НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Юргинского городского суда (Кемеровская область) от 25.12.2018 № 2-1939/18

Дело № 2-1939/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» декабря 2018 года г.Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд Кемеровской области

в составе:

Председательствующего судьи Каминской О.В.

при секретаре Цариковой Н.В.,

с участием:

истца Кокорина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокорина С.А. к Главному управлению МВД России по Кемеровской области, Межмуниципальному отделу внутренних дел России «Юргинский» о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец Кокорин С.А. обратился в суд с иском к Центру финансового обеспечения Главного управления МВД России по Кемеровской области (далее ГУ МВД России по КО), Межмуниципальному отделу внутренних дел России «Юргинский» (далее МО МВД России «Юргинский») о взыскании компенсации морального вреда, указав, что в соответствии с положениями п. 4 ч.2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации» *** года с ним расторгнут контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. На основании приказа *** от *** он уволен из МО МВД России «Юргинский» по достижению выслуги лет, которая составила 20 лет 01 месяц 12 дней с правом получения пенсии. При увольнении в нарушение сроков, регламентируемых положениями ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации», ему не были произведены следующие выплаты: выходное пособие в размере 196 560 руб. и денежная компенсация взамен форменного обмундирования в размере 77 617.36 руб., в связи с чем он вынужден *** года обратиться с личным заявлением к начальнику МО МВД России «Юргинский» за разъяснением причин нарушения сроков вышеуказанных выплат. *** ему была выдана справка *** за подписью главного бухгалтера МО МВД России «Юргинский» Ф.И.В., которой подтверждена правомерность его требований о полагающихся ему выплатах при увольнении. Кроме того, ответчиком нарушены его права, в результате которых он из образцового плательщика по алиментным обязательствам превратился в должника по причине непередачи ответчиком соответствующих документов в МОСП по г.Юрге и Юргинскому району, в результате чего у судебного пристава-исполнителя отсутствует возможность взыскания данного вида платежей с его пенсионного счета, что подтверждается справкой из МОСП по г.Юрге и Юргинскому району о наличие возникшей не по его вине задолженности, в связи с чем он может быть привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ или хуже того к уголовной ответственности по ст. 157 Уголовного кодекса РФ, что для него – майора полиции в отставке, честью и правдой отслужившего в органах МВД России, является недопустимым. При всем при этом, что он неоднократно обращался за урегулированием данного вопроса, начиная с ***, однако ответчиком никаких мер предпринято не было. Это приносит ему моральные страдания, связанные с переживанием неотвратимой ответственности за фактически совершаемые им противоправные действия. Ответчик вместо этого занимается волокитой, заведомо усугубляя день ото дня его ситуацию во взаимоотношениях со службой судебных приставов. Вследствие многомесячных переживаний о грядущей ответственности и опороченной репутации образцового плательщика алиментов у него нарушился сон, усугубилось возникшее на фоне переживаний депрессивное состояние, в связи с чем сумму компенсации морального вреда он оценивает в 50 000 руб. На основании ст.ст. 236-237 Трудового кодекса РФ просил взыскать с ответчиков выходное пособие в размере 195 060 руб., компенсацию вместо положенных предметов форменного обмундирования в размере 77 617.36 руб., компенсацию морального вреда 50 000 руб. (л.д. 2-3).

Определением Юргинского городского суда Кемеровской области от 25 декабря 2018 года производство по делу в части требований о взыскании выходного пособия в размере 195 060 руб., компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования в размере 77 617.36 руб. прекращено, в связи с отказом истца Кокорина С.А. от иска.

В судебном заседании истец Кокорин С.А. поддержал свои исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., просил учесть, что при увольнении *** с ним не был произведен в полном объеме окончательный расчет, который включал себя суммы выходного пособия и компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования, которые были им получены в полном объеме только ***, чем нарушены его трудовые права.

Представители ответчиков ГУ МВД России по Кемеровской области, МО МВД России «Юргинский» в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 14, 20), причины неявки суду не сообщили.

Представителем МО МВД России «Юргинский» Кудряшовой А.В., действующей на основании доверенности от *** сроком до *** (л.д. 25), представлены письменные возражения на иск Кокорина С.А., в которых указано, что МО МВД России «Юргинский» и ГУ МВД России по КО являются лишь получателями лимитов бюджетных ассигнований федерального бюджета и не осуществляют выделение денежных средств на выплаты уволенным сотрудникам органов внутренних дел, что входит в функции главного распорядителя бюджетных средств коим является МВД России, которое выступает в суде от имени казны Российской Федерации. Таким образом, МО МВД России «Юргинский» и ГУ МВД России по КО являются ненадлежащими ответчиками. Потребность в лимитах бюджетных обязательств МО МВД России «Юргинский» на выплату компенсаций за вещевое имущество, проезд к месту проведения отпуска и выходное пособие направлена посредством электронного документооборота *** в адрес ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области. Данная потребность была учтена при формировании заявки в ФЭД МВД России от ****** на выделение дополнительного финансирования для окончательного расчета с уволенными сотрудниками территориальных органов внутренних дел. МО МВД России «Юргинский» по состоянию на дату увольнения майору полиции Кокорину С.А. были начислены следующие выплаты: выходное пособие – 196 560 руб.; компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день – 47 475.87 руб.; компенсация за вещевое обеспечение – 77 617.36 руб. Данные начисления по мере поступления из федерального бюджета средств были выплачены в следующем порядке: *** – компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в полном объеме; *** – часть выходного пособия в размере 1 500 руб.; *** – часть выходного пособия 97 746 руб.; *** – компенсация за вещевое обеспечение в полном объеме; *** – оставшаяся часть выходного пособия 48 174 руб. Поскольку нарушений со стороны ГУ МВД России по КО и МО МВД России «Юргинский» по осуществлению выплат не допущено, т.к. делались заявки на денежные средства, но из-за того, что из федерального бюджета они не были своевременно доведены, ответчики не могли их своевременно перечислить истцу. Полагает, что с учетом требований ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса РФ, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между несвоевременной выплатой ему денежных средств в связи с увольнением со службы из органов внутренних дел и наступившими вредными последствиями, указанными в исковом заявлении (нарушением сна, депрессивным состоянием). Истцом не представлены медицинские документы, свидетельствующие об его обращении в медицинские организации за медицинской помощью и ухудшением здоровья истца. Что касается определения размера компенсации морального вреда, то в ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ законодатель установил критерии, которые должны учитываться при определении размера компенсации, в т.ч. степень физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред; характером физических и нравственных страданий; иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также требования разумности и справедливости. Просит в удовлетворении исковых требований Кокорину С.А. отказать в полном объеме (л.д. 22-25).

