НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл) от 20.02.2018 № 2А-585/18

дело № 2а-585/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Йошкар-Ола 20 февраля 2018 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Алимгуловой К.В.

при секретаре судебного заседания Кузнецовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени

УСТАНОВИЛ:

административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени. В обоснование требований указано следующее. Согласно сведениям, полученным Инспекцией Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле, ФИО1 в 2014 и 2015 году владел на праве собственности имуществом, в частности: транспортными средствами марки УАЗ 3163 PATRIOT, государственный регистрационный номер FORD ESCORT LASER, государственный регистрационный номер . Таким образом, на основании положений ч.2,3 ст.41, ст.362 Налогового Кодекса Российской Федерации, ФИО1 является плательщиком транспортного налога. Налоговой орган исчислил транспортный налог за 2014 год в размере 2 001 рубль, за 2015 год в размере 2 240 рублей. В адрес ФИО1 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было сообщено о необходимости уплатить исчисленную сумму налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Также налоговый орган выставил и направил в адрес ФИО1 требования об уплате налогов и пени от ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщик ФИО1 в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, не уплатил в бюджет сумму задолженности. В связи с пропуском срока на обращение в суд административный истец просит его восстановить.

Инспекция Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 001 рубль и пени в размере 192 рубля, задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 2 240 рублей и пени в размере 8 рублей 21 копейки, пени начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2010-2013 годы в сумме 81 рубль 57 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д.41) административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Просила восстановить пропущенный процессуальный срок, поскольку он был пропущен по уважительной причине. Представитель пояснила, Инспекция Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле обратилась к мировому судье судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа в пределах шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК Российской Федерации. Однако вся корреспонденция возвратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле без вручения адресату в связи с истечением срока хранения, по причине неявки адресата в отделение связи за получением заказной корреспонденции.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Судебное заседание неоднократно откладывалось, ответчику неоднократно направлялись судебные извещения по месту регистрации, однако корреспонденция возвращена за истечением срока хранения. Суд учитывает, что по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК Российской Федерации с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора). При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК Российской Федерации ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Иного места жительства, места работы ответчика судом не установлено.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч.1,2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу 52 НК Российской Федерации в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Следовательно, до дня получения налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, налогового уведомления по транспортному налогу у него не возникает обязанность по уплате этого налога.

В силу п. 3 ст. 46 НК Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд, при этом в качестве уважительной причины указано на направление мировому судье судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района заявления о выдаче судебного приказа в пределах установленного законом шестимесячного срока. Однако корреспонденция была возвращена в Инспекцию Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле по причине неявки адресата в отделение связи за получением заказной корреспонденции (л.д. 7,8,9-10).

Суд находит причину пропуска срока уважительной и считает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени с ФИО1.

В соответствии с ч.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч.1 ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации, исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч.1,3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Судом установлено, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности с 2000 года принадлежал автомобиль марки «FORD ESCORT LASER», государственный регистрационный номер , с 2014 года принадлежит автомобиль марки «УАЗ 3163 PATRIOT», государственный регистрационный номер (л.д. 12-14).

Из письменных материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено налоговое уведомление о необходимости не позднее 01 октября 2015 года уплатить транспортный налог в размере 2 001 рубль (л.д. 27). ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление о необходимости не позднее 1 декабря 2016 года уплатить транспортный налог в размере 2 240 рублей (л.д. 16)

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, Инспекцией Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле в адрес ФИО1 было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24)

Доказательств уплаты ФИО1 налогов в материалах дела не имеется.

В соответствии с представленными суду письменными доказательствами, размер пени по транспортному налогу за 2014 год составляет 192 рубля, размер пени по транспортному налогу за 2015 год составляет 8 рублей 21 копейку, пени на недоимку по транспортному налогу за 2010-2013 года в сумме 81 рубль 57 копеек. Суд с расчетом административного истца соглашается.

Поскольку в материалы дела не представлены доказательства уплаты взыскиваемой суммы задолженности по транспортному налогу, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом требований статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей. Основания для освобождения ФИО1 от уплаты государственной пошлины отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

восстановить Инспекции Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления к ФИО3 о взыскании задолженности по транспортному налогу.

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу бюджета муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола» задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2001 рубль и пени в размере 192 рубля, задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 2 240 рублей и пени в размере 8 рублей 21 копейку, пени начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2010-2013 год в размере 81 рубль 57 копеек.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> пользу бюджета муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: Алимгулова К.В.

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2018 года.