Дело № 12-356/2015
РЕШЕНИЕ
29 декабря 2015 года в городе Юрга Кемеровской области судья Юргинского городского суда Тимофеева Е.С., проведя открытое рассмотрение жалобы ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка *** Юргинского городского судебного района от 13 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении по статье 15.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка *** Юргинского городского судебного района от 13 ноября 2015 года ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения по статье 15.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 300 рублей.
ФИО1 подана жалоба с просьбой об отмене постановления по делу об административном правонарушении и вынесении нового решения по делу. Жалоба обоснована тем, что КПК «***» несвоевременно предоставил декларацию по транспортному налогу за 2014 год. Согласно отметке налогового органа на протоколе приема файла электронных документов, датой отправления считается - 31.03.2015 г. ФИО1 вменяется нарушение по ст. 15.5 КоАП РФ. 29.01.2015 г. КПК «***» представил налоговую декларацию по транспортному налогу за 2014 г., данное обстоятельство подтверждает выписка из программы «***». Представление налоговой декларации по старой форме не является безусловным основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. В соответствии со статьёй 32 НК РФ налоговые органы обязаны: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчётов) и разъяснять порядок их заполнения; первоначально поданная декларация по транспортному налогу за 2014 год по ранее утверждённой форме КПК «***» представлена своевременно - ***; декларацию за налоговый период в соответствии с действующей формой КПК «***» представил после того, как стало известно о выпуске новых бланков. Представление налоговой декларации на бланке старого образца не повлияло на правильность исчисления подлежащего уплате транспортного налога. Необходимо отметить, что определение понятия налоговой декларации по п. 1 ст. 80 НК РФ взаимосвязано исключительно с содержанием соответствующего документа. Давая легальное определение налоговой декларации, законодатель не связывает таковую с формой документа. Налоговая декларация по старой форме, все равно является налоговой декларацией. Санкции же за представление налоговой декларации не по той форме НК РФ не предусмотрены. Подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ возлагает на налоговые органы обязанность по информированию налогоплательщиков о порядке заполнения форм налоговой отчетности. Представление налогоплательщиком декларации на бланке старого образца не повлияло на правильность исчисления подлежащего уплате в бюджет налога. У инспекции нет оснований не признавать данную декларацию сданной своевременно. А также в дополнение к этим аргументам декларация сдана налогоплательщиком не в произвольном виде, а по форме, которая в свое время была утверждена в установленном порядке. Поэтому данная декларация, несмотря на устаревшую форму, все равно содержит все необходимые для исчисления и уплаты налога сведения. Декларация, составленная по старой форме, также соответствует определению понятия «налоговая декларация», которое приведено в статье 80 Налогового кодекса. Это значит, что на такие декларации не распространяется, упоминавшаяся нами выше норма абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса, гласящая, что инспекция вправе не принимать отчетность, составленную не по форме. Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Просрочка в предоставлении декларации являлась непродолжительной. Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Декларация (расчёт) по установленной форме представляется в налоговую по месту учёта налогоплательщика. Поскольку статьёй 119 НК РФ не предусмотрена ответственность за представление декларации по неустановленной (старой) форме. В связи с тем, что малозначительность совершенного заявителем административного правонарушения (просрочка в предоставлении декларации является непродолжительной - 1 день), а также на то, что такая просрочка не создала существенной угрозы для охраняемых общественных отношений, и указал на отсутствие вредных для государства последствий просрочки, протокол и постановление являются незаконными. Налоговым органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности, поэтому заявитель лишён представленных ему КоАП РФ процессуальных прав как лицу, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении. Согласно части 2 ст. 28.1 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым. Обстоятельства совершения ФИО1, вменяемого ей правонарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который составлен без участия её самой. Несоблюдение регламентированного ст. 28.2 КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении административным органом нарушает право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности. В силу п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении отменяется в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в том числе рассмотрения дела в отсутствие представителя лица, отсутствие объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу. Если бы не допущенное налоговым органом прямое нарушение указаний императивных норм закона - ч. 1 ст. 93 и ч. 5 ст. 100 НК РФ, заявитель был бы надлежащим образом извещён (уведомлён) о проводимых проверочных мероприятиях налогового контроля, несмотря на упущения в работе почты России по доставке почтовых отправлений. Налоговый орган не представил суду доказательства о надлежащем уведомлении налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки. Решение по результатам проверки вынесено инспекцией *** Довод налогового органа о том, что им соблюдены процессуальные требования, установленные ст. 101 НК РФ, в части заблаговременного уведомления налогоплательщика о дате рассмотрения материалов проверки не подтвержден доказательствами.
Заявитель ФИО1, извещённая о времени и месте рассмотрения жалобы, не явилась.
***К.Е.С. поддержала доводы представленного возражения на жалобу.
Исследовав письменные доказательства, суд пришёл к выводам, изложенным ниже.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Из протокола об административном правонарушении следует, что кредитный потребительский кооператив «***», ИНН ***, несвоевременно представил налоговую декларацию по транспортному налогу за 2014г. в Межрайонную ИФНС России *** по ***. В соответствии с п.п.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п.1, п.3 ст.363.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п.1 ст.360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии с п.7 ст.6.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следовательно, срок представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2014г. не позднее *** В соответствии с п.4 ст.80 Налогового кодекса РФ при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки. Согласно отметки налогового органа на протоколе приема файла электронных документов, датой отправления является - *** Налоговая декларация по транспортному налогу за 2014 год фактически была представлена - ***.
Из материалов дела следует, что ФИО1 извещалась путём направления повестки по месту жительства почтовой связью, конверт с которой вернулся за истечением срока хранения. *** от КПК «***» мировому судье поступило информационное письмо с сообщением о том, что ФИО1 находится в командировке с *** по *** в городе ***, и возражения ФИО1, в которых отсутствует ходатайство о рассмотрении в её отсутствие. Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьёй ***.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Рассматривая дело об административном правонарушении в отсутствие ФИО1, мировой судья в постановлении указал на то, что на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1 (оборот л.д. 40). Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения жалобы, так как при наличии информации о нахождении лица в другом месте направление повестки по его месту жительства и получение возражения ***, в которых отсутствует ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не свидетельствует о надлежащем извещении лица, в отношении которого велось производство по делу о правонарушении.
На основании пункта 7 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В оспариваемом постановлении мировым судьёй указано, что согласно уведомлению МРИ ФНС России *** по *** от ****** (л.д. 6) ФИО1 извещалась надлежащим образом о времени и месте составления в отношении неё протокола.
При наличии сведений о возвращении почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения *** (оборот л.д. 6), информации о нахождении ФИО1 в командировке с *** мировой судья, приходя к вышеуказанному выводу, не выяснил обстоятельства соблюдения пункта 20 Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённого приказом ФГУП «Почта России» от *** N 114-п.
Из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ следует, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Ненадлежащее извещение лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу подлежит отмене с возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело.
Руководствуясь частью 1 статьи 15.5, статьями 30.1 и 30.5-30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка *** Юргинского городского судебного района от 13.11.2015 г. по делу об административном правонарушении по статье 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1 отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье, правомочному рассмотреть дело.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Е.С. Тимофеева