НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область) от 31.12.9999 №

                                                                                    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ

Дело № 2-2793/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2010 года г.Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кучкиной С.В.,

при секретаре Дё Э.С.

рассмотрев в отрытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Невельского городского прокурора в интересах Кортяевой С.Н. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области, Министерству социальной защиты населения Сахалинской области о возложении обязанности выплатить адресную социальную помощь,

у с т а н о в л:

Невельский городской прокурор обратился в Невельский городской суд с иском в интересах Кортяевой С.Н. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области и Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, указывая, что Постановлением администрации Сахалинской области от 18.04.2008 г. № 98-ПА утвержден Порядок получения адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, пострадавшим в результате невельского землетрясения, произошедшего 02.08.07 г., из средств пенсионного фонда РФ, которым предусмотрено, что адресная социальная помощь определяется в размере 50% от суммы материальной помощи в связи с утратой имущества, выделенной в соответствии с распоряжениями Правительства РФ, в размере 17.000 рублей и более. Поскольку в результате данного землетрясения истец была включена в списки на получение материальной помощи, предоставляемой из резервного фонда Правительства РФ, на сумму  рублей как лицо, частично утратившее имущество, то на основании указанного постановления администрации Сахалинской области ей была выплачена адресная социальная помощь в размере  рублей, т.е. 50% от размера материальной помощи. Однако в дальнейшем, решением Невельского городского суда от 19.05.2008 г. за истцом было признано право на получение материальной помощи в размере  рублей в связи с утратой имущества, в связи с чем прокурор полагает, что и размер адресной социальной помощи также должен быть пересмотрен и установлен в размере 50% от данной суммы материальной помощи, в связи с чем прокурор считает, что истец имеет право на получение дополнительных сумм адресной социальной помощи в размере  рублей, определенных за вычетом уже выплаченной суммы. В заявлении прокурор просит обязать Департамент социальной защиты населения Саалинской области выплатить истцу адресную социальную помощь из средств Пенсионного фонда РФ как неработающей пенсионерке, являющейся получателем трудовой пенсии по старости, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации - землетрясения, произошедшего на территории МО «Невельский муниципальный район» 02.08.2007 г. в соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 18.04.2008 г. № 98-ПА.

Определением Невельского городского суда от 28.04.2010 г. данное гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Южно-Сахалинский городской суд.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 12.07.10 г. произведена замена ответчика Департамент социальной защиты населения Сахалинской области на его правопреемника Министерство социальной защиты населения Сахалинской области.

Представитель Невельской городской прокуратуры и истец Кортяева С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Представители ответчиков - Министерство социальной защиты населения Сахалинской области Ткаченко Н.А. и ГУ - ОПФР по Сахалинской области Прокопенко М.И., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласились, пояснили, что адресная социальная помощь неработающим пенсионерам оказывалась в пределах средств, выделенных ГУ - ОПФР по Сахалинской области для этих целей и переданных ими в Министерство социальной защиты Сахалинской области (на тот момент - Департамент социальной защиты Сахалинской области), все данные денежные средства были израсходованы, в связи с чем выплатить истцу дополнительные суммы не представляется возможным.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Кортяева С.Н. является неработающим пенсионером и лицом, пострадавшим во время землетрясения, произошедшего в Невельском районе Сахалинской области 02.08.2007 г., в связи с чем распоряжением администрации Сахалинской области она была включена в списки на получение материальной помощи в размере  рублей в виду частичной утраты имущества.

В дальнейшем, решением Невельского городского суда от 19.05.2008 г., вступившим в законную силу 10.06.2008 г., за Кортяевой С.Н. признано право на получение материальной помощи в размере  рублей и на администрацию Невельского муниципального района возложена обязанность включить ее в список на получение материальной помощи в данном размере, указав размер истребуемой материальной помощи  рублей с учетом полученной суммы в размере  рублей.

04.05.2008 г. Департаментом образования Сахалинской области (в настоящее время - Министерство образования Сахалинской области) была перечислена истцу адресная социальная помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ как лицу, пострадавшему во время землетрясения, и являющейся неработающим пенсионерам, в размере  рублей, а ДД.ММ.ГГГГ ей дополнительно было перечислено еще  рублей, всего истцу было выплачено  рублей в виде адресной социальной помощи.

