НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Юргамышского районного суда (Курганская область) от 13.12.2013 № 2-560/2013

Дело№

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьмина Н.Г..

при секретаре Мутовкиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Юргамыш ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Коростелева Дмитрия Борисовича к Межрайонной ИФНС России №4 по Курганской области о признании права на уплату транспортного налога в размере, установленном для легкового автомобиля, зачете излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей,

УСТАНОВИЛ:

Коростелев Д.Б. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №4 по Курганской области о признании права на уплату транспортного налога в размере, установленном для легкового автомобиля, зачете излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей.

Указал, что у него до ДД.ММ.ГГГГ находился в личном пользовании автомобиль <данные изъяты> № с мощностью двигателя 75 л.с., который отнесен ответчиком к категории «С» - грузовой автомобиль, в связи с чем ему начислен транспортный налог за 2010, 2011 и 2012 г.г. по ставке 25 рублей с 1 лошадиной силы. Таким образом, за 2010, 2011 г.г. он выплатил транспортный налог за указанное транспортное средство в сумме 3750 рублей. Полагает, что ставка транспортного налога 25 рублей на 1 л.с. применяется ответчиком неправомерно, так как данный автомобиль является специальными, относится к категории транспортных средств - «В», легковой автомобиль. Истцу выдано водительское удостоверение № на управление транспортными средствами только категории «В». Согласно расчету истца, переплата транспортного налога за указанный период времени составила 2250 рублей. (3750 рублей - 75 л.с. х 10 х 2 года = 2250 рублей). По данному вопросу истец обращался к ответчику и в Управление ФНС по Курганской области.

Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортною налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются, как следует из статьи 361 НК РФ, законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В пункте 1 статьи 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транспортный налог на территории Курганской области установлен и введен в действие Законом Курганской области от 26 ноября 2002 года № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» и предусматривает ставки транспортного налога в зависимости от типа транспортного средства отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей.

В налоговом законодательстве не определены параметры отнесения транспортных средств к тому или иному типу, следовательно, в целях налогообложения при исчислении транспортного налога законодатель за основу принял определение категории транспортного средства, понятие которою отсутствует в налоговом законодательстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ при использовании в Кодексе понятий и терминов других отраслей права необходимо обращаться к терминам и понятиям, установленными другими отраслями законодательства Российской Федерации, если Кодексом не предусмотрено иное.

Положениями ст.362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении автотранспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 17 сентября 2007 года № ММ-З- 09/536 (ред. от 31 марта 2009 года), в которой предусмотрены такие показатели, как «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства».

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 Приказа Министерства внутренних дел РФ от 27 января 2003 года №59 «О порядке регистрации транспортных средств» (с последующими изменениями) предусматривалось, что при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах. Аналогичное правило содержится в приказе МВД России от 24 ноября 2008 года №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» с последующими изменениями).

В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 18 мая 1993 года №477 «О введении паспортов транспортных средств» (ред. от 22 июня 2009 года), основным документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, также определен паспорт транспортного средства. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие «одобрения типа транспортного средства» (постановление Госстандарта Российской Федерации от 1 апреля 1998 года №19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

Таким образом, представляемые в налоговые органы указанные регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему налогоплательщику – физическому лицу, в том числе и характеризующие его категорию, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в ПТС.

Порядок оформления паспортов транспортных средств (ПТС) установлен в пунктах 25 - 52 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации №496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации №192, Министерства экономического развития Российской Федерации №134 от 23 июня 2005 года (далее - Положение).

В соответствии с п.27 Положения установлено, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.) Как следует из карточки учета транспортных средств ОГИБДД МО МВД России «Юргамышский» в ПТС, выданном на спорное транспортное средство, данные, по строке «Наименование (тип ТС)» указан код типа 3, характеризующий УАЗ-3452 № И0234КН согласно его конструкторским особенностям и назначению, но без указания информации о там, является ли этот автомобиль легковым или грузовым. При этом согласно данным, указанным в ПТС по строке 4 «категория ТС (А, В, С, Д, прицеп)» <данные изъяты> классифицирован по категории «В».

