НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 15.05.2015 № 2-22/2015

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3-22/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 мая 2015 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Цыдендамбаевой О.Ч.,

с участием:

прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А.,

представителя заявителя ФИО1,

представителя Законодательного Собрания Забайкальского края ФИО2,

представителей Губернатора Забайкальского края ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 о признании недействующими пунктов 1-5, 7-9 части 1 статьи 1, статьи 2, частей 1-5, 7-10 статьи 3, статьи 3.1, частей 2-4 статьи 4 Закона Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края»,

установил:

Закон Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» (далее – Закон № 195-ЗЗК) принят Законодательным Собранием Забайкальского края 24 июня 2009 года, подписан Губернатором Забайкальского края 1 июля 2009 года, опубликован в газете «Забайкальский рабочий» от 6 июля 2009 года № 123-124, действует в редакции Законов Забайкальского края от 30 мая 2011 года № 493-ЗЗК, от 25 ноября 2011 года № 596-ЗЗК, от 3 декабря 2012 года № 750-ЗЗК, от 24 апреля 2015 года № 1160-ЗЗК, опубликованных в газетах «Забайкальский рабочий» от 3 июня 2011 года № 100, от 2 декабря 2011 года № 241, от 7 декабря 2012 года № 233 и 24 апреля 2015 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

ФИО7, являющийся индивидуальным предпринимателем, обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением об оспаривании отдельных положений названного закона.

Согласно заявленным требованиям с учетом их увеличения ФИО7 просил признать недействующими статей 1, 2, частей 1-5, 7-11 статьи 3, статьи 3.1, частей 2-4 статьи 4, статьи 5 Закона № 195-ЗЗК, ссылаясь на то, что с момента проверки закона на соответствие федеральному законодательству Забайкальским краевым судом в 2010 году существенно изменилось федеральное законодательство в сфере охраны окружающей среды и лесных отношений, были ограничены полномочия субъектов Российской Федерации в области регулирования данных отношений, предусмотренные статьями 83, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктами 56 и 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Лесной кодекс Российской Федерации введены глава 2.1 «Учет и маркировка древесины» и глава 2.2 «Транспортировка древесины и учет сделок с ней», изменена статья 49 указанного кодекса.

По мнению заявителя, оспариваемый закон не соответствует действующему в настоящее время федеральному законодательству, поскольку субъект Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, устанавливать правила учета древесины, так как данное правомочие находится в ведении федерального законодателя. Обязанности, возложенные законом Забайкальского края на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не предусмотрены федеральным законодательством и не могут быть установлены региональными нормами.

Лесной кодекс Российской Федерации наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по осуществлению контроля и надзора в сфере лесных отношений только на землях лесного фонда, в то время как пункты приема и отгрузки древесины могут находиться вне пределов земель указанной категории. Установление законом края правил, касающихся деятельности пунктов, не входит в полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора, регионального экологического надзора.

Кроме того, заявитель полагает, что нормы оспариваемого закона, касающиеся правил учета древесины, не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1525 «Об утверждении Правил учета древесины».

Заявитель просит признать вышеназванные нормы Закона № 195-ЗЗК недействующими с 1 февраля 2014 года – с момента вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В ходе рассмотрения дела ФИО7 от требований об оспаривании части 11 статьи 3, пункта 6 части 1, части 2 статьи 1, статьи 5 Закона Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195-ЗЗК отказался, поскольку в соответствии Законами Забайкальского края от 3 декабря 2012 года № 750-ЗЗК, от 24 апреля 2015 года № 1160-ЗЗК вышеперечисленные нормы признаны утратившими силу. Определениями от 23 марта 2015 года и от 15 мая 2015 года производство по делу в указанной части требований было прекращено.

