НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Забайкальского краевого суда (Забайкальский край) от 01.10.2012 № 2-46/2012

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3-46/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2012 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,

при секретаре Болонкиной А.А.,

с участием:

представителей администрации городского округа «Город Чита» ФИО1 и ФИО2

представителей Правительства Забайкальского края ФИО3, ФИО4 и ФИО5,

прокурора прокуратуры Забайкальского края Солохиной В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации городского округа «Город Чита» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия Постановления Правительства Забайкальского края от 23 ноября 2009 года № 425 «Об утверждении порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 ноября 2009 года № 425 утвержден Порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края (далее - Порядок), действующий в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 14 июня 2011 года № 202 (том 1 л.д. 6, 54, 66).

Официальная публикация Порядка и редактирующего его постановления были осуществлены в газете «Азия-Экспресс» № 61 от 30 ноября 2009 года и № 24/1 от 20 июня 2011 года соответственно (том 1 л.д. 64, 68).

Порядок утвержден в целях обеспечения исполнения Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 243-ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края» (том. 1 л.д. 106).

Порядком установлено, что убытки хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования, компенсируются в пределах средств, предусмотренных в бюджете Забайкальского края, на основании договоров, заключаемых перевозчиками (кроме организаций железнодорожного транспорта) с органами местного самоуправления. Для компенсации убытков такие перевозчики должны представлять в органы местного самоуправления отчеты по установленной форме. Органы местного самоуправления, в свою очередь, обязаны представить отчеты о компенсации убытков в Министерство территориального развития Забайкальского края, которое осуществляет проверку отчетов и составляет сводный отчет по краю и передает его в Министерство финансов Забайкальского края. Перевозчикам (кроме организаций железнодорожного транспорта) компенсация убытков производится через органы местного самоуправления. Организациям железнодорожного транспорта убытки компенсируются по договорам с Министерством территориального развития Забайкальского края без участия в этом органов местного самоуправления.

Администрация городского округа «Город Чита» в уточненном в ходе судебного разбирательства заявлении просила признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия Порядка:

- абзац 2 пункта 2 в части слов «органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Забайкальского края»;

- пункт 4 в части слов «в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края»;

- пункт 5 в части слов «органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края»;

- пункт 6 в части слов «органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края»;

- абзац 2 пункта 7 в части слов «через органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края» (том 2 л.д. 1 уточнение, том 1 л.д. 2 заявление).

По мнению заявителя, оспариваемой частью Порядка предусмотрено фактическое участие органов местного самоуправления в исполнении государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий населения путем обеспечения хозяйствующим субъектам компенсации убытков, образующихся при реализации социальных льгот на проезд, однако ни федеральными, ни региональными законами такие государственные полномочия органам местного самоуправления не передавались.

Заявитель считает, что Правительством Забайкальского края тем самым нарушен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Полагает наделение без соответствующего законодательного оформления органов местного самоуправления полномочиями по обязательному участию в правоотношениях по компенсации хозяйствующим субъектам убытков, образующихся при предоставлении льгот по проезду на общественном транспорте, нарушающим права и интересы соответствующих муниципальных образований, поскольку решение вопросов социальной поддержки населения находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Фактически исполняя данные полномочия в соответствии с оспариваемым Порядком, Администрация городского округа «Город Чита» несет затраты на содержание органов местного самоуправления, осуществляющих организацию транспортного обслуживания населения, поскольку на них дополнительно возлагаются функции заключения с перевозчиками договоров на компенсацию убытков, на сбор отчетности о фактически предоставленных льготных услугах, на последующее распределение (перечисление) компенсации убытков, на участие в промежуточном бюджетном финансировании и выполнение сопутствующих этому контрольных функций над расходованием бюджетных средств.

Финансирование административных функций участия органов местного самоуправления в механизме обеспечения социальных льгот по проезду на общественном транспорте из краевого бюджета не осуществляется, что также нарушает права местного самоуправления.