Согласно пункту 28 Положения в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года (далее – Конвенция о дорожном движении). В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограмм и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя не превышает восьми.

Согласно определения категории транспортных средств, представленным в Приложении №3 к Положению о паспортах транспортных средств, к автомобилям с перечисленными характеристиками категории «В» относятся: механические транспортные средства для перевозки пассажиров (т.с. легковые автомобили), имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя); механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом).

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 9 апреля 2003 года №БГ-З-21/177 утверждены методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года №359. Общероссийский классификатор основных средств в числе легковых автомобилей (код 153410010) называет автомобиль большого класса.

Считает, что согласно Общероссийскому классификатору автомобилям истца может быть присвоен код 15 3410120 – автомобили легкового среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно), либо 15 3410160 – автомобили легковые специальные, либо 15 3410166 – автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные), так как прежний собственник <данные изъяты> № приобрел его по списанию в медучреждении. Кроме того, в Письме Минфина России от 29 марта 2007 года №03-05-06-04/17 указано, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

В Письме Минфина России от 7 февраля 2008 года №03-05-04-04/01 говорится, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначении (категории), указанных в паспортах транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. Если совокупность данных о категории и типе, указанных в ПТС, выданном на спорное транспортное средство <данные изъяты> № не позволяет однозначно определить его конкретный тип, в данном конкретном случае следует руководствоваться п.7 ст.3 НК РФ, согласно которому все неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Просит суд признать право на оплату транспортного налога на <данные изъяты> № по налоговой ставке для легкового автомобиля. Признать транспортный налог излишне уплаченным в размере 2250 рублей и зачесть в счет предстоящих платежей. Взыскать с ответчика судебные издержки, согласно представленных документов, в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Березкина Н.В. с исковыми требованиями не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Согласно которого, в соответствии со ст.357 НК РФ Коростелев Д.Б. является плательщиком транспортного налога в отношении транспортных средств, находящихся в его собственности: <данные изъяты> рег№ с мощностью двигателя 75 л.с., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ года, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ года. <данные изъяты> рег. № с мощностью двигателя 50 л.с., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ года. <данные изъяты> рег. № с мощностью двигателя 84 л.с., дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ Данные транспортные средства в соответствии с п.1 ст.358 НК РФ являются объектами обложения транспортным налогом.

Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Законом Курганской области от 26 ноября 2002 года №255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» действующем на территории Курганской области, определены налоговые ставки, порядок уплаты и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. В соответствии со ст.2 Закона №255 на территории Курганской области установлены налоговые ставки для легковых автомобилей в размере 10.0 руб. за одну л.с., для грузовых автомобилей в размере 25.0 руб. за одну л.с.

Согласно сведений ГИБДД транспортное средство <данные изъяты> рег. №, является специальным транспортным средством, отсутствует его принадлежность к легковым транспортным средствам, в связи с чем применена ставка налога в размере 25.0 руб. и исчислен налог с учетом мощности двигателя 84 л.с., налоговой ставки в размере 25.0 руб. и времени владения транспортным средством в течение 2010, 2011, 2012 – по 12 месяцев, в размере 2100 руб. за каждый налоговый период.

Данные начисления подтверждаются налоговыми уведомлениями № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, оплата по которому проведена ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, налоговым уведомлением № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, оплата по которому поступила ДД.ММ.ГГГГ и налоговым уведомлением № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направленном в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается почтовым реестром заказной корреспонденции, оплата по которому не произведена.

