№
Дело № 2-5658/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2020 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Плесковой В.А., при секретаре Ли З.М.,
с участием представителя истца Запускалова М.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» к Ким И.Е о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту,
установил:
07 сентября 2020 года ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» обратилось в суд с иском к Ким И.Е. о взыскании денежных средств в размере 114919 рублей, выплаченных по социальному контракту от 31 августа 2018 года №.
В обоснование иска указано, что в соответствии со статьей 4 Закона Сахалинской области от 27 декабря 2013 года № 133-ЗО «О государственной социальной помощи в Сахалинской области» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Названной статьей установлены условия предоставления государственной социальной помощи, также установлено приложение к социальному контракту программы социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации мероприятия. Согласно программы социальной адаптации заявитель ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Центр отчет о выполнении мероприятий программы.
На основании заявления ответчика от 28 августа 2018 года, истцом было принято решение № о заключении с Ким И.Е. социального контракта. 31 августа 2018 года между истцом и ответчицей был заключен социальный контракт № по оказанию государственной социальной помощи, согласно п. 3.2. которого установлены обязанности по выполнению программы социальной адаптации. Срок действия контракта с 31 августа 2018 года по 31 июля 2019 года.
Мероприятия, которые Ким И.Е. должна выполнить в период действия контракта, изложены в программе социальной адаптации семьи, являющейся приложением № к Контракту.
Решением Отделения от 31 августа 2018 года № ответчику назначена ежемесячная выплата по контракту в размере 16417 рублей на период действия контракта, и за период с августа 2018 года по февраль 2019 года ответчице выплачено 114919 рублей. Однако в нарушение условий социального контракта ответчик не представила отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации за декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года, не представила документы, подтверждающие расходование денежной выплаты и выполнение программы адаптации за указанные месяцы, в связи с чем, выплата была прекращена.
27 мая 2020 года в адрес ответчика было направлено уведомление о нарушении сроков предоставления отчета, расторжении социального контракта и требование о возврате денежных средств, которое получено ответчиком, но оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца Запускалов М.С., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.
Ответчица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась по месту жительства, однако извещение вернулось в суд по истечению срока хранения. В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ извещение считается доставленным Ким И.Е.
Заслушав Запускалова М.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
27 декабря 2013 года в Сахалинской области принят Закон № 133-ЗО "О государственной социальной помощи в Сахалинской области", который определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Сахалинской области.
Согласно статье 4 названного Закона государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Перечислены условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Программа социальной адаптации является приложением к социальному контракту. В программе социальной адаптации предусматриваются мероприятия, которые получатель государственной социальной помощи обязан реализовать:
1) поиск работы;
2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
4) ведение личного подсобного хозяйства;
5) иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.
Приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04.03.2014 N 26-н утвержден Порядок заключения и продления социального контракта, основания продления социального контракта, согласно пункту 4 которого в соответствии с условиями социального контракта Центр обязуется оказать Заявителю государственную социальную помощь на основании социального контракта, а Заявитель - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Программа социальной адаптации является неотъемлемой частью социального контракта, разрабатывается Центром совместно с Заявителем. Мероприятия программы социальной адаптации направлены на преодоление трудной жизненной ситуации и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий. (п.5).
Центр осуществляет сопровождение социального контракта и контроль за выполнением гражданами и членами их семей программы социальной адаптации на всех этапах выполнения социального контракта, проводит оценку его эффективности. (п. 17).
По завершении выполнения мероприятий программы социальной адаптации гражданин, заключивший социальный контракт, представляет в Центр информацию о выполнении программы социальной адаптации. (п. 18)
Из материалов дела следует, что 31 августа 2018 года между ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» (Центр) и Ким И.Е. (Заявитель) заключен социальный контракт №, предметом которого является сотрудничество между Центром и Заявителем по реализации программы социальной адаптации, являющейся приложением к договору, в целях максимальной социальной адаптации Заявителя и выхода на самообеспечение.
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта Центр имеет право прекращать ежемесячную денежную выплату, если Заявитель не выполняет обязательства по программе социальной адаптации.
Пунктом 3.1 Контракта среди обязанностей Заявителя указано выполнение программы социальной адаптации в полном объеме, принятие активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации; предоставление в Центр отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации; документов, подтверждающих расходование денежной выплаты по социальному контракту до 3-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были произведены расходы; в 10-тидневный срок возвратить в областной бюджет денежные средства, полученные по договору, в случае несоблюдения сроков предоставления отчетов о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и иных отчетных документов.
Пунктом 4.1. Контракта установлен размер ежемесячной денежной выплаты по договору в размере 16417 рублей.
Срок действия контракта установлен с даты его подписания и до 31 июля 2019 года. (п. 7.1.).
Приложением № к социальному контракту разработана программа социальной адаптации Ким И.Е.
На основании заявления Ким И.Е. от 26 октября 2018 года Программа социальной адаптации изложена в новой редакции, которую стороны Контракта утвердили дополнительным соглашением от 26 октября 2018 года № к социальному контракту.
За период с августа 2018 года по февраль 2019 года истцом было выплачено ответчице по социальному контракту 114919 рублей.
Вместе с тем, ответчик в нарушение пункта 3.2. Контракта не представила отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации за декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года, и документы, подтверждающие расходование денежной выплаты и выполнение программы адаптации.
Учитывая, что свои обязательства по социальному контракту Ким И.Е. не исполнила, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств обратного в материалы дела не представлено, денежные выплаты по социальному контракту подлежат возврату Центру.
Поскольку в досудебном порядке денежные средства ответчиком не возвращены, постольку исковые требования об их взыскании подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, она подлежит взысканию с ответчика в размере 3498 рублей 38 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» к Ким И.Е о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту, удовлетворить.
Взыскать с Ким И.Е в пользу государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» денежные средства, полученные по социальному контракту в размере 114919 рублей.
Взыскать с Ким И.Е в доход городского округа «город Южно-Сахалинск» государственной пошлину в размере 3498 рублей 38 копеек.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Южно-Сахалинский городской суд.
Председательствующий судья В.А. Плескова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.