Заявитель указывает, что компенсация убытков перевозчикам должна производиться исполнительными органами государственной власти Забайкальского края либо непосредственно хозяйствующим субъектам – перевозчикам в виде субсидий из краевого бюджета, либо, в случае надлежащей передачи органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению социальной поддержки населения при оказании транспортных услуг, посредством передачи на уровень муниципальных бюджетов субвенций на выполнение этих государственных полномочий. В рассматриваемом случае финансирование компенсации убытков перевозчикам осуществляется через органы местного самоуправления посредством предоставления муниципальным бюджетам иных межбюджетных трансфертов, что является нарушением положений статей 78, 136, 139.1, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители администрации городского округа «Город Чита» уточненные требования поддержали.

Представители Правительства Забайкальского края возражали против удовлетворения требований заявителя.

Пояснили, что оспариваемый Порядок принят в пределах компетенции Правительства Забайкальского края и не предусматривает наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями.

Считают, что Порядок принят в соответствии с положениями подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абзаца 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Полагают, что субъект Российской Федерации вправе привлечь органы местного самоуправления к участию в процедуре компенсации убытков, образующихся при перевозке граждан-льготников на городском и пригородном общественном транспорте, поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района и городского округа относится к вопросам местного значения названных муниципальных образований.

Заслушав участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшей, что требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Как было отмечено выше, оспариваемым Администрацией городского округа «Город Чита» Порядком, утвержденным Правительством Забайкальского края, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предписано:

- заключать с перевозчиками, осуществляющими услуги перевозки пассажиров общественным транспортом на территории соответствующего муниципального образования, договоры о компенсации убытков, образующихся в результате перевозки льготной категории населения в соответствии с Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 243-ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края»;

- собирать отчеты перевозчиков в подтверждение убытков;

- предоставлять отчеты об убытках перевозчиков в исполнительные органы власти Забайкальского края;

- производить перевозчикам по результатам отчетов компенсацию убытков за счет средств, переданных из краевого бюджета.

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что указанное относится к исполнению государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий населения.

В силу пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Социальная поддержка отдельных категорий граждан на федеральном уровне регулируется Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законами Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Кроме того, условия социальной поддержки населения определены в отдельных положениях Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Названным федеральным законодательством такая форма социальной поддержки населения, как предоставление льгот по оплате проезда на общественном транспорте, в настоящее время, в отличие от ранее действовавшего законодательства, не предусмотрена.

Вместе с тем, частью 4 статьи 26.3.1 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Кроме того, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005г. № 502-О «По жалобе гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была установлена распространяемая на все категории населения, ранее имевшего право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования, правоприменительная позиция о том, что в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить … лицам с особым правовым статусом… поддержку для реализации ими возможности беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установлению с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше положений федерального законодательства дополнительная мера социальной поддержки в виде предоставления права на льготный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) для отдельных категорий граждан установлена Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 243-ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края» (далее – Закон № 243-ЗЗК) в рамках государственных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Финансовая реализация названного Закона № 243-ЗЗК является расходным обязательством Забайкальского края.

Таким образом, вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда на общественном транспорте относится к государственным полномочиям, финансовое обеспечение которых путем компенсации перевозчикам образующихся при этом убытков является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В силу пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Государственные полномочия, связанные с социальной защитой населения и направленные на обеспечение исполнения вышеуказанного Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 243-ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края», органам местного самоуправления ни непосредственно данным актом, ни иным законом Забайкальского края не передавались, вопросы предоставления местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий не разрешались.

При таких обстоятельствах, когда в Забайкальском крае на уровне представительного органа государственной власти в подлежащей форме закона вопрос о полной либо частичной передаче органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий населения путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования не разрешался, установление оспариваемым Порядком, утвержденным Правительством Забайкальского края, обязанности органов местного самоуправления участвовать в механизме компенсации убытков перевозчиков, возникающих при предоставлении социальных льгот, является безосновательным и нарушающим как компетенцию законодательного органа государственной власти Забайкальского края, так и компетенцию органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 26.14 Федерального закона № 181-ФЗ расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки граждан осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в статьях 135-139.1 не предполагает предоставление муниципальным образованиям в какой-либо самостоятельной форме (отдельном виде) или в форме иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации для компенсации убытков хозяйствующих субъектов, образовавшихся в результате производства товаров, осуществления работ, оказания услуг на льготных условиях в связи с социальной поддержкой населения.

