НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Юрьянского районного суда (Кировская область) от 04.12.2018 № 12-111/18

Адм. дело № 12-111/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление о назначении

административного наказания

пгт Юрья Кировской области 04 декабря 2018 года

Судья Юрьянского районного суда Кировской области Братухина Е.А.,

при секретаре Захаровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Куклиной С.А. на постановление о назначении административного наказания по ст.15.15.6 КоАП РФ от 08.11.2018, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства Кировской области М., в отношении должностного лица – главного бухгалтера бухгалтерии Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел РФ «Юрьянский» Куклиной С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

постановлением о назначении административного наказания № 19-03/2018-141 от 08.11.2018, вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства Кировской области М. в отношении должностного лица - главного бухгалтера бухгалтерии Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел РФ «Юрьянский» (далее – МО МВД России «Юрьянский») Куклиной С.А., последняя была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Куклина С.А. обратилась в Юрьянский районный суд Кировской области с жалобой на указанное постановление, указав в обоснование, что ею предпринимались исчерпывающие меры по подготовке и составлению годовой бухгалтерской отчётности за 2017 год, которая была предоставлена главному распорядителю в установленный срок. Указала, что монитор LG (зав. номер 409NTMAZ803) должен был быть списан с бухгалтерского учёта в 2016 году на основании Заключения о техническом состоянии от 11.04.2016 № 1903, Акта о списании объектов нефинансовых активов от 14.04.2016 № 00000010, когда она фактически обязанности главного бухгалтера не исполняла (находилась в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет). В ревизуемом периоде она фактически исполняла обязанности главного бухгалтера с 05.05.2014 по 09.03.2016 и с 07.11.2017 по настоящее время. Данная ошибка при проведении годовой инвентаризации была не выявлена, так как присутствовала пересортица инвентарных номеров, допущенная в 2011 году другим должностным лицом при присоединении в состав МО МВД России «Юрьянский» - ОП «Орловское». Несписание данного объекта повлекло незначительное искажение формы 0503130 на 01.01.2018 и не могло существенно повлиять на управленческие решения главного распорядителя бюджетных средств – УМВД России по Кировской области и других пользователей бюджетной отчётности. Материальный вред правонарушением МО МВД России «Юрьянский» причинён не был, негативные последствия для органа отсутствуют, умысла на совершение правонарушения не было. Просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить её от административной ответственности за малозначительностью деяния и ограничиться устным замечанием.

В пояснениях на жалобу Управление Федерального казначейства по Кировской области указало, что Куклина С.А. входила в состав инвентаризационной комиссии, принимала участие в проведении годовой инвентаризации имущества и финансовых обязательств, подписывала инвентаризационную опись № 00000242 от 05.12.2017, но не обеспечила отражение в результатах инвентаризации фактического отсутствия объекта основных средств - «Монитор LG» - и своевременное списание фактически отсутствующего объекта основного средства, однако должна была и могла предвидеть такие последствия как искажение бюджетной отчётности МО МВД России «Юрьянский» за 2017 год. Пересортица инвентарных номеров не может свидетельствовать об отсутствии вины главного бухгалтера, поскольку кроме инвентарного номера имелись иные характеристики объекта основного средства, посредством которого его можно было идентифицировать (заключение о техническом состоянии от 11.04.2016 № 1903, акт о списании от 14.04.2016 № 00000010). Куклина С.А. не обеспечила исполнение своих обязанностей, не проявила должную степень заботливости и осмотрительности, не предприняла всех мер для соблюдения требований бюджетного законодательства при наличии такой возможности. Некорректное увеличение объёма основных средств, а также расходов по их содержанию влияет на объём финансового обеспечения субъекта учёта и финансовый результат его деятельности. Отмечает, что оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается. Административное наказание назначено в пределах минимального размера санкции ст. 15.15.6 КоАП РФ. Просит обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании Куклина С.А. поддержала изложенные в её жалобе доводы в полном объеме. Дополнительно пояснила, что вину в совершении правонарушения она признаёт, умысла на совершение правонарушения у неё не было. Указала, что в момент проведения годовой инвентаризации акты приёма-передачи были уничтожены.

