ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
№ 3а-94/2020
УИД 75OS0000-01-2020-000175-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2020 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Никифоровой Е.В.,
с участием:
представителя административного истца открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Копьёвой А.В.,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н.,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим приложения №2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы» в части установления необходимой валовой выручки Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на 2020 год,
установил:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
Пунктом 3 приложения № 2 к данному приказу установлена НВВ без учета оплаты потерь для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее также – ОАО «РЖД») в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на 2020 год в размере 341 088,63 тыс. руб.
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 декабря 2019 года.
30 июня 2020 ОАО «РЖД» в лице представителя по доверенности Вологдиной Е.В. обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением подпункта 5 пункта 18, пунктов 27, 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 1178, и устанавливает необоснованно заниженный объем НВВ на 2020 год. Административный истец полагает, что общая величина НВВ на 2020 год должна составлять 415 064,58 тыс. рублей, в том числе: расходы на оплату труда – 174 941,18 тыс. рублей; расходы на уплату страховых взносов – 52 902,21 тыс. рублей; расходы на капитальный ремонт – 2 563,60 тыс. рублей, расходы на амортизационные отчисления – 114 824,68 тыс. рублей; расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, выявленные по итогам 2018 года - 14 445,65 тыс. рублей. В обоснование указывает, что при расчете НВВ фонд оплаты труда должен рассчитываться исходя из величины средней заработной платы по виду деятельности по подклассу 35.1 «Производство, передача и распределение электроэнергии», составляющей на 2020 год 58081,40 рублей с применением индексации. С учетом величины фонда оплаты труда 174941,18 тыс. рублей и процента отчислений 30,24%, расходы на оплату страховых взносов составляют 52 902,21 тыс. рублей. Из состава экономически обоснованных затрат регулирующим органом неправомерно исключены расходы на капитальный ремонт на уровне фактически сложившихся за 2018 год в сумме 2 563,60 тыс. рублей, подтвержденные документацией, свидетельствующей о перечне дефектов, подлежащих устранению и объемах соответствующих работ, в отсутствие необходимости документального подтверждения степени износа оборудования. Регулирующим органом необоснованно занижен размер расходов на амортизационные отчисления (96 226,81 тыс. рублей) по сравнению с амортизационными отчислениями в сумме 114 824,68 тыс. рублей, являющимися источником финансирования инвестиционной программы, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 24 декабря 2019 года № 223/р. Производя корректировку амортизационных отчислений за 2018 год, административный ответчик необоснованно исключил из НВВ уже реализованные средства на исполнение мероприятий инвестиционной программы в размере 14 445,65 тыс. рублей, поскольку в 2018 году тарифный источник финансирования инвестиционной программы освоен в полном объеме. В связи с чем, при корректировке неподконтрольных расходов, исходя из фактических данных за 2018 год, должны быть учтены амортизационные отчисления в размере 109 501,38 тыс. рублей, являющиеся источником финансирования инвестиционной программы на 2018 год с учетом изменений, утвержденных распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 6 августа 2018 года № 288-р, и в НВВ на 2020 год подлежат включению в состав расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, выявленных по итогам 2018 года, 14 445,65 тыс. рублей. С учетом уточнения требований просит: признать частично недействующим приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы» с даты его принятия в части определения необходимой валовой выручки административного истца на 2020 год, а именно пункт 3 строка 2020 год Приложения 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы»; обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в течение 14 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, замещающий частично недействующие положения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы»; взыскать с РСТ Забайкальского края в пользу ОАО «РЖД» расходы по оплате госпошлины.
