Дело № 2а-269/2020
УИД № 33RS0020-01-2020-000442-56
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 сентября 2020 года г. Юрьев-Польский
Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Михеева А.А.,
при секретаре Самойловой А.О.,
с участием представителя административного истца и административного ответчика ФИО1,
представителя административного ответчика и административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Юрьев-Польский Владимирской области административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Юрьев-Польского района Владимирской области к администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента и администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области к прокурору Юрьев-Польского района Владимирской области и прокуратуре Юрьев-Польского района Владимирской области Владимирской области об оспаривании представления об устранении нарушений законодательства о налогах и сборах при оказании муниципальных услуг,
установил:
прокурор Юрьев-Польского района Владимирской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области (далее администрация) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Юрьев-Польского района Владимирской области в ходе осуществления проверки соблюдения органами местного самоуправления требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области.
Проверкой установлено, что до настоящего времени администрацией административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не разработан и не утвержден. В адрес администрации внесено представление, которое признано административным ответчиком незаконным и необоснованным.
Полагает, что отсутствие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц (субъектов предпринимательской деятельности).
Администрация муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области обратилась в суд с административным иском к прокурору Юрьев-Польского района Владимирской области и прокуратуре Юрьев-Польского района Владимирской области об оспаривании представления об устранении нарушений законодательства о налогах и сборах при оказании муниципальных услуг
В обоснование иска указано, что дача разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не является муниципальной услугой. Письменные разъяснения финансового органа являются актами казуального толкования в ответ на индивидуальные запросы конкретных налогоплательщиков и не могут быть применены в качестве акта имеющего нормативные свойства, в связи с чем, полагает незаконным представление прокуратуры Юрьев-Польского района Владимирской области от 10 апреля 2020 года об устранении нарушений законодательства о налогах и сборах при оказании муниципальных услуг.
Определением Юрьев-Польского районного суда от 07 июля 2020 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель административного истца и административного ответчика прокуратуры Юрьев-Польского района Владимирской области ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, в удовлетворении административного искового заявления администрации просила отказать.
Представитель административного ответчика и административного истца администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области ФИО2, полагала административный иск прокурора не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поддержав административный иск администрации по изложенным в нем основаниям.
Административный истец и ответчик прокурор Юрьева-Польского района Владимирской области, в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве, поданном от имени прокурора Юрьев-Польского района и прокуратуры Владимирской области просил отказать в удовлетворении административного иска администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Владимирской области надлежащем образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции № 3 федеральной налоговой службы по Владимирской области надлежащем образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве указал на обоснованность исковых требований прокурора Юрьев-Польского района Владимирской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьями 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 этого же Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Пунктом 3 этой статьи установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные нормами Закона № 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, такое разъяснение носит индивидуальный характер.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируются нормами названного Федерального закона.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 34 Устава муниципального образования Небыловское, администрация муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Небыловское, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования Небыловское федеральными законами и законами Владимирской области.
Прокуратурой Юрьев-Польского района в ходе осуществления проверки соблюдения органами местного самоуправления требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области, внесено представление № 5-02-2020 от 10 апреля 2020 года, которое административным ответчиком признано необоснованным.
Вместе с тем, отсутствие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности факта неправомерного бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ, в связи с чем, административное исковое заявление прокурора Юрьев-Польского района подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С учетом того обстоятельства, что исполнение решения требует времени, обязанность по исполнению исковых требований следует осуществить в разумный срок в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку удовлетворение иска прокурора Юрьев-Польского района Владимирской области полностью исключает удовлетворение иска администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области, в его удовлетворении следует отказать.
Иных данных свидетельствующих о незаконности вынесенного в адрес главы администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области представления от 10 апреля 2020 года суду не представлено, судом подобных обстоятельств не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Юрьев-Польского района Владимирской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области по не разработке и не утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Обязать администрацию муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
В удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области к прокурору Юрьев-Польского района Владимирской области и прокуратуре Юрьев-Польского района Владимирской области об оспаривании представления об устранении нарушений законодательства о налогах и сборах при оказании муниципальных услуг - отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2020 года.
Судья Михеев А.А.