НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Югорского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 05.12.2023 № 2А-743/2023

дело № 2а-743/2023

86RS0021-01-2023-000930-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Югорск 05 декабря 2023 года

Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н.,

при секретаре Харитоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-743/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного иска о взыскании задолженности по обязательным платежам, взыскании задолженности по обязательным платежам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – МИФНС России №10, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного иска о взыскании задолженности по обязательным платежам, взыскании задолженности по обязательным платежам.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является плательщиком налогов, присвоен ИНН . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя. В период осуществления предпринимательской деятельности являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности. Также являлся плательщиком транспортного налога. Однако обязанность по своевременной уплате налогов ФИО1 надлежаще не исполнял. В адрес административного ответчика направлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 656,87 руб. за 2021 год и пени 4,24 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2 529,55 руб., за 2021 год и пени 16,35 руб., налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 41,00 руб. и пени 0,19 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 360,00 руб. и пени 1,66 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 623,00 руб. и пени 5,81 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 1 080 руб. и пени 9,87 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 41,00 руб. и пени 0,04 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 360 руб. и пени 0,31 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 623,00 руб. и пени 5,81 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 1 080 руб. и пени 9,87 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 49,00 руб. и пени 0,38 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 371 руб. и пени 2,88 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 41,00 руб. и пени 0,04 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 360 руб. и пени 0,32 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога в размере 15 187,00 руб. и пени 68,34 руб. со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок налогоплательщиком требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов исполнено частично. К мировому судье налоговый орган не обращался в связи с пропуском срока на обращение, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. Просила признать причины пропуска срока уважительными, восстановить пропущенный срок для обращения в суд, взыскать с ФИО1 недоимку по налогам в общей в сумме 22 027,73 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы по ХМАО-Югре, административный ответчик ФИО1 не явились, извещены надлежаще, представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении в отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 направил в суд возражения, в которых просил в удовлетворении административного иска оказать в связи с пропуском налоговым органом срока для обращения в суд, уважительность причин пропуска срока административным истцом не доказана.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

В силу положений абзаца 2 пункта 2 и пункта 9 статьи 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (прекратившего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), производится в порядке, предусмотренном статьей 48 указанного Кодекса, которой установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, исчисляемый, по общему правилу, со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В то же время, согласно абзаца 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в ред. действующей в спорный период), заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000,00 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, в соответствии с которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000,00 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

При этом, абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000,00 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000,00 руб.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Судом установлено, что административный ответчик ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности. Также являлся плательщиком транспортного налога.

Из представленных административным истцом доказательств, следует, что ФИО1. своевременно обязанность по уплате исчисленных налогов не исполнил.

В адрес административного ответчика ФИО1 направлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 656,87 руб. за 2021 год и пени 4,24 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2 529,55 руб., за 2021 год и пени 16,35 руб., налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов ( в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 41,00 руб. и пени 0,19 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 360,00 руб. и пени 1,66 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 623,00 руб. и пени 5,81 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 1 080 руб. и пени 9,87 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 41,00 руб. и пени 0,04 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 360 руб. и пени 0,31 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 623,00 руб. и пени 5,81 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 1 080 руб. и пени 9,87 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 49,00 руб. и пени 0,38 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 371 руб. и пени 2,88 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере – 41,00 руб. и пени 0,04 руб., единого налога на вмененный доход для отдельных вдов деятельности в размере 360 руб. и пени 0,32 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога в размере 15 187,00 руб. и пени 68,34 руб. со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.

Обязательные платежи по требованиям уплачены административным ответчиком частично.

Остаток задолженности составляют: страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме 656,87 руб., пени по страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4,24 рубля; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в сумме 2 529,55 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16,35 руб.; по налогу, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) за 2020 год в сумме 668,08 руб., пени по налогу, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6,30 руб. за 2020 год; по единому налогу на вмененный доход для отдельных вдов деятельности за 2020 год в сумме 2 891 руб.; по транспортному налогу за 2020 год в размере 15 187 руб., пени по транспортному налогу начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по транспортному налогу за 2020 год; а всего общая сумма недоимки ФИО1 составляет 22 027,73 рублей.

Административным ответчиком наличие недоимки не оспаривается.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Пункт 3 ст. 69 НК РФ устанавливает, что требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ (в ред. действующей в спорный период) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Из разъяснений, содержащихся в абз. 1,3 п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

При таких обстоятельствах по правилам п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налогов подлежало направлению ФИО1 в течение трехмесячного срока со дня выявления недоимки, по каждому виду обязательного платежа.

Так, судом установлено, что требование об уплате направлено административному ответчику в пределах срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ.

При этом на дату направления первого из совокупности требования от ДД.ММ.ГГГГ общая задолженность ФИО1, по налогам, сборам, страховым взносам, пени составляла 302 662,09 рубля, что свидетельствует, что при расчете срока на обращение в суд не применяется правило абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, срок исчисляется по общему правилу, предусмотренному абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период).

При таких обстоятельствах, по правилам абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 48, ст. 6.1 НК РФ, срок для обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности по недоимке для административного истца истекал по требованию от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ; по требованию от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ) - ДД.ММ.ГГГГ; по требованию от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ; по требованию от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ)- ДД.ММ.ГГГГ; по требованию от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ) – ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из содержания административного иска с заявлением о взыскании задолженности с ФИО1 налоговый орган к мировому судье не обращался, в суд общей юрисдикции, учитывая наличие спора о праве, налоговый орган обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении шестимесячного срока, исчисляемого с момента исполнения требования, а всего пропуск срока от самого раннего требования, который истекал ДД.ММ.ГГГГ составил 1 г. 11 месяцев, от самого позднего требования составил 1 г. 6 месяцев.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 за пределами пресекательного шестимесячного срока, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), при этом административное исковое заявление не содержит ссылок на доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, соответственно ходатайство о восстановлении срока не может быть удовлетворено, а в удовлетворении требований административного истца по этой причине следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного иска о взыскании задолженности с налогоплательщика, взыскании задолженности по обязательным платежам – отказать.

Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2023 года.

Верно.

Председательствующий судья В.ФИО2

Секретарь суда ФИО6

Подлинный документ находится в деле № 2а-743/2023

ЮГОРСКОГО РАЙОННОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Югорского районного суда

__________________________В.ФИО2

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»_______________20 года

Секретарь суда __________________ ФИО6