НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Юкаменского районного суда (Удмуртская Республика) от 27.11.2020 № 2-171/20

Дело №2-171/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фефиловой О.В.,

при секретаре Чураковой Ю.А.,

с участием представителя истца - начальника Отдела социальной защиты населения в Юкаменском районе Черных О.Г.,

представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Автономного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексного центра социального обслуживания населения <адрес>» - заведующей отделением социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности Зямбаевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отдела социальной защиты населения в <адрес> к Ронжиной В. А. о взыскании суммы государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Отдел социальной защиты населения в <адрес> обратился в Юкаменский районный суд Удмуртской Республики с иском к Ронжиной В. А. о взыскании суммы государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Отделом социальной защиты населения в <адрес> (далее - ОСЗН в <адрес>), Автономным учреждением социального обслуживания «КСЦОН <адрес>» (далее - АУ СО УР «КЦСОН <адрес>»), филиалом Казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости «Центр занятости населения <адрес>» (далее - Центр занятости населения) и гражданкой Ронжиной В. А. (далее - ответчик) был заключен социальный контракт на осуществление мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации (далее – социальный контракт). Предметом социального контракта являлось сотрудничество ОСЗН в <адрес>, АУ СО УР «КЦСОН <адрес>», Центра занятости населения и ответчика по реализации программы адаптации в целях повышения денежных доходов ответчика, преодоления его трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта. На основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ ответчику была предоставлена государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты в размере 100000,00 рублей. Указанные денежные средства ответчик должен был направить на реализацию программы социальной адаптации, которая, в том числе, включала в себя установку системы отопления в квартире и косметический ремонт, но на подписание договора подряда по осуществлению указанных работ ответчик не явился, к выполнению программы социальной адаптации не приступил. ДД.ММ.ГГГГ АУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» было составлено контрольное заключение о том, что ответчиком не выполняются мероприятия по социальной адаптации. В соответствии с п.п.9 п.9 Раздела V. Права и обязанности гражданина социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ гражданин обязан осуществить возврат денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в течение 10 дней с момента получения требования от территориального органа. ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН в <адрес> вынесено требование о возврате денежных средств, требование направлено ответчику, но до настоящего времени не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ ответчику вручено письмо с просьбой сообщить об уважительных причинах невыполнения мероприятий программы социальной адаптации, которое им оставлено без ответа. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ КЦСОН <адрес> составлены контрольные заключения, свидетельствующие о том, что ответчиком мероприятия программы социальной адаптации не выполняются. ДД.ММ.ГГГГ вновь вынесено требование о возврате денежных средств, которое направлено Ронжиной В.А. Пунктом 34 раздела Положения о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее - Положение) установлено, что социальный контракт может быть расторгнут территориальным органом досрочно по основаниям, указанным в п.36 Положения. К таким основаниям, в частности, отнесено невыполнение заявителем программы социальной адаптации без уважительных причин. Аналогичные основания расторжения социального контракта установлены пунктом 17 заключенного с ответчиком социального контракта. ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН в <адрес> принято решение о расторжении социального контракта, поскольку ответчиком условия программы не выполнены, доказательства уважительности причин невыполнения не представлены. Письменное извещение о принятом решении с указанием обстоятельств, послуживших основанием для расторжения социального контракта, направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Просит взыскать с Ронжиной В. А. в пользу ОСЗН в <адрес> сумму государственной социальной помощи в размере 100000 (сто тысяч) рублей, государственную пошлину в размере 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.

В судебном заседании представитель истца - начальник ОСЗН в <адрес>Черных О.Г. показала, что поддерживает заявленные исковые требования о взыскании с Ронжиной В.А. в пользу ОСЗН в <адрес> суммы государственной социальной помощи в размере 100000 рублей и государственной пошлины в размере 3500 рублей в полном объеме по основаниям, изложенном в исковом заявлении, и пояснила, что на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГРонжиной В.А. была предоставлена государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты в размере 100000,00 рублей. Указанные денежные средства ответчик должна была направить на реализацию программы социальной адаптации, которая, в том числе, включала в себя установку системы отопления в квартире и косметический ремонт, но на подписание договора подряда по осуществлению указанных работ ответчик не явилась, к выполнению программы социальной адаптации до настоящего времени не приступила.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Автономного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексного центра социального обслуживания населения <адрес>» Зямбаева А.М. показала, что не возражает против удовлетворения требований ОСЗН в <адрес> о взыскании с Ронжиной В.А. государственной социальной помощи в размере 100000 рублей и государственной пошлины в размере 3500 рублей, т.к. к выполнению программы социальной адаптации до настоящего времени Ронжина А.М. не приступила.

Ответчик Ронжина В.А. и представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Филиала Казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости «Центр занятости населения <адрес>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд на основании ч.ч.3, 4 ст.167ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика Ронжиной В.А. и представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Филиала Казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости «Центр занятости населения <адрес>».