В дополнительных письменных пояснениях представитель ОАО «РЖД» Вологдина Е.В. выражает несогласие с расчетом РСТ Забайкальского края тарифного коэффициента, который определен регулирующим органом путем деления тарифной части заработной платы на среднесписочную численность и минимальную тарифную ставку за 2018 год. Полагает, что тарифный коэффициент разряда оплаты труда должен определяться делением тарифной части заработной платы на часовую тарифную ставку рабочего первого разряда первого уровня оплаты труда и число рабочих часов, отработанных в учетном периоде. Находит безосновательной корректировку административным ответчиком процентов выплат по районному коэффициенту и северной надбавке, поскольку для работников Забайкальской железной дороги размер районных коэффициентов установлен внутренними нормативными документами ОАО «РЖД», действующими и не отмененными нормативными документами Читинской области.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в представленном отзыве и дополнительных пояснениях с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурному подразделению Трансэнерго – филиалу ОАО «РЖД» в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы было отказано в связи с несоблюдением требования об опубликовании сведений о размере всех долгосрочных параметров при применении метода долгосрочной индексации НВВ в рамках тарифной заявки, и тариф был установлен, исходя из имеющихся в распоряжении органа регулирования материалов методом долгосрочной индексации НВВ. Расходы на оплату труда, включаемые в НВВ, были рассчитаны в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования, исходя из экономически обоснованных, фактически сложившихся и подтвержденных документально расходов, связанных с выплатой заработной платы для оказания регулируемых услуг по передаче электрической энергии, а не по статическому показателю исходя из вида экономической деятельности по классу 35, как неверно указывает административный истец. В обоснование фактических расходов на проведение капитального ремонта в 2018 году сетевой компанией были представлены договоры с подрядными организациями, акты обследования, дефектные ведомости объектов, инвентарные карточки объектов, однако в представленных документах отсутствует подробное описание имущества и степень износа оборудования, подтверждающая необходимость проведения работ по капитальному ремонту. Кроме того, расходы на ремонт основных средств учитываются в составе базового уровня подконтрольных расходов, относящегося к долгосрочным параметрам тарифного регулирования, который рассчитывается на первый год долгосрочного регулирования, в дальнейшем не пересматривается, только индексируется. Проведение дорогостоящих мероприятий по ремонту следует осуществлять в рамках исполнения инвестиционной программы, в противном случае указанные расходы будут ежегодно включаться в НВВ, вне зависимости от того, что проведение капитальных работ на последующие годы долгосрочного периода регулирования не запланировано. Размер амортизационных отчислений должен определять в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, а не в соответствии с инвестиционной программой, показатели которой сетевая компания имеет возможности скорректировать. Корректировка амортизационных отчислений за 2018 год была выполнена согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э в соответствии с требованиями пункта 27 Основ ценообразования.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» Копьёва А.В. позицию административного истца поддержала в полном объеме.
Представитель РСТ Забайкальского края Дорожкова О.Н. с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнительных пояснениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также – Федеральный закон «Об электроэнергетике»).
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.6 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Приказом РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
Пунктом 3 приложения № 2 к данному приказу установлена НВВ без учета оплаты потерь для ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на 2020 год в размере 341 088,63 тыс. рублей.
Приказ РСТ Забайкальского края от 27 декабря года № 660-НПА был принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе, с учетом экспертного заключения по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 декабря 2019 года.
Проверив форму и вид, в которых РСТ Забайкальского края вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
Во исполнение положений статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (Далее – Правила регулирования № 1178).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования № 1178).
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Согласно пункту 4 этой же нормы Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Пунктом 12 Основ ценообразования № 1178 установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Как следует из материалов дела, Забайкальская дирекция по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» (далее также – Забайкальская дирекция) является территориальной сетевой организацией, оказывающей в том числе услуги по передаче электрической энергии на территории Забайкальского края.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются административному истцу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, последнему определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы.
29 апреля 2019 года ОАО «РЖД» обратилось в РСТ Забайкальского края с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД» в границах Забайкальского края на 2020 – 2024 годы и предоставило обосновывающие материалы.
Согласно письму РСТ Забайкальского края от 8 мая 2019 года, ОАО «РЖД» отказано в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы по причине не опубликования ОАО «РЖД» предложения о размере ряда долгосрочных параметров, предусмотренных пунктом 38 Основ ценообразования в электроэнергетике: индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Расчет долгосрочных параметров регулирования, НВВ Забайкальской дирекции на 2020-2024 годы был выполнен РСТ Забайкальского края в соответствии с требованиями Основ ценообразования, Методических указаний № 98-э, а также с учетом положений Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года № 421-э.