Представители Управления Федерального казначейства по Кировской области М., С., Р. в судебном заседании подержали доводы пояснений на жалобу, просят оставить обжалуемое постановление без изменения, жалобу Куклиной С.А. – без удовлетворения.

Выслушав Куклину С.А., представителей административного органа, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, выступают экономические интересы государства, выражающиеся в формировании достоверной бюджетной и статистической отчетности необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Пунктами 4, 51 Инструкции по применению единых счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, определено, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности. Отражение в бухгалтерском учёте выбытия объекта основных средств осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ, в том числе вследствие морального или физического износа объекта основных средств, нецелесообразности его дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления данного объекта.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Как следует из п. 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, в состав форм бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета входит, в том числе баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной на основании приказа Управления Федерального казначейства по Кировской области от 25.06.2018 № 343 в период с 29.06.2018 по 24.07.2018 в МО МВД России «Юрьянский» ревизии финансово-хозяйственной деятельности за период 2016-2017 гг. старшим контролёром-ревизором Контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Кировской области С. 25.09.2018 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного бухгалтера МО МВД России «Юрьянский» Куклиной С.А.

В результате проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности установлено, что должностное лицо – главный бухгалтер МО МВД России «Юрьянский» Куклина С.А. при исполнении своих должностных обязанностей в 2017 году не обеспечила отражение в бухгалтерском учёте операции по списанию с баланса Отдела пришедшего в негодность объекта основных средств «Монитор LG FLATRОN Т710ВН500 Е» балансовой стоимостью 4342 руб. 59 коп., инв. номер 138165 (Акт о списании объектов нефинансовых активов от 14.04.2016 № 00000010, в котором имеется отметка об отражении в бухгалтерском отчёте факта списания объекта «Монитор LG» (зав. номер 409NTMAZ803) проводками по дебету счёта 104.34.410 и кредиту счёта 101.34.410), который был передан на утилизацию в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Кировской области» 14.04.2016 (накладная на отпуск материалов от 14.04.2016 № 00000192, извещение от 14.04.2016 № 00000003). При этом перед составлением годовой бюджетной отчётности за 2017 год в МО МВД России «Юрьянский» проведена годовая инвентаризация имущества по состоянию на 05.12.2017 с участием главного бухгалтера Куклиной С.А. Согласно данным инвентаризационной описи (сличительная ведомость) на 05.12.2017 № 00000242, подписанной, в том числе и главным бухгалтером Отдела Куклиной С.А., несоответствие данных бюджетного учёта с фактическим отсутствием Монитора не зафиксировано. Факт списания и передачи на утилизацию Монитора в бюджетном отчёте не отражён. Монитор списан с бухгалтерского учёта только в период ревизии бухгалтерской справкой от 11.07.2018. В нарушение п.2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», п.п. 3, 4, 51 Инструкции № 157н, должностным лицом Куклиной С.А. не было обеспечено своевременное выявление и списание с бухгалтерского учёта фактически отсутствующего объекта основных средств – «Монитор LG» (зав. номер 409NTMAZ803) балансовой стоимостью 4342 руб. 59 коп., что привело к составлению и представлению недостоверной годовой бюджетной отчётности (повлекло завышение балансовой стоимости объектов основных средств): по строкам 010 «Нефинансовые активы Основные средства (балансовая стоимость)», 013 «Иное движимое имущество учреждения» по графе «На конец отчётного периода» данные завышены на 4342 руб. 59 коп.; по строкам 020 «Амортизация основных средств», 023 «Амортизация иного движимого имущества учреждения» по графе «На конец отчётного периода» данные завышены на 4342 руб. 59 коп.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного бухгалтера МО МВД России «Юрьянский» Куклиной С.А. к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, и виновность Куклиной С.А. подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении от 25.10.2018 № 23-13/03 (л.д. 12-16), инвентаризационной описью (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов на 05 декабря 2017 года (л.д. 35-36), объяснениями Куклиной С.А. по факту выявленных нарушений (л.д. 49-50), оборотно-сальдовыми ведомостями по счёту 101.34 за 2016, 2017 гг. (л.д. 54, 55), Балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2018 (л.д. 18-21), инвентарной карточкой учёта нефинансовых активов № 138165 (л.д. 29 (оборот)), заключением о техническом состоянии № 1903 от 11.04.2016 (л.д. 30), актом о списании объектов нефинансовых активов от 14.04.2016 № 00000010 (л.д. 30 (оборот)), накладной на отпуск материалов на сторону от 14.04.2016 № 00000192 (л.д. 31), бухгалтерской справкой от 11.07.2018 (л.д. 32), выпиской из приказа по личному составу от 06.10.2017 № 498 л/с (л.д. 37), Положением о бухгалтерии МО МВД России «Юрьянский» (л.д.38-43, 44-46), Должностным регламентом главного бухгалтера бухгалтерии МО МВД России «Юрьянский» Куклиной С.А. (л.д. 47-48). Не отрицается факт совершения данного правонарушения и самой Куклиной С.А.