Как следует из искового заявления, прокурор полагает, что истцу подлежит выплате адресная социальная помощь в общем размере  рублей исходя из 50% от суммы материальной помощи, право на которую возникло у истца на основании решения Невельского городского суда от 19.05.2008 г.

Судом установлено, что данная адресная социальная помощь была оказана неработающим пенсионерам, пострадавшим во время землетрясения в Невельском районе, на основании Федерального закона РФ от 21.07.07 г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» которым в статьей 14 разрешено Фонду в 2008 году и на плановый период 2009 и 2010 годов осуществлять в пределах средств, предусмотренных подразделом "Иные межбюджетные трансферты" раздела "Межбюджетные трансферты" бюджетной классификации Российской Федерации приложений 3 и 4 к настоящему Федеральному закону, предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной выше категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в 2008 году в размере до 1 000 000,0 тыс. рублей, в 2009 году в размере до 1 200 000,0 тыс. рублей, в 2010 году в размере до 1 500 000,0 тыс. рублей.

Порядок и основания выделения данных средств субсидий на тот момент был установлен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2007 г. № 936 (действовавшим до 17.03.2010 года), которым были утверждены Правила предоставления в 2008-2010 годах из бюджета Пенсионного фонда РФ субсидий бюджетам субъектов РФ на социальные программы субъектов РФ, связанны с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Пунктом 2 данных Правил установлено, что субсидии предоставляются на финансовое обеспечение социальных программ, предусматривающих, в т.ч. оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

В соответствии с пунктами 3,4,7,8 Правил, субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил. При этом 40 процентов общей суммы субсидий направляется на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, в том числе неработающим пенсионерам, пострадавшим и результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п.3).

Субсидии на финансовое обеспечение социальных программ предоставляются: в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам - пропорционально численности неработающих пенсионеров, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п.4).

Предоставление субсидий на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Субсидии, выделяемые на указанные цели, предоставляются сверх сумм, направленных из федерального бюджета на оказание государственной помощи указанной категории неработающих пенсионеров. Фонд направляет субсидии на эти цели по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованным с территориальными органами Фонда. Заявка должна содержать сведения о количестве неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, размере нанесенного им ущерба и размере оказанной государственной помощи (п.7).

Субсидии предоставляются в установленном порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Фонда в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил. Перечисление субсидий на социальные программы осуществляется Фондом через территориальные органы Фонда на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (п.8).

Таким образом, из приведенных норм следует, что адресная социальная помощь подлежит выплате лицам, имеющим право на ее получение, в пределах только тех средств субсидий, которые выделяются субъекту Российской Федерации по конкретным случаям их выделения, и данный размер определяется с учетом действующего в соответствующем субъекте Порядок оказания адресной социальной помощи и количества неработающих пенсионеров, являющихся получателями пенсий.

Как установлено судом, Сахалинской области для оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим во время чрезвычайной ситуации - землетрясения, произошедшего в Невельском районе, за счет средств Пенсионного фонда РФ была перечислена субсидия в размере  рублей, из которых выплачено получателям адресной социальной помощи  рублей, и остаток денежных средств был возвращен в Пенсионный Фонд РФ 26.12.2008 г. по распоряжению Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, поскольку денежных средств, направленных на выплату адресной социальной помощи в связи с Невельским землетрясением из средств Пенсионного фонда РФ в Министерстве социальной защиты Сахалинской области не имеется, то и оснований для возложения на данное лицо обязанности по перечислению истцу дополнительных сумм адресной социальной помощи не имеется.

Доводы стороны истца о том, что Федеральным законом от 30 ноября 2009 года № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрено выделение субсидий на оказание адресной социальной помощи, являются несостоятельными, поскольку данным законом предусмотрена планируемая сумма, которая может быть направлена на оказание адресной социальной помощи тому субъекту, который обратился за ее получением в случае возникновения соответствующих обстоятельств, и данные выплаты являются целевыми, направленными на оказание помощи при наступлении определенных ситуаций, а не направляемым без указания целей.