При обращении налогоплательщика в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения перерасчета транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении автомобиля <данные изъяты> рег. №, запрос в УФНС по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении данного транспортного средства. Согласно представленного ответа транспортное средство <данные изъяты> рег.№, относится к типу «Спец.автомобили», категории «В» (легковой автомобиль). Инспекцией произведен перерасчет налоговых обязательств по транспортному налогу в отношении транспортного средства <данные изъяты> рег.№ с учетом ставки установленной для легковых автомобилей в размере 10.0 руб. за 2010-2012 годы, что подтверждается налоговым уведомлением № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ

По сведениям представленным ГИБДД транспортное средство <данные изъяты> рег. №, ДД.ММ.ГГГГ года изготовления, является грузовым – «грузовой фургон», в связи с чем, при начислении транспортного налога за спорные периоды применена ставка налога в размере 25.0 руб. и исчислен налог за 2010, 2011 годы в размере 1875 руб. за каждый налоговый период: с учетом мощности двигателя транспортного средства, ставки налога и количества месяцев находящегося в собственности транспортного средства: <данные изъяты> рег. № с мощностью двигателя 75 л.с., налоговой ставки в размере 25.0 руб. и времени владения транспортным средством в течении 2010 года - 12 месяцев, в течение 2011 года – 12 месяцев, в размере 187.0 руб. за каждый налоговый период. Данные начисления подтверждаются налоговыми уведомлениями № по состоянию ДД.ММ.ГГГГ года, оплата по которому произведена ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, и налоговым уведомлением № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, направленного в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается почтовым реестром заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ года, оплат по которому поступила ДД.ММ.ГГГГ года.

С учетом сведений предоставленных ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ данное транспортное средство является легковым, в связи с чем за 2012 год, в отношении данного транспортного средства исчислен налог в размере 687.50 руб. с учетом мощности двигателя 75 л.с. налоговой ставки в размере 10.0 и времени владения транспортным средством в течение 2012 года – 11 месяцев. Данное начисление подтверждается налоговым уведомлением № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, направленным в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ года, оплата по данному документу не поступила. Однако при перерасчете налоговых обязательств налогоплательщика, в связи с обращением от ДД.ММ.ГГГГ года, в отношении транспортного средства <данные изъяты> рег.№, сумма излишне исчисленного налога составила 3780.0 руб. и в отношении транспортного средства <данные изъяты> рег.№ – 1031, 25 руб. переплата транспортного налога на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2520 руб., что подтверждается налоговым уведомлением №, которая будет учтена при начислении налога за последующие налоговые периоды.

Указание в ПТС типа транспортного средства <данные изъяты> №, как грузовой фургон не вызывает сомнений относительно его принадлежности к грузовым автомобилям, кроме того принадлежность данного транспортного средства к указанному типу подтверждена органом осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, считают что оснований для перерасчета сумм налога за данное транспортное средство отсутствуют. Считают, что правомерно начислили истцу транспортный налог за оспариваемое транспортное средство. Просят в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица УГИБДД по Курганской области в судебное заседание не явился, поддержал письменный отзыв, в котром указал следующее.

В соответствии с приказом УМВД России по курганской области №872 от 20.07.2011 г. «О реорганизации Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Курганской области» УГИБДД УВД по Курганской области было реорганизовано путем присоединения к УМВД России по Курганской области, которое в свою очередь является правопреемником по всем правам и обязанностям в силу статьи 58 ГК РФ. В настоящее время УГИБДД УМВД России по Курганской области является самостоятельным структурным подразделением, входящим в состав Управления МВД РФ по Курганской области.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств и других факторов (п.1 ст. 361 НК РФ). Налоговым кодексом РФ не определены критерии, позволяющие отнести транспортные средства к категории грузовых или легковых автомобилей.

Согласно п.16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог», утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 г. № БГ 3-21/177, при определении видов автомотранспортных средств и отнесении их категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.)ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. №5938-VIII. Следует отметить, что группировки транспортных средств в ОКОФ не совпадают с группировкой транспортных средств по ст.361 НК РФ.