Заслушав пояснения истца Кокорина С.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца на основании ст.ст. 151, 1099-1101 Гражданского кодекса РФ, исходя из следующего.

Служба в органах внутренних дел, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, по смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункт «е»), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих формы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе, в связи с чем, положения Трудового кодекса РФ распространяются на лиц, проходящих службу в учреждениях и органах внутренних дел в части, не урегулированной специальным законодательством.

Трудовой кодекс РФ в ст. 2, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ закрепляет в едином перечне все основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в числе которых обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как установлено в судебном заседании, приказом *** от *** расторгнут контракт и уволен *** со службы в органах внутренних дел майор полиции Кокорин С.А., *** МО МВД России «Юргинский» по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации»; выслуга на день увольнения составляет в календарном исчислении 20 лет 01 месяц 12 дней (л.д. 5).

Сведениями ЕГРЮЛ подтверждается статус как юридического лица: Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Юргинский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Юргинского городского округа и Юргинского муниципального района), ИНН 4230028470, ОГРН 1104230001303 (л.д. 16-17); Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, ИНН 4207013532, ОГРН 1034205008276 (л.д. 18-19).

Согласно п. 16 раздела 3 Положения о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Юргинский» (реализующем задачи и функции органов внутренних дел на территории Юргинского городского округа и Юргинского муниципального района) (далее – Положение), начальник Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» устанавливает в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на денежное довольствие, денежное содержание и заработную плату, дополнительные выплаты сотрудникам, государственным служащим и работникам отдела, премирует их в пределах бюджетных ассигнований (п.п. 22 п. 16 раздела 3); реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении государственных служащих отдела (п.п. 24 п. 16 раздела 3).

Согласно п. 20 раздела 3 Положения Межмуниципальный отдел МВД России «Юргинский» является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета; осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (л.д. 40-47).

С учетом изложенного, суд полагает, что Межмуниципальный отдел МВД России «Юргинский» является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку его руководитель реализует полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении государственных служащих данного отдела; истец проходил службу в органах внутренних дел в Межмуниципальном отделе МВД России «Юргинский», который является юридическим лицом, а потому, в силу положений п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с п. 7 и п. 11 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы. При увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.

На основании статьи 69 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством РФ.

В силу части 8 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

Указанными нормативно-правовыми актами не установлена ответственность органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за несвоевременную выплату денежного довольствия и иных выплат сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при увольнении сотрудника органа внутренних дел.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Судом установлено, что последним днем службы Кокорина С.А. является *** (л.д. 4-5), поэтому в этот день уполномоченный руководитель обязан был осуществить с ним окончательный расчет.

Из справки МО МВД России «Юргинский» от *** видно, что на дату увольнения *** майору полиции Кокорину С.А. начислены следующие выплаты: выходное пособие – 196 560 руб.; компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день – 47 475.87 руб.; компенсация за вещевое обеспечение – 77 617.36 руб. (л.д. 4).

Из материалов дела усматривается, что выплаты, причитающиеся Кокорину С.А. при увольнении, фактически получены им: *** – компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в полном объеме; *** – часть выходного пособия в размере 1 500 руб.; *** – часть выходного пособия 97 746 руб.; *** – компенсация за вещевое обеспечение в полном объеме; *** – оставшаяся часть выходного пособия 48 174 руб. (л.д. 28-35).

На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении работодателем МО МВД России «Юргинский» сроков выплаты окончательного расчета уволенному *** работнику.

В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, закрепленной им в пункте 63 постановления Пленума от 17марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судом установлен факт нарушения ответчиком прав истца, выразившийся в несвоевременной выплате сумм, причитающихся сотруднику при увольнении, поэтому требования истца в части взыскания компенсации морального вреда обоснованы и подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации суд учитывает характер нарушения и длительность просрочки, требования разумности и справедливости, и полагает взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. В части требований о взыскании компенсации морального вреда в размере, превышающем 5 000 рублей, суд полагает отказать.

Суд не находит правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда с ГУ МВД России по Кемеровской области, поскольку в силу п.п. 51 п. 13 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел РФ по Кемеровской области, ГУ МВД России по Кемеровской области осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Кемеровской области и местных бюджетов в соответствии с правовыми актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями (л.д. 48-52), однако при этом не является работодателем по отношению к истцу Кокорину С.А.

На основании изложенного иск Кокорина С.А. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворен частично.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кокорина С.А. к Главному управлению МВД России по Кемеровской области, Межмуниципальному отделу внутренних дел России «Юргинский» о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Юргинский» в пользу Кокорина С.А. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. (пять тысяч руб. 00 коп.).

В остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.

Председательствующий: О.В. Каминская

Решение в окончательной форме изготовлено «27» декабря 2018 года.