Субъект правонарушения был установлен правильно, так как Куклина С.А. - главный бухгалтер бухгалтерии МО МВД России «Юрьянский», является лицом, в должностные обязанности которого в соответствии с п.п. 8.7, 9.2 Должностного регламента главного бухгалтера бухгалтерии МО МВД России «Юрьянский» входит составление достоверной бухгалтерской отчётности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, осуществление контроля за соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчётов и платёжных обязательств.

В данном случае вина Куклиной С.А. как должностного лица выражена в пренебрежительном отношении к исполнению своих должностных обязанностей, при отсутствии препятствий для соблюдения требований бюджетного законодательства, в результате которого было допущено формирование искаженных показателей годовой бюджетной отчетности и представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность. Искажение бухгалтерской отчетности повлияло на ее достоверность.

Собранным по делу доказательствами должностным лицом административного органа при рассмотрении дела была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Действия Куклиной Н.В. правильно квалифицированы по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.

Доводы заявителя жалобы о том, что имеются основания для признания вменяемого Куклиной С.А. административного правонарушения малозначительным, поскольку отсутствуют материальный вред, негативные последствия для МО МВД России «Юрьянский», подлежат отклонению.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, заключается в представлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вменяемое Куклиной С.А. правонарушение в области бюджетного законодательства, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.6 КоАП РФ, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за предоставление достоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к своим должностным обязанностям в сфере осуществления учёта и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Исходя из характера административного правонарушения, его направленности на сферу бюджетных правоотношений, что представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, роли Куклиной С.А, являющейся главным бухгалтером МО МВД России «Юрьянский», совершенное ею административное правонарушение не является малозначительным.

Иная оценка Куклиной С.А. обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица административного органа.

Доводы жалобы Куклиной С.А. о том, что умысла на совершение правонарушения у неё не было, судом не принимаются во внимание, поскольку в данном случае не свидетельствуют об отсутствии вины в совершении административного правонарушения.

Ссылка заявителя жалобы на то, что Монитор LG был списан с бухгалтерского учёта в 2016 году, когда она фактически не исполняла обязанности главного бухгалтера Отдела (находилась в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребёнком), не свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава правонарушения. В соответствии с п.п. 7, 8.2, 9.2 Должностного регламента на Куклину С.А. как главного бухгалтера возложены обязанности по обеспечению организации бухгалтерского учёта в МО МВД России «Юрьянский», по обеспечению полного учёта поступающих бланков строгой отчётности, денежных документов, нефинансовых активов, а также своевременного отражения в бухгалтерском учёте операций, связанных с их движением, по осуществлению контроля за соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчётов и платёжных обязательств.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Постановлением от 08.11.2018 Куклиной С.А. назначено минимальное наказание, предусмотренное за данное правонарушение, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств.

Данная мера наказания соразмерна совершенному правонарушению, отсутствуют основания для переоценки данного вывода.

Дело рассмотрено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, без существенного нарушения процессуальных требований. При этом презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не была нарушена.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Кировской области М. о назначении административного наказания № 19-03/2018-141 от 08.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного бухгалтера бухгалтерии МО МВД России «Юрьянский» Куклиной С.А. оставить без изменения, жалобу Куклиной С.А. – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Кировский областной суд в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.А. Братухина