НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Юрьянского районного суда (Кировская область) от 20.09.2019 № 2-296/19

43RS0042-01-2019-000584-41 Дело № 2-296/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Юрья Кировской области 20 сентября 2019 года

Юрьянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующей судьи Братухиной Е.А.,

при ведении аудиопротоколирования секретарём Захаровой Н.А.,

при участии:

истца Тимошенко Г.М.,

представителя ответчика Кольцовой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошенко Г.М. к КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» о признании незаконным решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячного пособия на ребёнка и возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячного пособия на ребёнка,

У С Т А Н О В И Л:

Тимошенко Г.М. обратилась в суд с иском к КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» о признании незаконным решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячного пособия на ребёнка и возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячного пособия на ребёнка.

В обоснование заявленных требований указала, что 18.04.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребёнка, предоставив необходимые документы, в том числе, подтверждающие сведения о доходах – справку о заработной плате, справку о том, что она не обращалась за взысканием алиментов на ребёнка. 24.03.2019 ответчиком было принято решение об отказе. 14.05.2019 она обратилась к ответчику с заявлением об оформлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив необходимые документы, в том числе, подтверждающие сведения о доходах – справку о заработной плате, справку о том, что она не обращалась за взысканием алиментов на ребёнка. 21.05.2019 ответчиком было принято решение об отказе. Устно сотрудники КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» пояснили, что справка о необращении с заявлением о взыскании алиментов не является документом, подтверждающим доходы семьи, хотя ранее она предоставляла аналогичный пакет документов, и указанные меры социальной поддержки ей всегда назначались. Нормативными актами, на которые в своих решениях ссылается ответчик, не установлен перечень документов, которыми должен подтверждаться факт получения либо неполучения алиментов, в них речь идёт только о том, что относится к доходам. Семейным кодексом РФ предусмотрена обязанность родителей по содержанию детей, но не обязанность одного из родителей обращаться за взысканием алиментов с другого.

Просит признать решения ответчика от 24.04.2019 и от 21.05.2019 незаконными, признать подтверждённым доход её семьи, обязать ответчика назначить ежемесячное пособие на ребёнка с 01.05.2019 и субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.05.2019.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснила, что доход её семьи состоит только из её заработной платы. Алименты на содержание дочери в судебном порядке она не взыскивала, нотариальное соглашение с отцом ребёнка не заключала. Законодателем предусмотрена обязанность родителей по содержанию детей, но не обязанность одного из родителей обращаться за взысканием алиментов, это её право. В приведённых ответчиком нормативных актах не содержится указаний, какими документами должен подтверждаться факт неполучения алиментов. Полагает, что данный факт при обращении к ответчику ею был доказан путём представления справки от мирового судьи.

Представитель ответчика Кольцова Л.К. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

В возражении на исковое заявление ответчик со ссылкой на ФЗ «О государственной социальной помощи», ЖК РФ, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указал, что для получения субсидий гражданин должен представить документы, подтверждающие доход заявителя и членов его семьи, который определяется за последние 6 месяцев, предшествующих дню обращения с заявлением. Совокупный доход исчисляется по Правилам, утверждённым ФЗ от 05.04.2003 № 44-ФЗ с учётом видов доходов, указанных в п. 1 перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, согласно которому при расчёте среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, в том числе алименты. Обязанность по содержанию детей возложена на родителей Семейным кодексом РФ, в случае, если родители не предоставляют содержание несовершеннолетним детям, средства на содержание взыскиваются в судебном порядке. Истцом при обращении к ответчику в нарушение п. 8 Правил не были представлены документы, подтверждающие размер алиментов, что не позволяет определить доход семьи. Справка мирового судьи о необращении за взысканием алиментов не содержит сведений о размере доходов, полученных на содержание дочери истца. В связи с изложенным основания для назначения субсидии отсутствовали. Также в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Кировской области от 10.06.2015 № 546-ЗО, Порядка и условий предоставления ежемесячного пособия на ребёнка, утверждённого постановлением Правительства Кировской области от 15.09.2015 № 60/600, в связи с непредставлением сведений о размере полученных алиментов истцу отказано в назначении ежемесячного пособия на ребёнка.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

На основании ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее – Правила № 761), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с пп. «д» п. 8, п. 32 Правил № 761, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

Согласно п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512.