Заявитель ФИО7, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 167, части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлениях, дополнительно представила письменные пояснения. По мнению представителя заявителя, региональный законодатель фактически осуществил регулирование гражданских отношений, определил гражданско-правовые дефиниции, что находится за пределами полномочий субъекта Российской Федерации. Дополнительно ФИО1 сослалась на наличие в оспариваемых нормах коррупциогенных факторов, нарушений пунктов 2, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Представитель Законодательного Собрания Забайкальского края ФИО2 с заявлением ФИО7 не согласилась, представила письменные возражения, пояснила, что Закон № 195-ЗЗК принят в области охраны окружающей среды. В данной сфере в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты Российской Федерации наделены полномочиями на принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, а также осуществление контроля за их исполнением, ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Лесным законодательством Российской Федерации регулируются отношения, осуществляемые на землях лесного фонда, исходный учет заготовленной древесины, а также вывоз древесины из мест заготовки. Оспариваемый закон Забайкальского края данные правоотношения не регулирует, а распространяется лишь на пункты приема и отгрузки древесины, расположенные за пределами земель лесного фонда. Кроме того, федеральное законодательство распространяется только на круглый лес, на продукты его переработки не распространяется.

Представители Губернатора Забайкальского края ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 с требованиями ФИО7 не согласились, представили письменные возражения на заявление, поддержали пояснения, данные представителем Законодательного Собрания Забайкальского края, дополнительно указали, что закон принят в пределах полномочий Забайкальского края. Внесенные в федеральное законодательство изменения не затрагивают полномочия субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. Согласно пункту 2 статьи 3, пункту 5 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов, устанавливать полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемые за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно статье 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением. Лесной кодекс Российской Федерации и Закон № 195-ЗЗК имеют различные правовые основания и предметы правового регулирования. Лесным кодексом Российской Федерации регламентированы учет древесины в виде необработанных круглых лесоматериалов до ее вывоза из леса, в то время как Закон Забайкальского края устанавливает правила учета древесины после вывоза из леса – на пунктах приема и отгрузки древесины. Принятие закона обусловлено необходимостью сохранения лесов от уничтожения, эффективности их использования, обеспечения экологической безопасности и охраны лесов, недопущения действий, причиняющих вред лесному фонду. Поводом для нормативного регулирования данного вопроса послужили многочисленные факты незаконных масштабных рубок леса в Забайкальском крае.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно преамбуле Закон Забайкальского края от 24 июня 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» определяет порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и устанавливает правила приема и учета древесины на территории Забайкальского края.

Из представленных в дело материалов усматривается, что ФИО7 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, на основании свидетельства , выданного Министерством промышленности и энергетики Забайкальского края, принадлежащий ему пункт приема и отгрузки древесины, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на учет <Дата>.

Следовательно, Закон Забайкальского края от 24 июня 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» затрагивает интересы ФИО7, и он вправе оспорить его положения в суде в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами «б», «в», «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На момент принятия оспариваемого Закона № 195-ЗЗК к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктами 56 и 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) относилось осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, нормативно-правовое регулирование отдельных вопросов в области лесных отношений. Кроме того, органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право принимать по вопросам, указанным в пункте 2 указанной статьи, законы, иные нормативные правовые акты, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3).

Абзацами 4 и 7 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об окружающей среде) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, было отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Законодательное Собрание Забайкальского края, реализуя предоставленные Конституцией Российской Федерацией, Федеральным законом № 184-ФЗ и Законом об окружающей среде полномочия, в установленном законом порядке в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования приняло оспариваемый Закон Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края», в котором определило порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и установило правила приема, учета и транспортировки древесины на территории Забайкальского края.

Решением Забайкальского краевого суда от 24 марта 2010 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2010 года, было отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО8 о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 24 июня 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края». В ходе судебного разбирательства по данному делу судом подробно рассматривался вопрос, касающийся целей принятия закона, сферы отношений, регулируемых им. Установлено, что, принимая настоящий закон, субъект Российской Федерации действовал в рамках своих публично-административных контрольных полномочий в области охраны окружающей среды и защиты лесов от незаконных заготовок и предотвращения теневого оборота древесины, предусмотренных подпунктами 56 и 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, абзацем 7 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; закон принят в целях осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального использования лесного фонда Забайкальского края.

На момент рассмотрения настоящего дела указанные выше нормы федеральных законов, которыми руководствовался суд, претерпели существенные изменения и в настоящее время действуют в редакции Федеральных законов от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, от 7 июня 2013 года № 117-ФЗ, от 07 июня 2013 года № 118-ФЗ.