Выслушав представителя истца и представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ).

Исходя из положений ст.4, ч.1 ст.5 указанного Федерального закона к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; а органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Приведенные положения федерального законодательства устанавливают право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам оказания государственной социальной помощи (в том числе на основании социального контракта) в части определения размера, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, однако подобное регулирование не должно противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, принятым в данной сфере.

В силу ст.7 и ч.1 ст.8.1 Федерального закона №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно «Положению о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденному Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта», устанавливаются условия и порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Удмуртской Республике (далее соответственно - государственная социальная помощь, трудная жизненная ситуация, малоимущая семья, малоимущий гражданин).

На основании вышеуказанных норм между ОСЗН в <адрес>, АУ СО УР «КЦСОН <адрес>», Центром занятости населения и гражданкой Ронжиной В.А. был заключен социальный контракт на осуществление мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ, с приложение к нему программой социальной адаптации по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

Согласно п.1 социального контракта его предметом являлось сотрудничество ОСЗН в <адрес>, АУ СО УР «КЦСОН <адрес>», Центра занятости населения и Ронжиной В.А. по реализации программы адаптации в целях повышения денежных доходов ответчика, преодоления ее трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.

На основании п.10 социального контракта Ронжиной В.А. была предоставлена государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты в размере 100000,00 рублей, которую она должна была направить на реализацию программы социальной адаптации, включавшую в себя, в том числе, установку системы отопления в квартире и косметический ремонт.

Предоставление единовременной выплаты в размере 100000 рублей подтверждается копиями платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ и выплатного протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Как следует из п.20 социального контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего социального контракта стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим социальным контрактом, а именно, согласно пп.3 п.17 раздела VIII. Порядок изменения и основания расторжения социального контракта социальный контракт расторгается территориальным органом досрочно в одностороннем порядке в случае невыполнения мероприятий программы без уважительной причины, согласно п.19 раздела VIII решение об изменении срока действия социального контракта, о расторжении социального контракта принимается территориальным органом в порядке и в сроки, установленные «Положением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденным Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пп.9 п.9 Раздела V. Права и обязанности гражданина социального контракта гражданин обязан осуществить возврат денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи в полном объеме в течение 10 дней с момента получения требования от Территориального органа.

Пунктом 34 раздела «Положения о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта» установлено, что социальный контракт может быть расторгнут территориальным органом досрочно по основаниям, указанным в п.36 настоящего Положения.

При отсутствии уважительных причин, препятствующих выполнению мероприятий программы социальной адаптации, а также в случаях, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 36 настоящего Положения (1) выбытие малоимущей семьи (малоимущего гражданина) на место жительства или место пребывания за пределы Удмуртской Республики; 2) смерть малоимущего гражданина; 3) невыполнение заявителем программы социальной адаптации без уважительных причин; 4) представление заявителем недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта), социальный контракт считается расторгнутым с момента принятия территориальным органом решения о досрочном расторжении социального контракта, а по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 36 настоящего Положения (5) отказ заявителя от исполнения социального контракта), с момента получения территориальным органом информации из учреждения социального обслуживания об отказе члена малоимущей семьи (малоимущего гражданина) от исполнения социального контракта.

Территориальный орган в течение 3 дней со дня принятия решения направляет члену малоимущей семьи (малоимущему гражданину) письменное извещение о принятом решении с указанием обстоятельств, послуживших основанием для расторжения социального контракта, и срока прекращения выплат.

При наличии уважительных причин, препятствующих выполнению мероприятий программы социальной адаптации, территориальный орган в течение 5 дней со дня их выявления информирует комиссию о вышеперечисленных фактах с приложением соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину.

Комиссия в течение 5 дней со дня поступления информации определяет период, на который необходимо изменить срок действия социального контракта, с учетом объема и содержания мероприятий программы социальной адаптации. Решение комиссии оформляется протоколом.

Территориальный орган принимает решение об изменении срока действия социального контракта на основании протокола комиссии в течение 3 дней со дня его составления и в течение 3 дней со дня принятия решения извещает в письменном виде члена малоимущей семьи (малоимущего гражданина) о принятом решении с указанием даты, времени и места подписания соглашения к социальному контракту.

Как следует из представленных истцом документов, а именно, копий контрольных заключений по реализации социального контракта семьи Ронжиной В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, составленных АУ СО УР «КЦСОН <адрес>» и направленных в ОСЗН в <адрес>, денежные средства на банковский счет поступили, но к выполнению условий социального контракта Ронжина В.А. не приступила, в ОСЗН <адрес> для подписания договора-подряда с ООО «Жилищно-коммунальный комплекс» не явилась, на основании чего дано заключение, что семья Ронжиной В.А. не выполняет мероприятия программы социальной реабилитации.