27 декабря 2019 года на заседании правления РСТ Забайкальского края был принят приказ № 660-НПА, которым установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также НВВ территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
Как видно из положений оспариваемого в части нормативного правового акта, пунктом 3 приложения № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлена НВВ без учета оплаты потерь для ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции на 2020 год в размере 341 088,63 тыс. руб.
Обратившись в суд и утверждая о недействительности отдельных положений нормативного правового акта, административный истец указывает, что органом регулирования необоснованно занижена необходимая валовая выручка расходов по статьям «оплата труда», «страховые взносы», «капитальный ремонт», «амортизационные отчисления», а также по расходам, связанным с компенсацией незапланированных расходов (полученного избытка), выявленных по итогам 2018 года.
Как было указано ранее, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами.
Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Из пояснения представителя административного ответчика и материалов дела следует, что расчет долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки Забайкальской дирекции на 2020-2024 годы был выполнен органом регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Давая оценку доводу о занижении расходов по статье «расходы на оплату труда», следует отметить, что Забайкальской дирекцией по статье «расходы на оплату труда» на 2020 год заявлены расходы в сумме 199 412,90 тыс. руб. с учетом численности 251 человек и среднемесячной зарплаты на одного работника 66 326,48 руб. Орган регулирования посчитал, что расчет Забайкальской дирекции является экономически необоснованным, и самостоятельно определил расходы на оплату труда в сумме 145 481,08 тыс. руб. исходя из численности 251 человек и среднемесячной зарплаты на одного работника 48 300,49 руб. Данные расхождения обусловлены разницей в расчете среднего тарифного коэффициента, а также процентов выплат районного коэффициента и северной надбавки.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Рассчитывая расходы на оплату труда, орган регулирования исходил из фактической ставки первого разряда сетевой компании (с учетом прогнозного индекса потребительских цен), фактической численности работников, процента текущего премирования, тарифного коэффициента, процента выплат, связанных с условиями труда, процента вознаграждения за выслугу лет и по итогам года, процента выплат районного коэффициента и северной надбавки.
Расчет РСТ Забайкальского края не противоречит законодательству в сфере тарифного регулирования, в частности, соответствует пункту 26 Основ ценообразования.
Утверждение административного истца о том, что органом регулирования неверно рассчитан и учтен тарифный коэффициент разряда оплаты труда в размере 2,51, поскольку подлежал определению путем деления тарифной части заработной платы на часовую тарифную ставку рабочего первого разряда первого уровня оплаты труда и число рабочих часов, отработанных в учетном периоде, в связи с чем составляет 2,81, подлежит отклонению.
Согласно заключению по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Забайкальской дирекцией по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», на 2020-2024 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее также – экспертное заключение), РСТ Забайкальского края приняло решение принять тарифный коэффициент на фактическом уровне в размере 2,51, определенный исходя из данных формы 1-Т за 2018 год, поскольку произведенный Забайкальской дирекцией расчет тарифного коэффициента по данным штатного расписания в размере 2,98, представлен без подтверждения экономического обоснования.
При расчете тарифного коэффициента орган регулирования использовал фактический фонд оплаты труда (тарифную часть), фактическую численность, а также минимальную тарифную ставку, размер которой был рассчитан на основании часовых тарифных ставок, количества рабочих часов каждого месяца 2018 года, установленного производственным календарем на 2018 год, что согласуется с положениями пункта 26 Основ ценообразования.
Вопреки соответствующему доводу административного истца при расчете среднесписочной численности работников органом регулирования применен коэффициент замещения в размере 1,15, который учитывает работников, отсутствующих по причинам отпуска, нетрудоспособности.
Оснований для расчета тарифного коэффициента исходя из числа рабочих часов, отработанных в учетном периоде, суд не усматривает, поскольку повременная система оплаты труда применяется только в отношении части сотрудников Забайкальской дирекции, в отношении остальных работников используется окладная система оплаты труда.