Так, согласно содержанию подпунктов 56 и 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ в действующей редакции к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности; нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений.

Право на принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, предусмотренное пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ, изменений не претерпело.

В действующей редакции статьи 6 Закона об окружающей среде к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением, осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Из анализа вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что внесенные в него изменения, в частности существенные изменения подпункта 56 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, абзаца 7 статьи 6 Закона об окружающей среде, не затронули полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов, иных нормативных правовых актов в сфере лесных отношений и отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также осуществления контроля за их исполнением (подпункт 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, абзац 4 статьи 6 Закона об окружающей среде).

Данный вывод подтверждается и статьей 2 Закона об окружающей среде и статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что лесные отношения и отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, регулируются, в том числе, и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон об окружающей среде определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Под охраной окружающей среды понимается, в том числе, и деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона об окружающей среде).

В своей деятельности органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны руководствоваться принципами соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды, обеспечения сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона об окружающей среде).

Доводы представителя заявителя о недопустимости учета при осуществлении правового регулирования на региональном уровне принципов, изложенных в статье 3 Закона об окружающей среде, основаны на неверном представлении роли правовых принципов в законотворческой деятельности. В указанной статье установлена не только обязательность участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в деятельности по охране окружающей среды, но и закреплена их ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, что указывает на необходимость принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации всех возможных мер для охраны окружающей среды.

Таким образом, нормотворческая деятельность субъектов Российской Федерации должна быть направлена на реализацию тех принципов, которые перечислены в статье 3 Закона об окружающей среде.

Как следует из пояснений представителей Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края поводом к принятию закона послужили многочисленные факты незаконных масштабных вырубок леса, причиняющих существенный вред окружающей среде.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (статьи 42, 58).

На федеральном уровне в настоящее время принимается ряд актов, направленных на организацию рационального использования, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства: создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциалы); улучшение породного состава лесных насаждений, а также резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, определены такие основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства, как: истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта; недостаточная точность учета лесных ресурсов; низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне; высокий уровень нелегального оборота древесины.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы. Целями программы являются: повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов; задачами программы являются: сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов; повышение эффективности управления лесами.

Учитывая изложенное, охрана и восстановление лесов и в настоящее время является стратегически важной задачей.

Как упоминалось выше, оспариваемый Закон Забайкальского края № 195-ЗЗК принят в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования и определяет порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и устанавливает правила приема, учета и транспортировки древесины на территории Забайкальского края (преамбула Закона).

На федеральном уровне нормативных правовых актов, регулирующих деятельность пунктов приема и отгрузки древесины, не имеется.

Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование в названной сфере, направленное в первую очередь на предотвращение незаконных вырубок леса, обеспечение контроля и учета заготавливаемой на территории Забайкальского края древесины.

Утверждение представителя заявителя о том, что порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины может быть установлен только на федеральном уровне, опровергается содержанием пункта 3.1 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ.

Что касается изменений, внесенных федеральным законодателем в Лесной кодекс Российской Федерации, то суд, принимая во внимание идущий процесс установления новых правил учета, маркировки, транспортировки заготовленной древесины, а также учета сделок с ней, также не усматривает какое-либо несоответствие оспариваемых положений федеральному законодательству.

Так, глава 2.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенная в действие с 1 января 2015 года, устанавливает обязательный учет древесины, заготовленной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, до ее вывоза из леса и не регулирует вопросы учета древесины как товарной продукции после ее вывоза из леса, а значит, не может распространяться на учет древесины в пунктах приема и отгрузки древесины. По этой же причине не могут быть приняты во внимание положения Правил учета древесины, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1525.

Также не имеется оснований полагать, что Закон Забайкальского края № 195-ЗЗК не соответствует статье 49 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку предусмотренная в частях 5 и 6 статьи 2 оспариваемого закона ежемесячная отчетность о деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и объемах принятой, переработанной, отгруженной и (или) реализованной древесины не имеет непосредственного отношения к использованию лесов.