В соответствии с п.27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005 г. установлено, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой автобус и т.д.). В строке 3 ПТС, выданного на автомобиль <данные изъяты> гос.рег.знак № указан код типа 3 (грузовые автомобили и автофургоны). Сравнительная таблица категории транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении №3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. В данной таблице выделена, в части, категория «В» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя не превышает 8. Однако, к категории «В» могут относится, как легковые, так и грузовые автомобили с указанными параметрами (п.60.2 вышеуказанного Приказа). Тем не менее, Минфин России в письме от 29.03.2007 г. указал что, если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС. Таким образом, имеет место несоответствие в законодательстве, поскольку классификация категории ТС в рассмотренных нормативных документах (ОКОФ и Конвенции) не совпадает с классификацией ТС, установленной в ст.361 НК РФ для исчисления транспортного налога.

Данные по сертификации автомобиля должны быть указаны заводом изготовителем в одобрении типа транспортного средства, выдаваемого Органом по сертификации Госстандарта России.

Система обозначения выпускаемых заводами изготовителями отечественных транспортных средств определяется отраслевой нормалью ОН 025270-66 Минавтопрома СССР, введенной в действие в 1966 году. В соответствии с нормалью, вторая цифра указывает на тип транспортного средства: легковой автомобиль обозначается цифрой 1, автобус 2, грузовой автомобиль или пикап – 3, фургон – 7 и специальные транспортные средства – 9. В письме Управления МНС России по г. Москве от 03.08.2004 г. №23-01/3/50988 представлена информация от ОАО «Ульяновский автомобильный завод» по выпускаемым автотранспортным средствам.

По данным службы главного конструктора ОАО «Ульяновский автомобильный завод», модели автомобилей, их модификаций, исполнений и комплектаций, обозначение которых начинается с 33 или 39, должны быть отнесены к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории №1 «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн». Таким образом, вопрос о применении ставок транспортного налога по автомобилю <данные изъяты> является спорным и решается в судебном порядке. При этом, в суде могут использоваться любые документы, определяющие категорию автомобиля.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 356, 358, 360, 361, 362 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектом налогообложения являются, в том числе, и автомобили. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Налоговые ставки устанавливаются для легковых автомобилей и для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы). Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарный год), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Межрайонная ИФНС России №4 по Курганской области начислили истцу транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> № за 2012 год в сумме 687 руб. 50 коп., как за легковой автомобиль по ставке 10 руб., впоследствии был сделан перерасчет и направлено соответствующее налоговое уведомление о необходимости уплатить налог в размере 1718 руб. 75 коп. как за грузовой автомобиль по ставке 25 руб., что подтверждается налоговыми уведомлениями №.

Не согласившись с действиями Межрайонной ИФНС России №4 по Курганской области истец обратился в Управление ФНС России по Курганской области с жалобой на действие должностных лиц Межрайонной ИФНС России №4 по Курганской области. Решением Управления ФНС по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Коростелева Д.Б. на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №4 по Курганской области, выразившееся в начислении транспортного налога оставлена без удовлетворения.

Транспортный налог на территории Курганской области введен Законом Курганской области от 26.11.2002 № 255 (ред. от 30.10.2013) «О транспортном налоге на территории Курганской области» которым установлены ставки этого налога для легковых и грузовых транспортных средств, размер которых зависит от мощности двигателей и типов транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ и Закон Курганской области от 26.11.2002 № 255 (ред. от 30.10.2013) «О транспортном налоге на территории Курганской области» не определяют понятия грузового и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа автомобиля следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ (статья 11 Налогового кодекса РФ).

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года № «О порядке регистрации транспортных средств», основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуется сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.

В Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 года) указано, что термин «автомобиль» означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки людей или грузов (статья 1 Конвенции). К категории транспортных средств «В», на право управления которыми может быть выдано воительское удостоверение, относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает восьми (Приложение 6 Конвенции).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 года, паспорта транспортных средств выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения ММВД России.

К полнокомплектным транспортным средствам относятся транспортные средства: грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.); легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями.

