НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область) от 18.06.2014 № 2-4903/14

 Дело № 2-4903/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 18 июня 2014 года                  г. Южно-Сахалинск

 Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

 В составе:     председательствующего – судьи     Панфиловой О.А.,

 при секретаре –                 Есипенко Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области к региональной молодежной общественной организации «Сахалинские Трудовые Отряды Сахалинской области» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

 у с т а н о в и л:

 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области обратилось в суд с иском к региональной молодежной общественной организации «Сахалинские Трудовые Отряды Сахалинской области» о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

 В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением юстиции по Сахалинской области зарегистрирована организация-ответчик. Сведения о государственной регистрации Организации внесены ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером №

 В нарушение положений действующего законодательства ответчик в срок до ДД.ММ.ГГГГ не проинформировал федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых от международных, иностранных организаций, иностранных граждан и иных лиц денежных средств и иного имущества, о целях их расходования, пользования и фактическом расходовании, использовании в установленных действующими нормативными правовыми актами формах, то есть нарушил требования абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

 В судебное заседание представители истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела истец извещен надлежащим образом, представил заявление о согласии на рассмотрение дела в отсутствие своих представителей.

 Представители третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела истец извещен надлежащим образом, представил заявление о согласии на рассмотрение дела в отсутствие своих представителей.

 Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещавшийся судом по последнему известному месту нахождения в порядке, предусмотренном ст. ст. 116 ч. 4, 119 ГПК РФ. Между тем, судебная корреспонденция не вручена по причине истечения срока хранения. Доказательств того, что данный адрес не является адресом постоянного места нахождения ответчика на момент рассмотрения дела, суду не представлено, как и не представлено и доказательств, подтверждающих уважительные причины не получения (невозможности получения) корреспонденции по адресу, указанному в исковом заявлении.

 Исходя из изложенного, принимая во внимание, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать прав и охраняемые законом интересы других лиц, в соответствии со ст. 118, 119, 167 ГПК РФ суд считает ответчика извещенным надлежащим образом по известному суду последнему месту его нахождения, поэтому находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

 Исследовав материалы гражданского дела, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

 В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

 В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

 Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.   

 В силу требований части 3 статьи 32 вышеуказанного Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

 Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

 В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.

 Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

 Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

 Ликвидация юридического лица, как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

 По смыслу пункта 10 статьи 32 Федерального закона 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» непредставление сведений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, может служить основанием для обращения в суд уполномоченного органа с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, однако не является безусловным основанием для ее ликвидации.

 Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Управлением юстиции по Сахалинской области зарегистрирована организация-ответчик. Сведения о государственной регистрации Организации внесены ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером №

 Из содержания устава ответчика, утвержденного общим собранием от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что региональная молодежная общественная организация «Сахалинские Трудовые Отряды Сахалинской области» является некоммерческой организацией.

 Организацией допущено нарушение законодательства в виде непредоставления сведений до ДД.ММ.ГГГГ об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан или лиц без гражданства денежных средств или иного имущества.

 Доказательств, подтверждающих обратное, сторонами настоящего спора суду не представлено. Таким образом, информация, предусмотренная абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ответчиком в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области в срок до 15 апреля 2014 года не представлена.

 Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что нарушения ответчиком положений действующего законодательства являются неоднократными, характер допущенного нарушения, а также вызванные им последствия настолько существенные и неустранимые, что восстановление законности    возможно только путем ликвидации юридического лица.

 Из смысла указанных выше норм следует,
что юридическое лицо, нельзя ликвидировать лишь по признаку однократности нарушения требований закона. Поскольку ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям, и учитывая, что имевшие место в деятельности ответчика устранимые нарушения действующего законодательства, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации, постольку исковые требования о признании региональной молодежной общественной организации «Сахалинские Трудовые Отряды Сахалинской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 В удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области к региональной молодежной общественной организации «Сахалинские Трудовые Отряды Сахалинской области» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения.

 Председательствующий судья              О.А. Панфилова