Согласно пп. «ж» п. 1 указанного Перечня к таким доходам относятся алименты, получаемые членами семьи.

В судебном заседании установлено, что Тимошенко Г.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> с дочерью <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12-13, 21).

Указанное жилое помещение предоставлено истцу на основании договора социального найма, является местом её постоянного жительства, по которому истец оплачивает коммунальные услуги (л.д. 14-17).

14.05.2019 Тимошенко Г.М. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением ответчика от 21.05.2019 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу было отказано на основании ст. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с представлением заявителем неполных сведений – документов, подтверждающих размер доходов, полученных истцом на содержание несовершеннолетней дочери <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 01.11.2018 по 30.04.2019 (л.д. 9).

Отказывая Шипицыной Г.М. в предоставлении субсидии, ответчик, ссылаясь на ст. 80 Семейного кодекса РФ, указал, что в качестве таких документов заявитель должен был представить справку с места работы отца несовершеннолетнего ребёнка об удержании алиментов из заработной платы, справку из ФССП о наличии на исполнении решения суда о взыскании алиментов, соглашение об уплате алиментов.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, а также приведённые ответчиком нормы, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения, суд приходит к следующему.

Согласно указанным Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи при обращении с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин обязан представить документы, подтверждающие совокупный доход семьи, к которому, в том числе, относятся алименты, получаемые членами семьи.В указанных нормативно-правовых актах содержится только перечень видов доходов, которые должны быть задекларированы заявителем при обращении за предоставлением субсидии, какого-либо конкретного перечня документов, подтверждающих получение либо неполучение алиментов, указанные нормативно-правовые акты не содержат.

Из материалов дела следует, что при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии, истцом были представлены справка о заработной плате, справка о необращении с заявлением о взыскании алиментов с Ш.., т.е. документы, подтверждающие доход семьи.

В судебном заседании установлено, что истец проживает по адресу: <адрес> с несовершеннолетней дочерью <данные изъяты>., отцом которой является Ш. (л.д. 10, 11).

Как пояснила в судебном заседании истец, доход её семьи состоит только из её заработной платы, алименты с отца ребёнка в судебном порядке она не взыскивала с целью в дальнейшем избежать материальных претензий к дочери со стороны Ш.., нотариальное соглашение об уплате алиментов ею и отцом ребёнка не заключалось. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Доводы истца подтверждаются документами, имеющимися в материалах дела (л.д. 18, 19, 20, 31).

Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).

Исходя из буквального толкования данной нормы следует, что на родителей возложена обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей, обязанность одного родителя по взысканию алиментов со второго родителя законом не предусмотрена, в связи с чем требование ответчика о представлении для подтверждения дохода документов, подтверждающих получение алиментов является необоснованным.

Кроме того, выполнение либо невыполнение обязанности по содержанию несовершеннолетних детей, возложенной на родителей Семейным кодексом РФ, является предметом семейно-правовых отношений и не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.

В данном случае, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию, является представление либо непредставление истцом документов, подтверждающих совокупный доход семьи. Суд приходит к выводу, что такие документы истцом были представлены, в связи с чем решение ответчика об отказе в предоставлении субсидии является незаконным.

18.04.2019 Тимошенко Г.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребёнка.

Решением ответчика от 24.04.2019 со ссылкой на постановление Правительства Кировской области от 15.09.2015 г. № 60/600 «Порядка и условий предоставления ежемесячного пособия на ребёнка» в назначении и выплате ежемесячного пособия на ребёнка было отказано, в связи с непредставлением документов, подтверждающих доходы (алименты) для определения семьи малообеспеченной (л.д. 36).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Кировской области от 10.06.2015 № 546-ЗО «О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) малообеспеченной семьи на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет).