При этом перечисление данных сумм является правом Пенсионного фонда РФ, а не его обязанностью, и соответственно субъект Российской Федерации вправе распоряжаться только теми денежными средствами, которые им предоставлены в виде субвенций, тогда как из пояснений стороны ответчика следует, что Пенсионный фонд РФ средств на оказание адресной социальной помощи лицам, пострадавшим во время землетрясения, в 2010 году не перечислял и стороной заявителя доказательств обратному суду не представлено.

Проверяя правильность определения сумм адресной социальной помощи, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Сахалинской области от 18.04.2008 г. № 98-ПА был утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, пострадавшим в результате землетрясения, произошедшего на территории муниципального образования «Несельский муниципальный район» 02.08.2007 года, из средств Пенсионного Фонда РФ в 2008 году, пунктами 2 и 4 которого было предусмотрено, что получателями адресной социальной помощи являются неработающие пенсионеры, получающие трудовые пенсии по старости и инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пострадавшие в результате землетрясения, произошедшего на территории муниципального образования "Невельский муниципальный район" 2 августа 2007 года и установлено, что оказание адресной социальной помощи производится департаментом социальной защиты населения Сахалинской области на основании письменного заявления получателя на имя начальника Департамента.

Согласно п.3 данного Порядка (в ее первоначальной редакции), сумма адресной социальной помощи определяется каждому получателю из расчета 50 процентов от суммы материальной помощи в связи с утратой имущества, выделенной в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 1281-р и от 20.10.2007 N 1453-р.

Поскольку истец Кортяева С.Н. была включена в список на получение материальной помощи в размере  рублей, то стороной ответчика обоснованно ей была перечислена ДД.ММ.ГГГГ адресная социальная помощь в размере  рублей.

В дальнейшем, пункт 3 данного постановления был изменен постановлением Администрации Сахалинской области от 19.09.2008 N 287-па, в соответствии с которым установлено, что адресная социальная помощь определяется следующим образом:

- из расчета 50 процентов от суммы материальной помощи в связи с утратой имущества, выделенной в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 1281-р, от 20.10.2007 N 1453-р и от 29.03.2008 N 411-р, в размере 17000 рублей и более;

- в сумме 8500 рублей для получателей материальной помощи в связи с утратой имущества, выделенной в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 1281-р, от 20.10.2007 N 1453-р и от 29.03.2008 N 411-р, в размере менее 17000 рублей;

- в сумме 8500 рублей для получателей, проживавших в семьях, получивших суммы материальной помощи в связи с утратой имущества, выделенные в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 1281-р, от 20.10.2007 N 1453-р и от 29.03.2008 N 411-р, но не имеющих право на получение адресной социальной помощи в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 настоящего Порядка.

Как следует из пояснений представителя Министерства социальной защиты населения Сахалинской области, изменения, внесенные в указанный Порядок постановлением администрации области от 19.09.08 г., были связаны с тем, что после выплаты всем лицам, обратившимся за получением адресной социальной помощи, имелся остаток неизрасходованных средств субсидий, выданных им для оказания данной помощи, исходя из чего было принято решение о распределении данной суммы между лицами, имеющими право на их получение, а истцу определен размер адресной социальной помощи в сумме  рублей как лицу, получившему адресную социальную помощь в размере менее  рублей, в связи с чем ей и ей было доплачено  рублей.

При этом истец была определена как получатель материальной помощи на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 1281-р, от 20.10.2007 N 1453-р и от 29.03.2008 N 411-р - в размере 5.000 рублей, а материальная помощь в размере 45.000 рублей ей выплачена на основании распоряжения Правительства РФ от 09.01.2009 г. № 9-р, тогда данное распоряжение Правительства РФ не включено в п.3 Порядка, тем самым лица, являющиеся получателями материальной помощи на основании этого распоряжения, не обладают правом на получение адресной социальной помощи.

При таких обстоятельствах суд признает, что стороной ответчика распределение адресной социальной помощи было произведено обоснованно, с учетом всех требований действовавшего на тот момент законодательства, и, учитывая, что средств субсидии, выделенных Пенсионным Фондом РФ для данных целей, в Министерстве социальной защиты населения Сахалинской области не имеется, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Невельскому городскому прокурору и Кортяевой С.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня постановления в окончательном виде.

Решение в окончательном виде постановлено 23 июля 2010 года.

Председательствующий судья С.В.Кучкина

Копия верна: судья - С.В.Кучкина