При оформлении паспортов транспортных средств в строке «3. «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В строке «4. «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, в частности «B» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (пункты 3, 25, 27, 28 Положения).

В Сравнительной таблице категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) указано, что к категории ТС, которые по Конвенции о дорожном движении классифицируются как «В» (автомобили, разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8), относятся по классификации КВТ ЕЭК ООН - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), и механические транспортные средства для перевозки грузов максимальной массой не более 3,5 тонн.

Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что категория транспортного средства «B» в равной степени может быть присвоена как легковым, так и малотоннажным грузовым автомобилям массой до 3,5 тонн. А тип транспортного средства будет определяться в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения - наличия или отсутствия кабины, двигателя, кузова или имеющее иное исполнение загрузочного пространства.

В карточке учета спорного транспортного средства выданного ОГИБДД МО МВД «Юргамышский» указано, что ДД.ММ.ГГГГ снят с учета: утилизация собственником указан Коростелев Д.Б. В строке «Код типа» стоит «3» - «Грузовой фургон», в строке «категория» стоит «В», в строке «мощность двигателя л.с. (кВТ)» стоит 75.

Согласно представленного ответа ОВО «Ульяновский автомобильный завод» от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что на момент выпуска автомобилей семейства <данные изъяты> не существовало процедуры обязательной сертификации транспортных средств. ОАО «УАЗ» производило указанные автомобили до 1985 года. После проведенной модернизации автомобилю <данные изъяты> присвоено обозначение <данные изъяты>.

По системе сертификации ГОСТ Р в соответствии со Сводной Резолюцией о конструкции транспортных средств (СР.3) Комитета по внутреннему транспорту Экономического и Социального Совета ООН от 16.04.1999г. автомобиль УАЗ-3741 и его модификации в настоящее время сертифицированы по категории NIG, означающей буквально следующее: «Механические транспортные средства повышенной проходимости, предназначенные для перевозки грузов и максимальная масса не превышает 3,5 тонны».

Поскольку принадлежащее истцу транспортное средство по своим конструкторским особенностям и назначению относится к грузовым автомобилям, то при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для грузовых автомобилей. Закон Курганской области от 26.11.2002 № 255 (ред. от 30.10.2013) «О транспортном налоге на территории Курганской области» для автомобилей грузовых с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно установлена налоговая ставка 25 рублей с каждой лошадиной силы (статья 2).

Следовательно, налоговым органом за 2010 и 2011 год правильно был начислен транспортный налог в размере 1875 руб. за 2010 год, в размере 1875 руб. Соответственно транспортный налог в таком размере был начислен налогоплательщику за 2012 год и должен быть им уплачен в установленные законом сроки. Оснований для признания права на оплату транспортного налога за спорный автомобиль по налоговой ставке для легкового автомобиля и признания транспортного налога, излишне уплаченного не имеется.

Довод заявителя, что принадлежащее ему транспортное средство относится к категории легковых автомобилей, суд не принимает во внимание. Категория транспортного средства указана в паспорте транспортного средства органом, выдавшим этот документ при ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации. Карточка учета транспортного средства содержит сведения, что автомобиль относится к категории «грузовой фургон». Сведений о том, что он отнесен к категории «Легковые автомобили», эти документы не содержат. В случае несогласия с категорией транспортного средства, указанной в паспорте транспортного средства, собственнику автомобиля необходимо было обратиться в соответствующий орган с заявлением о внесении изменений в паспорт транспортного средства. До настоящего времени собственник таких действий не совершал. А налоговый орган не уполномочен проверять соответствие сведений о категории и типе транспортного средств, указанных в паспорте транспортного средства и в свидетельстве о регистрации транспортного средства, фактическому соответствию конструкторским особенностям и назначению автомобиля.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Коростелева Дмитрия Борисовича отказать.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 мин.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья:Н.Г.Кузьмина

Копия верна:

Судья: