НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Южноуральского городского суда (Челябинская область) от 25.06.2020 № 2А-368/20

Дело № 2а-368/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южноуральск 25 июня 2020 года

Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Черепановой О.Ю.,

при секретаре Матушкиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика в бюджет задолженность за 2013-2015 годы по налогу на имущество физических лиц в размере 1 583 руб. 00 коп. и пени в размере 15 руб. 61 коп., всего 1 598 руб. 61 коп.

В обоснование иска указано, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате указанных налогов и пени, а также требование налогового органа об их уплате. Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Южноуральска Челябинской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуска срока такого обращения. В связи с чем, просит восстановить срок обращения в суд за взысканием задолженности, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса РФ.

В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть административное исковое заявление без участия представителя налогового органа, о чем указал в административном иске.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания надлежаще извещена.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.

В ст. 401 Налогового кодекса РФ указано, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 402 Налогового кодекса РФ (в редакциях, подлежащих применению к спорным правоотношениям) налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость имущества.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Применению подлежат ставки, указанные в законе в редакции, действующей на момент начисления налога (ст. 406 Налогового кодекса РФ).

Срок уплаты налога на имущества физических лиц установлен до 05 ноября 2014 года – за 2013 год, не позднее 01 октября 2015 года – за 2014 год, не позднее 01 декабря 2016 года - за 2015 год (ст. 409 Налогового кодекса РФ в редакциях, подлежащих применению к спорным правоотношениям).

В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на имущество физических лиц по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Из материалов дела следует, на имя административного ответчика в 2013-2015 годах в регистрирующих органах было зарегистрировано следующее имущество: <данные изъяты>

Таким образом, административный ответчик в указанные налоговые периоды являлась плательщиком налога на имущество физических лиц.

Административному ответчику надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за 2013 год в размере 1 583 руб. 00 коп., за 2014 в размере 1 583 руб. 00 коп., за 2015 год в размере 2 342 руб. 00 коп. Указанные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями (л.д. 12,14,16).

Административным ответчиком обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налогов исполнена не была. Из содержания административного искового заявления, следует, что за административным ответчиком числится задолженность за 2013-2015 годы по налогу на имущество физических лиц в размере 1 583 руб. 00 коп.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

Из расчета пени следует, что административному ответчику в связи с неуплатой в сорок сумм налога начислены пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02 декабря 2016 год по 21 декабря 2016 года в размере 15 руб. 61 коп. (л.д.23).

Расчеты налога и пени проверены судом и признаны правильными.

Налоговым органом административному ответчику в соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ были направлены требования от 11 ноября 2014 года с предложением погасить задолженность до 24 декабря 2014 года, № от 13 октября 2015 года с предложением погасить задолженность до 25 ноября 2015 года, № от 22 декабря 2016 года с предложением погасить задолженность до 24 января 2017 года (л.д. 18-22).

Доказательств уплаты налогов и пени в полном объеме административным ответчиком суду не представлено.

Несмотря на это исковые требования налогового органа не могут быть удовлетворены в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 11 ноября 2014 года сумма задолженности не превысила 3 000 руб. (1 598 руб. 61 коп.), и оно подлежало исполнению в срок до 24 декабря 2014 года, соответственно срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании содержащихся в требованиях сумм задолженности, согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, следует исчислять с 25 декабря 2014 года по 24 июня 2018 года (3 года + 6 месяцев).

21 ноября 2019 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Южноуральска Челябинской области от 22 ноября 2019 года в принятии заявления отказано в виду пропуска срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ. (л.д. 6-8).

Пропуск срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа свидетельствует о том, что заявленное требование не является бесспорным, что в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

С данным административным иском налоговый орган обратился в суд 28 мая 2020 года.

Какие – либо обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа, административного искового заявления административным истцом не указаны и доказательств наличия таких уважительных причин не представлено. Поэтому оснований для восстановления срока у суда не имеется.

В силу ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Таким образом, выбор способов эффективной судебной защиты нарушенных прав лежит на лицах, участвующих в деле, и может быть обеспечен в том числе, своевременной подачей соответствующего искового заявления (заявления на выдачу судебного приказа).

Таким образом, суд считает, что возможность принудительного взыскания спорных сумм административным истцом утрачена в связи с пропуском установленного законом срока, что влечет отказ в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области в удовлетворении административного иска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Южноуральский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю.Черепанова

Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 года

Судья О.Ю.Черепанова