Дело №а-225/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 сентября 2018 года пгт.Южно-Курильск
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Юхно Н.В.,
при секретаре Радевич Т.Г.,
с участием представителя административного истца Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Горшкова И.Ю., представителя заинтересованного лица Южно-Курильского лесничества филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» Мамонтова В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административного исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к министерству лесного и охотничьего хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустройство путем таксации лесов,
у с т а н о в и л:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству лесного и охотничьего хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустройство путем таксации. В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение статей 1, 19, 51, 67, 68, 83 Лесного кодекса РФ и пунктов 30, 31, 32 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ лесоустроительные работы в отношении лесных участков на территории Южно-Курильского городского округа длительное время не производилось. В результате отсутствия лесоустройства в виде таксации лесов в Южно-Курильском участковом лесничестве Южно-Курильского лесничества невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту. Одновременно с этим, бездействием ответчика созданы условия для незаконного планирования и назначения мероприятий, не предусмотренных лесоустроительными документами, что ведет к утрате ценностей этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса.
Просит признать бездействие министерства лесного и охотничьего хозяйства <адрес> по непроведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Южно-Курильского лесничества (площадью 81,428 тыс.га) незаконным, и возложить обязанность на ответчика в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Южно-Курильского участкового лесничества Южно-Курильского лесничества (площадью 81,428 тыс.га).
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес>ФИО3 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – министерство лесного и охотничьего хозяйства <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. В представленном отзыве на иск отмечает, что так как давность лесоустройства на территории Южно-Курильского участкового лесничества Южно-Курильского лесничества превышает 15 лет, министерством в бюджетном проектировании на 2022 год на территории спорного лесничества запланировано проведение лесоустроительных работ на площади 81,428 тыс.га. Указывает, что все изменения, произошедшие за ревизионный период, отражаются в материалах лесоустройства и учетных книгах.
Представитель заинтересованного лица Южно-Курильского лесничества филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» ФИО4 в судебном заседании, полагал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поддержал доводы ответчика, изложенные в отзыве на административный иск.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика – министерство лесного и охотничьего хозяйства <адрес>.
Выслушав представителя административного истца помощника прокурора <адрес>ФИО3 и представителя заинтересованного лица ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 5 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ, в частности, на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Лесоустроительная инструкция), устанавливающей правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с пунктом 3 Лесоустроительной инструкции и статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя в том числе таксацию лесов.
Таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункты 29, 30 Лесоустроительной инструкции).
Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции, периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов – 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов – 20 лет.
Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32 Лесоустроительной инструкции).
Статьей 83 Лесного кодекса РФ предусматривается передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о министерстве лесного и охотничьего хозяйства <адрес>.
В соответствии с пунктом 3.ДД.ММ.ГГГГ данного Положения министерство лесного и охотничьего хозяйства <адрес> в части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений, переданных органам государственной власти <адрес>: проводит на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, на административного ответчика министерство лесного и охотничьего хозяйства <адрес> возложена обязанность по проведению таксации лесов лесного фонда, в том числе на территории <адрес>.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории Южно-Курильского городского округа создано Южно-Курильское лесничество, включающее в себя, в том числе Южно-Курильское участковое лесничество, площадью 81,428 тыс.га, при этом последнее лесоустройство данного участкового лесничества проведено в 1996 году, то есть более 20 лет назад.
По информации министерства лесного и охотничьего хозяйства <адрес> общая сумма, необходимая для проведения лесоустройства на территории области составляет 120,542 млн.руб., фактически в 2017 году бюджетные средства из федерального бюджета согласованы на сумму 8 млн.руб., в 2018 году 29,7 млн.руб. При этом средства на проведение таксации рассматриваемого участкового лесничества не запланированы в ближайшее время. Дополнительные средства из федерального бюджета не запрашивались, опровергающих данных суду не представлено.
Из письма министра лесного и охотничьего хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лесоустройство, в том числе таксация лесов, не проводилась в связи с недостаточностью финансирования. Лесоустройство в <адрес> запланировано на 2024 год.
То есть, как ранее, так и в настоящее время действенных мер по проведению таксации леса в Южно-Курильском лесничестве не организовано, бездействие ответчика неоправданно затягивает исполнение требований, возложенных на него законом.
Министерство лесного и охотничьего хозяйства <адрес> является уполномоченным органом, обеспечивающим проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране и защите лесов на территории Южно-Курильского участкового лесничества, в связи с чем обязано проводить мероприятия по лесоустройству.
Доводы административного ответчика о том, что объемы финансирования не позволяют произвести лесоустройство в виде таксации не являются основанием для освобождения государственного органа от реализации им обязанности, возложенной законом, поскольку вопросы достаточности финансирования имеют внесудебный порядок разрешения.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что на территории Южно-Курильского участкового лесничества Южно-Курильского лесничества (площадью 81,428 тыс.га) мероприятия по таксации не проводились с 1996 года и срок их действия в настоящее время закончился, что не оспаривается сторонами, и это обстоятельство в силу приведенных норм препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Необходимо отметить, что невыполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации.
Учитывая положения статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает, что природоохранный прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему законом, доводы административного истца нашли объективное подтверждение.
Вопреки доводам министерства лесного и охотничьего хозяйства <адрес>, сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции РФ. Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей <адрес> и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации.
При таких обстоятельствах, заявленные Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором требования к министерству лесного и охотничьего хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустройство путем таксации подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявленный двухгодичный срок на исполнение административных требований обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, так как порядок исполнения решения суда должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к министерству лесного и охотничьего хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести лесоустройство путем таксации лесов – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства лесного и охотничьего хозяйства <адрес> по непроведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Южно-Курильского участкового лесничества Южно-Курильского лесничества площадью 81, 428 тыс.га.
Возложить на министерство лесного и охотничьего хозяйства <адрес> в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обязанность провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Южно-Курильского участкового лесничества Южно-Курильского лесничества площадью 81, 428 тыс.га.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
В окончательном виде решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Юхно