Не соглашается суд и с доводом административного истца о безосновательной корректировке процентов выплат по районному коэффициенту и северной надбавке в силу следующего.
Согласно экспертному заключению, в РСТ Забайкальского края Забайкальской дирекцией представлен расчет процента выплат по районному коэффициенту и северной надбавке в размере 71,70%. Органом регулирования данный показатель принят в размере 52,29% (20 % районный коэффициент в соответствии с Постановлением государственного комитета совета Министров СССР от 20 ноября 1967 года № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» (для всех районов деятельности ЗабЖД, кроме муниципальных районов «Забайкальский район», «Краснокаменский район», «Приаргунский район»), 40 % районный коэффициент для работников ЗабЖД, осуществляющих деятельность на территории муниципальных районов «Забайкальский район», «Краснокаменский район», «Приаргунский район», и 30 % процентная надбавка за непрерывный стаж работы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Советом Министров и ВЦСПС от 01 сентября 1986 года № 53 «О введении надбавок к заработной плате работников и служащих предприятий и учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области»).
В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также – Трудовой кодекс РФ) труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса РФ).
Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в силу статьи 316 Трудового кодекса РФ, а также статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени соответствующие нормативные правовые акты Правительством Российской Федерации не приняты, в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ применяются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР.
Районный коэффициент для Забайкальского края установлен постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 ноября 1967 года № 512/П-28 в размере 1,2.
С учетом максимальной северной надбавки для Забайкальского края, установленной постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 года № 53 в размере 30%, - компенсационные выплаты на федеральном уровне вместе с районным коэффициентом составляют 50% к заработной плате.
Из статьи 316 Трудового кодекса РФ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, но именно для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, к которым ОАО «РЖД», будучи коммерческой организацией, не относится.
Повышение районного коэффициента до 40% на основании решения малого Совета областного Совета народных депутатов, администрации и федерации независимых профсоюзов Читинской области от 2 августа 1993 года № с/а-47 не может служить основанием для увеличения расходов на заработную плату при установлении тарифов, поскольку указанным актом предусмотрено производить соответствующие затраты за счет средств организаций, а также соответствующих бюджетов только при наличии средств.
С учетом изложенного компенсационные выплаты в завышенном по сравнению с федеральным законодательством размере, в том числе обусловленные коллективным договором, локальными нормативными актами регулируемой организации, должны производиться последней из нетарифных источников. Возложение на потребителей энергии обязанности возмещать предприятию такие расходы в составе тарифов нарушает баланс экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в состав НВВ расходов на выплату заработной платы с учетом районного коэффициента, завышенного по сравнению с установленным коэффициентом на федеральном уровне.
Довод административного истца о том, что принятая органом регулирования величина среднемесячной заработной платы работников Забайкальской дирекции ниже средней отраслевой заработной платы у регулируемых сетевых компаний Забайкальского края, правильности расчетов административного ответчика не опровергает. В силу требований пункта 26 Основ ценообразования орган регулирования при расчете расходов на оплату труда обязан руководствоваться исключительно фактическими сведениями по каждой регулируемой организации.
Следует также отметить, что согласно экспертному заключению имеет место увеличение расходов на оплату труда работников Забайкальской дирекции на 2020 год (145 481,08 тыс. руб.) по сравнению с 2019 годом (116 173,14 тыс. руб.) на 25%.
Поскольку довод административного истца о неверном исчислении органом регулирования расходов на социальные нужды основан на занижении расходов на оплату труда, который не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, указанный довод подлежит отклонению. Отчисления на социальные нужды приняты органом регулирования по установленным ставкам, исходя из скорректированных расходов на оплату труда в размере 30,24% от фонда оплаты труда.
Не может суд и согласиться с доводом административного истца о необоснованном исключении из НВВ расходов на капитальный ремонт на уровне фактически сложившихся расходов за 2018 год в сумме 2 563,6 тыс. руб. и плановых расходов на проведение капитальных ремонтов в 2020 году на сумму 32 768,50 рублей в силу следующего.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и цены, указанные в пункте 30 Основ ценообразования.
Как усматривается из материалов дела, при подаче заявления в орган регулирования административный истец заявил о наличии понесенных расходов на проведение в 2018 году капитальных ремонтов в размере 2 563,60 тыс. руб., в том числе тяговых подстанций (1 832,20 тыс. руб.), зданий (626,5 тыс. руб.), а также на подготовку проектно-сметной документации для проведения капитальных ремонтов (104,90 тыс. руб.). Также заявление содержало предложение о включении в НВВ на 2020 год плановых расходов на проведение капитальных ремонтов по Могочинской дистанции электроснабжения (ЭЧ-2) на сумму 32 768,50 тыс. руб., в том числе на капитальный ремонт линий электропередач на сумму 18 247,10 тыс. руб., зданий на сумму 11 528,90 тыс. руб., и разработку проектно-сметной документации стоимостью 2 977,60 тыс. руб. В подтверждение указанных были представлены локально-сметные расчеты, акты обследования и дефектные ведомости объектов, инвентарные карточки объектов.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее также – Федеральный закон «О бухгалтерском учете») все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые могут приниматься к учету, только если они содержат обязательные реквизиты, в том числе и личные подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 15 декабря 2008 года № 2688р утвержден альбом форм первичной учетной документации, в том числе утверждена форма дефектной ведомости.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 27 октября 2016 года №2157р утверждена инструкция «Виды и характеристики ремонтов, межремонтные сроки объектов основных средств железнодорожной автоматики и телемеханики», в соответствии с пунктом 4.1. которой состав и объемы работ для проведения капитального ремонта определяются на основании акта осмотра, проектной документации, дефектных ведомостей, оформленных по форме № ФОУ-18, которые составляются по результатам комиссионных обследований и технического диагностирования.
Вышеприведенные положения предусматривают обязательное отражение в составленных по утвержденной форме дефектных ведомостях сведений о степени износа и наличии дефектов, с целью дальнейшего планирования состава и объемов работ при проведении капитального ремонта. При этом норм о необязательности заполнения отдельных граф, в том числе о дефектах и степени износа, исследуемая инструкция не содержит.
Представленные Забайкальской дирекцией дефектные ведомости не содержат сведений о выявленных дефектах и степени износа объектов. Инвентарные карточки основных средств содержат сведения о проводимых ранее на объектах работах по модернизации и капитальному ремонту. При этом акты обследования не содержат описания технического состояния имущества с указанием степени изношенности оборудования.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованной позицию административного ответчика об отсутствии у органа регулирования возможности оценить необходимость и обоснованность выполнения тех или иных ремонтных работ на указанных объектах, а значит решение РСТ Забайкальского края об исключении расходов на проведение в 2018 году капитальных ремонтов в размере 2 563,60 тыс. руб. и плановых расходов на проведение капитальных ремонтов в 2020 году на сумму 32 768,50 тыс. руб. из состава необходимой валовой выручки как экономически необоснованных является правильным.
Довод административного истца о необоснованном снижении регулирующим органом размера амортизационных отчислений на 2020 год суд находит несостоятельным в силу следующего.
Согласно экспертному заключению по статье амортизация основных средств на 2020 год Забайкальской дирекцией заявлено 135 983,40 тыс. руб. и представлено в обоснование копии актов о приеме-передаче зданий (сооружений), инвентарных карточек объектов основных средств, описи инвентарных карточек по состоянию на 31 декабря 2018 года.
В судебном заседании представитель административного истца полагал обоснованным установление амортизационных отчислений на 2020 год в размере 114 824,68 рублей.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
В силу пунктов 7, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая не подлежит изменению кроме случаев, установленных данным и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, и погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено этим положением. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Согласно экспертному заключению орган регулирования принял сумму амортизационных отчислений на восстановление основных фондов на 2020 год в размере 96 226,81 тыс. руб.
Снижение указанных затрат произведено органом регулирования в связи с корректировкой амортизационных отчислений по объектам основных средств.