Согласно отчету директора КЦСОН <адрес> о выполнении мероприятий социального контракта от ДД.ММ.ГГГГРонжина В.А. сделала косметический ремонт в квартире (купила обои, оклеила стены (кроме кухни)). В квартире заменила окна с деревянными рамами на стеклопакеты. Чеки в ОСЗН не представила. Отопительная система не заменена. Таким образом, семья Ронжиной В.А. условия социального контракта не выполнила. В части проведения косметического ремонта в квартире мероприятия выполнены. В отношении установки отопительной системы мероприятия социального контракта не выполнены.

Истцом ОСЗН в <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ ответчику Ронжиной В.А. было направлено письмо с просьбой сообщить об уважительных причинах неисполнения условий программы социальной адаптации от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку от ответчика ответ на обращение истца получен не был, ОСЗН в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за было вынесено требование о возврате ответчиком денежных средств в сумме 100000 руб. в связи с отсутствием уважительных причин невыполнения мероприятий программы социальной адаптации, требование направлено ответчику, но до настоящего времени не исполнено.

Впоследствии ОСЗН в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за было вновь вынесено требование о возврате денежных средств в сумме 100000 руб. в связи с отсутствием уважительных причин невыполнения мероприятий программы социальной адаптации, требование направлено ответчику Ронжиной В.А. и получено ею ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении, но до настоящего времени не исполнено.

После чего ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН в <адрес> принято решение о досрочном расторжении социального контракта с Ронжиной В.А., поскольку ответчиком условия программы не выполнены, доказательства уважительности причин невыполнения не представлены. Письменное извещение о принятом решении с указанием обстоятельств, послуживших основанием для расторжения социального контракта, направлено ответчику письмом от ДД.ММ.ГГГГ, врученным ей ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомлению о вручении.

В порядке подготовки к рассмотрению дела на ответчика Ронжину В.А. были возложены обязанности представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений по заявленному требованию, если таковые имеются; доказательства того, что ею в полном объеме выполнены мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, - установка системы отопления в квартире и проведение косметического ремонта либо данные мероприятия не выполнены по уважительным причинам; добровольный возврат ответчиком Ронжиной В.А. по требованию ОСЗН в <адрес> суммы государственной социальной помощи в размере 100000 рублей.

Ронжиной В.А. каких-либо допустимых доказательств выполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а именно, установки системы отопления в квартире либо невыполнения данного мероприятия по уважительным причинам, а также добровольного возврата по требованию ОСЗН в <адрес> суммы государственной социальной помощи в размере 100000 рублей не представлено.

Проведение косметического ремонта по оклейке стен обоями без установки системы отопления в квартире не может служить доказательством надлежащего исполнения условий социального контракта.

Доказательств того, что Ронжина В.А. не смогла выполнить условия социального контракта по уважительным причинам, ею не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ОСЗН в <адрес> о взыскании с Ронжиной В.А. в пользу ОСЗН в <адрес> суммы государственной социальной помощи в размере 100000 рублей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном размере, поскольку согласно требованиям законодательства социальный контракт расторгается досрочно в случае невыполнения заявителем программы социальной адаптации без уважительных причин, соответственно, после расторжения контракта ответчиком должны возвращены полученные им по контракту денежные средства в полном объеме.

Что касается требования истца о взыскании с ответчика уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 3500 руб., суд приходит к следующему.

Цена иска, указанная ОСЗН в <адрес>, составляет 100000 руб., исходя из данного требования, сумма госпошлины должна составлять 3200 руб., при этом истцом была уплачена государственная пошлина в размере 3500 руб., то есть переплата истцом государственной пошлины составляет: 3500 руб. - 3200 руб. = 300 руб.

В силу ст.93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Возврат государственной пошлины производится на основании норм ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подп.1 п.1 ст.333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

В соответствии с подп.1 п.1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина, уплаченная истцом согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3500 руб., частично подлежит возврату истцув размере 300 руб., поскольку лицо, обратившееся в суд с иском, уплатило государственную пошлину в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ «Государственная пошлина».

В соответствии с п.3 ст.333.40 НК РФ возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения Юкаменского районного суда УР, в котором рассматривалось дело, т.е. в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Поскольку исковые требования ОСЗН в <адрес> удовлетворены полностью, то государственную пошлину, которая подлежала уплате истцом при подаче иска в суд в размере 3200 руб., необходимо взыскать с ответчика Ронжиной В.А. в пользу истца ОСЗН в <адрес> в полном размере.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Отдела социальной защиты населения в <адрес> к Ронжиной В. А. о взыскании суммы государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты удовлетворить полностью.

Взыскать с Ронжиной В. А. в пользу Отдела социальной защиты населения в <адрес> сумму государственной социальной помощи в размере 100000 рублей и государственную пошлину в размере 3200 рублей, а всего 103200 (Сто три тысячи двести) рублей.

Возвратить Отделу социальной защиты населения в <адрес> из местного бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.В. Фефилова