УИД №
Дело № 2а-4034/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.,
при секретаре Булановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Сахалинэнерго» о признании незаконным требования ГКУ «Сахалинские лесничества» от 12.05.2020 года № об устранении нарушений требований природоохранного законодательства,
установил:
ПАО «Сахалинэнерго» обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным иском, в его обоснование привело следующие обстоятельства.
12 мая 2020 года ГУК «Сахалинские лесничества» в отношении административного истца вынесло требование № об уборке мусора и порубочных остатков из охранной зоны <адрес>, на площади 0,26 га. Истец считает данное требование незаконным по следующей причине. Административный запрет, установленный пунктом 34 Правил пожарной безопасности, на который ссылается административный орган, был нарушен не истцом, а МУП «<данные изъяты>», которое при проведении планировки полигона ТБО осуществило свал мусорных отходов на территорию охранной зоны ЛЭП. Указанные обстоятельства были известны административному ответчику, как из пояснений истца, так и являются очевидными исходя из обстановки, в которой произошло правонарушение (огромный объем отходов, близость полигона ТБО, состав мусора, указывающего на его происхождение как бытовой и т.д.). При этом административный орган не принял во внимание, что действие запрета пункта 34 распространяется на время проведения рубок в охранной зоне ВЛ и относится к горючим остаткам, которые были результатом проведения данных рубок. Административным ответчиком ошибочно установлено, что валы порубочных остатков находятся на расстоянии ближе, чем 10 метров от стены леса, а также то, что порубочные остатки были складированы в соответствии с правилами в период проведения рубок для перегнивания (медленного горения-окисления), то есть на момент проверки горючими материалами не являлись. Таким образом, административный ответчик вменил в обязанность лица, не нарушавшего запрет на захламление охранной зоны коммунальными отходами и горючими материалами, обязанность по их вывозу, чем нарушил подпункт 3 пункта 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ, пункт 8 Положения о государственном лесном надзоре. ПАО «Сахалинэнерго» просит суд признать незаконным требование ГКУ «Сахалинские лесничества» от 12.05.2020 года № об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям, пояснил суду, что акционерное общество не является лицом, причинившим вред.
Представитель административного ответчика ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по изложенным в отзыве основаниям.
Выслушав пояснения участников административного процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск юридического лица удовлетворению не подлежит.
Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
На основании части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В силу части 1 статьи 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ определено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых Приказом федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 года № 223, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 15 данных Правил предусмотрено, что при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.
Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами (пункт 16 Правил).
В соответствии с пунктом 23 тех же Правил сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;
б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, устанавливаются Правилами пожарной безопасности в лесах, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417.
Согласно пункту 3 названных Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Из содержания пункта 34 Правил следует, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Административный истец ПАО «Сахалинэнерго» имеет статус юридического лица, основным видом деятельности которого согласно сведениям ЕГРЮЛ является производство электроэнергии, дополнительным видом – распределение электроэнергии. Акционерное общество является сетевой организацией, то есть организацией, владеющей на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 года № 394, государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора, имеют право, в том числе, осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; предъявлять гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений.
Из материалов дела суд установил, что 12 мая 2020 года на основании планового задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на территории лесного фонда Сахалинской области <данные изъяты> лесничеством проведено патрулирование территории лесного фонда Сахалинской области.
В квартале <адрес> на площади 0,26 га выявлено нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в нахождении горючих материалов (твердые бытовые и коммунальные отходы) на просеке ЛЭП в период пожароопасного сезона 2020 года, наступившего с 1 мая 2020 года согласно постановлению Правительства Сахалинской области от 10.04.2020 года № 176.
В том же квартале на площади с проведенной предположительно в 2020 году сплошной рубкой выявлен факт нахождения горючих материалов – ветви, сучья, неликвидная древесина, порубочные остатки, сложенные в валы, средней ширины 2 м, общей длиной 150 м, расположенных на расстоянии менее 10 метров от стены леса, образованных в результате сплошной рубки деревьев в охранной зоне линии электропередач ВЛ 220 кВ Д1 ГРЭС-<данные изъяты> ВБСР.
В том же квартале, с проведенной в прошлые годы сплошной рубкой на площади 0,1 га выявлен факт нахождения горючих материалов – ветви, сучья, неликвидная древесина, сложенные в валы, средней шириной 2 м, общей длиной 120 м, расположенные на расстоянии менее 10 метров от стены леса, образованных в результате сплошной рубки деревьев в охранной зоне линии электропередач ВЛ 220 кВ Д1 ГРЭС-<данные изъяты> ВБСР. Общая площадь, занятая горючими материалами – ветви, сучья, неликвидная древесина, порубочные остатки, сложенные в валы в квартале <данные изъяты> составляет 0,054 га.
12 мая 2020 года участковым лесничим <данные изъяты> лесничества-филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» ФИО9 в адрес ПАО «Сахалинэнерго» выдано требование № об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, в котором, в срок до 01 июля 2020 года предписано обеспечить освобождение просеки ЛЭП в квартале <данные изъяты> от горючих материалов (твердо-бытовые, коммунальные отходы); в срок до 01.06.2020 года предписано освободить просеку ЛЭП в квартале <данные изъяты> от горючих материалов (ветви, сучья, неликвидная древесина, порубочные остатки), образованных в результате рубки деревьев в охранной зоне ЛЭП в 2020 году и прошлые годы.
Административный истец с данным требованием не согласен по той причине, что не является лицом, причинившим вред; по мнению акционерного общества, к ответственности должно быть привлечено иное юридическое лицо – МУП «<данные изъяты>», которое при проведении планировки полигона твёрдых бытовых отходов осуществило свал мусорных отходов на территорию охранной зоны ЛЭП.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое требование вынесено административным ответчиком правомерно.
В силу вышеприведённых правовых норм обязанность по недопущению в период пожароопасного сезона нахождения на территории лесного массива горючих веществ (отходов) вне зависимости от того, когда эти вещества (отходы) появились и в результате чьей деятельности, возложена на ПАО «Сахалинэнерго», как на лицо, которое в установленном порядке приобрело право использования лесов. В этой связи административный истец должен освободить просеку ЛЭП от находящихся там отходов и горючих материалов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ПАО «Сахалинэнерго» о признании незаконным требования ГКУ «Сахалинские лесничества» от 12.05.2020 года № об устранении нарушений требований природоохранного законодательства - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Южно-Сахалинского городского суда Н.Л. Перченко