «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов» в полном объеме.
Согласно экспертному заключению на 2023 год по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» сумма расходов по расчету предприятия составила 1 991 533 руб., где 1 831 225 руб. - косвенные расходы, 160 308 тыс. руб. - иные расходы.
Заявленные ООО «ТЭС» при корректировке тарифов на 2023 год прочие неподконтрольные расходы за 2021 год не учтены органом регулирования в полном объеме:
- измерения, испытания объектов (включая отбор проб) согласно договору № 28 января 2021 года с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому Федеральному округу» на сумму 20 235,44 руб. (копия договора, копия счет-фактуры);
- испытания средств индивидуальной защиты согласно договору № от 1 мая 2021 года с ИП Г. И.С. на сумму 2 550,0 руб. (копия договора, копия акта № от 29 ноября 2021 года, копия акта № от 3 июня 2021 года);
- талоны на прием золошлаковой смеси от сжигания углей согласно договору № от 1 мая 2021 года с ООО «ЭКО-АЛЬЯНС» за услуги по размещению золошлаковой смеси мокрой не горящей/горящей от сжигания угля на полигоне расположенном по адресу: г. Чита, 3,5 км восточнее п. Ивановка на основании талонной системы на сумму 126 000,0 руб. (копия договора, копии УПД);
- заполнение листа согласования для производства земляных работ по инженерным коммуникациям (аварийная замена участка подземной тепловой сети) с МП ППАП БЮРО «ГЕОПЛАН» на сумму 6 944,40 руб. (копии УПД);
- восстановление асфальтобетонного покрытия на сумму 156 780,0 руб. согласно договору от 23 августа 2021 года с ООО «ДСК МАГИСТРАЛЬ» (копия договора, акты);
- услуги по составлению локальных сметных расчетов по договору б/н от 30 марта 2021 года с ООО «ЗабНИКА» на сумму 20 000 руб. (копия договора, акта);
- разработка и согласование проекта ПДВ, услуга по проведению инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработка мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологии условий в сумме 100 463,39 руб. по договору с ИП М. Г.А. № от 14 января 2021 года, № от 14 января 2021 года (копии договоров, копии актов от 1 июня 2021 года, 20 декабря 2021 года);
- специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в сумме 27 608,71 руб. (копии актов).
Согласно пояснениям административного ответчика данные расходы не учтены РСТ Забайкальского края как экономически необоснованные.
В силу пунктов 29, 32, 33 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями. При этом экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования; основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Вместе с тем каких-либо мотивов, оснований отклонения предложения организации, анализ экономической обоснованности предложения предприятия в экспертном заключении, выписке из протокола заседания правления РСТ Забайкальского края не приведено, что не позволяет определить законность исключения заявленных Обществом расходов. Доводы органа регулирования сводятся лишь к экономической необоснованности данных расходов, без какой-либо мотивированной позиции.
Доводы административного истца о необоснованности учета косвенных расходов на 2022 год в размере «-418 014» суд находит убедительными.
Согласно пункту 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Из пояснений РСТ Забайкальского края следует, что данная сумма сложилась исходя из размера фактических административных (общехозяйственных) расходов 8 972 182,97 руб., в состав которых включены коммунальные услуги, заработная плата, отчисления на социальные нужды и прочие расходы (информационные услуги, услуги связи и охрану офиса), с учетом фактических затрат на оплату труда административного персонала 7 706 474 руб. и отчислений на социальные нужды 1 683 722,56 руб.
Между тем, исходя из содержания экспертного заключения на 2022 год, каким-либо образом определить, что данные расходы учтены полностью в административных расходах (операционных расходах), как поясняет регулятор, не представляется возможным.
Кроме того, из экспертного заключения на 2023 год следует, что при корректировке НВВ Общества не учтен размер расчетной предпринимательской прибыли в размере 2 625 073 руб., что в конечном итоге привело к занижению НВВ на 2023 год.
Как установлено в пункте 25 Основ ценообразования, тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки.
При установленных обстоятельствах, оспариваемый ООО «ТЭС» пункт 5 приложения № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2023 годы» части установления тарифов на 2022, 2023 годы, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежит признанию недействующим с момента принятия нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
Принятие нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 5 приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2023 годы» в части установления тарифов на 2022, 2023 годы.
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий пункт 5 приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2018 года № 691-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2023 годы» в части установления тарифов на 2022, 2023 годы.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2023 года.