Суд не оценивает оспариваемые нормы на соответствие главе 2.2 Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы транспортировки древесины и учета сделок с ней, поскольку нормы, касающиеся транспортировки, региональным законодателем в полном объеме признаны утратившими силу, а положения Лесного кодекса Российской Федерации, касающиеся учета сделок с древесиной в настоящее время являются недействующими и вступят в силу с 1 июля 2015 года.

Суд не находит оснований полагать, что деятельность по контролю за исполнением оспариваемого закона подлежит включению в региональный государственный экологический надзор либо федеральный государственный лесной надзор, предусмотренные федеральным законодательством, поскольку представляет собой отдельный вид контрольной деятельности за соблюдением законов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, что не противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации и Закону об охране окружающей среды и в полной мере соответствует перечисленным ранее полномочиям субъекта Российской Федерации.

Определяя порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и устанавливая правила приема и учета древесины, региональный законодатель, не вторгаясь в сферу гражданско-правовых отношений, осуществил регулирование пограничных с ними публично-административных отношений, основанных на реализации контрольных функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны лесов.

Оспариваемый закон не регулирует вопросы оборота древесины и не ограничивает перемещение товаров и услуг, свободу договора, не препятствует субъектам предпринимательской деятельности в осуществлении ими своих прав, вытекающих из гражданско-правовых отношений, а призван не допустить введения в торговый оборот незаконно заготовленной древесины, а также древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, что не может быть истолковано как создание необоснованных препятствий, ограничений для осуществления хозяйствующими субъектами своей деятельности.

Запреты на оборот незаконно заготовленной древесины и древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, установлены федеральным законодательством, и в целях предотвращения незаконного лесопользования региональный законодатель был вправе ввести административные меры, направленные на возложение на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанности вести учет и отчитываться о принятой, переработанной, отгруженной и (или) реализованной древесине независимо от перехода права собственности на нее.

Закон не устанавливает порядок и правила заключения сделок с древесиной, а имеет своей целью упорядочение деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и отслеживание движения конкретной партии древесины. При этом использование в законе понятия «партия» не ограничивает оборот древесины, так как ее предельные размеры не устанавливаются, понятие введено для целей единообразного учета древесины на пунктах ее приема и отгрузки.

Требование о заполнении приемо-сдаточных актов не влияет на торговый оборот, так как указанный акт не является формой сделки и не заменяет ее, а лишь фиксирует факт совершения каких-либо действий в отношении древесины на конкретном объекте хозяйственной деятельности, независимо от перехода права собственности на нее.

Таким образом, доводы о несоблюдении требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающих необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, являются несостоятельными.

Оснований полагать установленные в оспариваемом законе требования завышенными либо трудновыполнимыми не имеется, доказательств этому не представлено.

Суд находит подлежащими отклонению доводы о противоречии федеральному законодательству пунктов 1-5, 7-9 части 1 статьи 1 Закона № 195-ЗЗК, в которой определяются основные использованные в законе понятия, поскольку они применяются лишь для целей названного Закона Забайкальского края, изложены ясно, понятно, не допускают неоднозначного толкования, не вводят новых, отличных от используемых в федеральном законодательстве, терминов, а лишь содержат уточнения для целей оспариваемого закона видов объектов и (или) перечень случаев, условий, которые они включают.

Учитывая вышесказанное, судом не усматривается несоответствие оспариваемых положений Закона Забайкальского края, принятого в пределах полномочий субъекта Российской Федерации по вопросу, не урегулированному на федеральном уровне, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таком положении требования ФИО7 о признании недействующими пунктов 1-5, 7-9 части 1 статьи 1, статьи 2, частей 1-5, 7-10 статьи 3, статьи 3.1, частей 2-4 статьи 4 Закона Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» представляются необоснованными, в связи с чем заявление удовлетворению не подлежит.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197, 198, 199, 251-254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении заявления ФИО7 о признании недействующими пунктом 1-5, 7-9 части 1 статьи 1, статьи 2, частей 1-5, 7-10 статьи 3, статьи 3.1, частей 2-4 статьи 4 Закона Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.

Судья Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 20.05.2015.