Участие органов местного самоуправления в бюджетном финансировании в целях компенсации таких убытков хозяйствующим субъектам допускается только в случае передачи им соответствующих государственных полномочий и предоставления на это бюджетных субвенций по статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Соответственно, установленная оспариваемым Порядком в отношении органов местного самоуправления обязанность промежуточного, на основании межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, участия в компенсации убытков перевозчикам в отсутствие законов о передаче государственных полномочий на муниципальный уровень также нельзя признать соответствующим федеральному бюджетному законодательству.

Доводы Правительства Забайкальского края о том, что, поскольку к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района и городского округа, то Правительство имело право обязать органы местного самоуправления указанных муниципальных образований участвовать в компенсации убытков хозяйствующим субъектам в пределах выделенных на это бюджетных средств Забайкальского края, подлежат отклонению.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 и пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Данные муниципальные полномочия предполагают создание муниципальных маршрутов, определение порядка допуска перевозчиков к работе на муниципальных маршрутах, организацию работы перевозчиков, порядок прекращения допуска перевозчиков к работе на муниципальных маршрутах, контроль соблюдения перевозчиками установленных требований. Они направлены на общую организацию транспортного обслуживания населения, но не имеют какой-либо связи с сопутствующим обеспечением социальной поддержки населения по льготному проезду на общественном транспорте.

Такие функции, как заключение с перевозчиками договоров на возмещение убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, принятие от перевозчиков отчетов о компенсации убытков с дальнейшей передачей в Министерство территориального развития Забайкальского края, выплата компенсации перевозчикам, не вытекают из полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения, а следуют из государственных полномочий по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Оспариваемый Порядок принят в целях исполнения закона Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 243-ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края», соответственно, в рамках отношений по социальной защите населения, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, передача данных государственных полномочий органам местного самоуправления может осуществляться только на основании федерального или регионального закона и не может быть установлена нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в данном случае Правительства Забайкальского края.

При этом следует еще раз отметить, что взаимоотношения граждан, которым региональным законом предоставлена социальная поддержка в виде льготного проезда на общественном транспорте, перевозчиков, обеспечивающих оказание им льготных услуг, и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, обязанных обеспечить компенсацию убытков перевозчиков, образующихся при реализации такой социальной льготы, относятся к государственной сфере отношений по социальной поддержке и социальному обеспечению населения. К муниципальной сфере отношений по организации транспортного обслуживания населения в муниципальных образованиях данные взаимоотношения граждан, перевозчиков и государственных органов не относятся.

Суд не может согласиться с доводами Правительства Забайкальского края о том, что положения абзаца 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ и статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяют Правительству Забайкальского края установить оспариваемое правовое регулирование в отношении органов местного самоуправления.

Приведенные нормы Федерального закона № 131-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, также как подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 181-ФЗ не изменяют распределение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения и транспортного обслуживания и не позволяют исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации вменять в обязанности органов местного самоуправления участвовать в обеспечении мер социальной поддержки населения по льготному проезду на общественном транспорте без принятия соответствующих федеральных либо региональных законов о передаче таких государственных полномочий на местный уровень.

В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В данном случае суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой заявителем части Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 ноября 2009 года № 425, федеральному законодательству.

Заявитель просит признать оспариваемую часть нормативного акта недействующей со дня его принятия. Суд считает возможным признать её недействующей со дня вступления решения в законную силу. В связи с этим заявление Администрации городского округа «Город Чита» подлежит частичному удовлетворению. Оснований для отказа в заявлении не усматривается.

Администрация городского округа «Город Чита» при подаче заявления государственную пошлину не оплачивала. С органов государственной власти субъекта Российской Федерации государственная пошлина взысканию в доход бюджета не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования Администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 2 пункта 2 в части слов «органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Забайкальского края», пункт 4 в части слов «в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края», пункт 5 в части слов «органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края», пункт 6 в части слов «органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края», абзац 2 пункта 7 в части слов «через органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края» Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 ноября 2009 года № 425.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Азия-Экспресс».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.

Председательствующий судья К. Ж. Шаркова