Согласно п. 4 Порядка и условий предоставления ежемесячного пособия на ребенка, утверждённого постановление Правительства Кировской области от 15.09.2015 № 60/600, в целях назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка при расчете среднедушевого дохода семьи применяется перечень видов доходов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

В соответствии в с п. 4.1 указанного Порядка, для определения среднедушевого дохода на одного члена семьи учитываются доходы, полученные каждым членом семьи за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка.

Как указывалось выше, согласно Перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи при обращении с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин обязан представить документы, подтверждающие совокупный доход семьи, к которому, в том числе, относятся алименты, получаемые членами семьи.

В указанном нормативно-правовом акте содержится только перечень видов доходов, которые должны быть задекларированы заявителем при обращении за назначением пособия, какого-либо конкретного перечня документов, подтверждающих получение либо неполучение алиментов, указанные нормативно-правовые акты не содержат.

Как установлено судом, истец приходится матерью несовершеннолетней <данные изъяты>., имеет право на получение ежемесячного пособия на ребёнка.

Отказывая в назначении и выплате указанного пособия, ответчик ссылается на непредставление документов, подтверждающих получение истцом алиментов на содержание несовершеннолетней дочери.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, в подтверждение данного обстоятельства истцом при обращении за назначением ежемесячного пособия на ребёнка была представлена справка от мирового судьи судебного участка № 50 Юрьянского судебного района о том, что Тимошенко Г.М. с заявлением о взыскание алиментов с Ш.. на содержание <данные изъяты> не обращалась.

Также установлено, что нотариальное соглашение о содержание ребёнка сторонами не заключалось.

Как указывалось выше, семейным законодательством не предусмотрена обязанность родителя обращаться с заявлением о взыскании алиментов на содержание детей с другого родителя. Выполнение либо невыполнение обязанности по содержанию несовершеннолетних детей, возложенной на родителей Семейным кодексом РФ, является предметом семейно-правовых отношений и не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.

В данном случае, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию, является представление либо непредставление истцом документов, подтверждающих совокупный доход семьи. Суд приходит к выводу, что такие документы истцом были представлены, в связи с чем решение ответчика об отказе в назначении и выплате ежемесячного пособия на ребёнка является незаконным.

Те нормы, на которые ссылается ответчик в своём решении об отказе в назначении и выплате пособия по уходу за ребёнком, не содержат перечня документов, которые должны быть представлены в подтверждение факта получения либо неполучения алиментов.

Кроме того, в соответствии с п. 4.3 Порядка и условий предоставления ежемесячного пособия на ребенка, утверждённого постановлением Правительства Кировской области от 15.09.2015 № 60/600, орган социальной защиты населения имеет право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанный орган социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Таким образом, в случае возникновения сомнений в полноте представленных истцом сведений, ответчик имел право самостоятельно проверить информацию о доходах семьи Тимошенко Г.М.

Согласно п. 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Согласно п. 15 Порядка и условий предоставления ежемесячного пособия на ребенка ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца обращения за его предоставлением по месяц исполнения ребенку 16 лет (на ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, по месяц окончания им обучения, но не более чем до достижения ребенком возраста 18 лет).

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что факт незаконного отказа в предоставлении ФИО2 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и факт незаконного отказа в назначении и выплате пособия по уходу за ребёнком нашли своё подтверждение, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» от 21.05.2019 № 24 в предоставлении Тимошенко Г.М. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Признать незаконным отказ КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» от 24.04.2019 № 39 в назначении и выплате Тимошенко Г.М. ежемесячного пособия на ребёнка.

Обязать КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» предоставить Тимошенко Г.М. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>

Обязать КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» назначить и выплачивать Тимошенко Г.М. ежемесячное пособие на ребёнка в соответствии с Законом Кировской области от 10.06.2015 № 546-ЗО «О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» с 01 мая 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд, через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Братухина

Мотивирование решение изготовлено 23.09.2019.

Судья Е.А. Братухина