НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл) от 22.09.2022 № 2А-4590/2022

Дело № 2а-4590/2022 (12RS0003-02-2022-004521-91)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 22 сентября 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ибрагимовой Ю.Р.,

при секретаре судебного заседания Ивановой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Бадьиной Ирине Владимировне о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл (далее – УФНС по <адрес> Эл) обратилось в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 23150 рублей 73 копеек.

В обоснование требований указано, что согласно сведениям, полученным УФНС по <адрес> Эл, в соответствующие налоговые периоды ФИО1 принадлежало на праве собственности транспортное средство: автобус, государственный регистрационный знак У553АК/12, марка/модель HYUNDAI AEROEXPRESS, VIN: <номер>, год выпуска 2000, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>. Налоговый орган исчислил в отношении транспортного средства налогоплательщика сумм налога за 2016 год по сроку уплаты <дата>. Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика уведомление от <дата> за 2016 год. В адрес налогоплательщика направлено требование об уплате суммы налога от <дата>. Частично сумма налога в размере 12349 рублей 27 копеек уплачена <дата>. В настоящее время за ФИО1 числится задолженность по транспортному налогу в размере 23150 рублей 73 копеек.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании административный иск просила удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что льготы, предоставленные инвалидам Законом Республики Марий Эл на административного ответчика не распространяются, поскольку она являлась собственником автобуса, а не легкового автомобиля.

Административный ответчик ФИО1 извещалась судом по адресу регистрации, судебная корреспонденция возвращалась в суд в связи с истечением срока хранения. Судебное разбирательство неоднократно откладывалось для надлежащего извещения ФИО1 В суд поступало ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на <дата> в связи с нахождением ФИО1 в <адрес> на приеме у лечащего врача, судебное заседание было отложено, на последующие судебные заседания административный ответчик не являлась, корреспонденцию не получала.

Суд считает возможным в соответствии с частью 5 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы настоящего дела, материалы административного дела <номер>а-385/2018, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В силу статьи 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно статье 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (пункт 1). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3 и пунктом 7 данной статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены названным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены данным Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются указанным Кодексом (пункт 3).

В соответствии с положениями статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно статье 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в соответствии с данным Кодексом. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться в том числе уплатой пеней.

Согласно статье 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, граждане (физические лица) являются налогоплательщиками, обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы - федеральные, региональные и местные, при этом региональные налоги и сборы могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на транспорт, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Республики Марий Эл <номер>-З от <дата> «О регулировании отношений в области налогов и сборов в <адрес> Эл».

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено приведенной статьей.

В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Статьей 363 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Главой 3 вышеуказанного Закона Республики Марий Эл «Транспортный налог» определены налоговые ставки, льготы, срок уплаты налога для организаций.

Согласно сведениям, полученным Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл, а также сведениям, представленным МВД по <адрес> Эл про запросу суда, в налоговый период 2016 год ФИО1 владела транспортным средством: автобусом, государственный регистрационный знак У553АК/12, марка/модель HYUNDAI AEROEXPRESS, VIN: <номер>, год выпуска 2000, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>.

Таким образом, ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку в указанные периоды являлась собственником указанного транспортного средства.

В связи с этим <дата> налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление <номер>, которым к уплате не позднее <дата> выставлен транспортный налог в размере 35500 рублей.

Факт направления налогового уведомления подтверждается списком почтовых отправлений.

Поскольку обязанность по уплате указанного налога не была исполнена ответчиком в установленный срок, налоговым органом начислены пени на сумму неуплаченного налога, в адрес ответчика направлено требование об уплате налога <номер> от <дата> со сроком уплаты <дата>.

ФИО1 указанное требование не исполнило, в связи с чем ИФНС по <адрес> обратилось к мировому судье судебного участка <номер> Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с нее образовавшейся недоимки, пени.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка <номер> Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от <дата> с ФИО1 взысканы в бюджет недоимка по транспортному налогу в размере 35500 рублей, пени в размере 174 рублей 54 копеек, пени за просрочку уплаты земельного налога в размере 3 копеек, а также госпошлины в размере 635 рублей 12 копеек.

Однако в связи с поступлением от ФИО1 возражений определением мирового судьи от <дата> пропущенный ФИО1 срок представления возражений относительно исполнения судебного приказа восстановлен, названный судебный приказ отменен.

<дата> Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл обратилась в суд с указанным иском.

В соответствии с представленными суду письменными доказательствами размер задолженности ФИО1 по транспортному налогу составил 23150 рублей 73 копейки.

Административный иск подан в рамках срока, предусмотренного статьей 48 НК РФ, задолженность согласно представленным административными истцом сведениям не погашена, она подлежит взысканию с административного ответчика в полном объеме.

При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании с ФИО1 указанной задолженности являются правомерными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 7 Закона Республики Марий Эл от <дата><номер>-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в <адрес> Эл» при исчислении транспортного налога применяется понижающий коэффициент 0,5 к ставкам транспортного налога, установленным статьей 5 данного Закона, по легковым автомобилям мощностью до 200 л.с. (включительно), мотоциклам и мотороллерам, зарегистрированным на инвалидов I и II групп, инвалидов с детства.

Данное положение закона на ФИО1 не распространяется, поскольку транспортный налог в данном случае исчислен и взыскивается с налогоплательщика – собственника транспортного средства: автобуса, не являющегося легковым автомобилем, мотоциклом или мотороллером.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ИНН 120700204809) задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 23150 рублей 73 копеек.

Распределение взысканных сумм по бюджетам разных уровней возложить на Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> Эл.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Ю.Р. Ибрагимова

Мотивированное решение

Составлено <дата>

Решение08.10.2022