Расчет расходов по указанной статье затрат произведен органом регулирования в соответствии с требованиями пункта 27 Основ ценообразования исходя из величины амортизационных отчислений, определенных с учетом уже введенного в 2019 году оборудования и перерасчета до максимальных сроков полезного использования, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы полезного использования».
Кроме того, как следует из представленного представителем административного истца письменного возражения от 29 октября 2020 года № 871 следует, что на плановый период регулирования, т.е. на 2020 год, размер амортизации определен с учетом максимальных сроков полезного использования, при этом, по применяемому РСТ Забайкальского края принципу расчета размера амортизации на 2020 год между сторонами по делу разногласия отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд находит правильным расчет регулирующим органом размера амортизации на 2020 год.
Вместе с тем суд находит заслуживающим внимание довод административного истца о необоснованном снижении органом регулирования фактической суммы амортизационных отчислений на восстановление основных фондов за 2018 год по следующим основаниям.
Как следует из экспертного заключения, исследуемые расходы в составе НВВ Забайкальской дирекции были учтены в сумме 95 055,73 тыс. руб. Согласно позиции административного истца данная сумма занижена на 14 445,65 тыс. руб. и должна составить 109 501,38 тыс. руб., поскольку именно в таком размере Забайкальская дирекция понесла расходы в ходе исполнения инвестиционной программы в 2018 году.
Административный ответчик в обоснование законности корректировки амортизационных отчислений за 2018 год ссылается на пересчет сроков полезного использования оборудования в соответствии с положениями пункта 11 Методических указаний №98-э и пункта 27 Основ ценообразования. Вместе с тем данные положения не предусматривают возможность уменьшения размеров фактически понесенных расходов за предшествующий период регулирования.
Как следует из пункта 38 Основ ценообразования, пунктов 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом НВВ регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) данного документа).
Корректировка неподконтрольных расходов осуществляется по формуле 7 Методических указаний как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования.
Из заключения по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Забайкальской дирекцией на 2018 год на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности следует, что в состав НВВ включены расходы на амортизацию основных средств в размере 109 501,38 тыс. руб.
Утвержденные в НВВ на 2018 год амортизационные отчисления в размере 109 501,38 тыс. руб. являлись источником финансирования инвестиционной программы Забайкальской дирекции на 2018 год, утвержденной распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 6 августа 2018 года № 288-р.
Заключением по расчету тарифов подтверждается и сторонами не оспаривается исполнение инвестиционной программы на 2018 год в размере 109 501,38 тыс. руб., т.е. в полном объеме. Следовательно у тарифного органа отсутствовали сведения о том, что указанные расходы Забайкальской дирекцией в предыдущем периоде (2018 год) фактически не понесены или не связаны с осуществлением регулируемой деятельности.
Расчет тарифным органом величины фактических расходов за год, предшествующий году, в котором утверждался тариф на очередной финансовый год, был связан исключительно с переоценкой собственного решения о включении в НВВ на предыдущий период сумм, а не в связи с неподтверждением Забайкальской дирекцией фактически понесенных расходов по статье «амортизация основных средств».
С учетом установленных обстоятельств суд признает позицию тарифного органа о снижении Забайкальской дирекции фактической суммы амортизационных отчислений на восстановление основных фондов за 2018 год несоответствующей Основам ценообразования.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленный для Забайкальской дирекции размер необходимой валовой выручки на 2020 год (пункт 3 строки 2020 год приложения №2 к приказу РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы») нельзя признать обоснованными, сформированными на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой в указанной части подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
При этом суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на РСТ Забайкальского края обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт именно в 14 дневный срок, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия пункт 3 строки 2020 год приложения № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы» в части установления необходимой валовой выручки для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на 2020 год.
Обязать Региональную службу по тарифам Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий пункт 3 строки 2020 год приложения № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020 - 2024 годы» в части установления необходимой валовой выручки для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» на 2020 год.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья М.Н. Бурак
Мотивированное решение составлено 23 ноября 2020 года.