НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл) от 17.12.2020 № 12-875/20

Дело № 12-875/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 17 декабря 2020 года

ул.Баумана 91 А

Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Пигалина А.Л. на постановление Марийского Управления Федеральной антимонопольной службы России № 012/04/7.30-710/2020 от 08 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, которым

Пигалин А.Л., <иные данные> ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшегося,

привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ Пигалин А.Л. привлечен к административной ответственности и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно постановлению, в действиях Пигалина А.Л., как члена единой комиссии государственно бюджетного учреждения бюджетного учреждения РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» (далее - ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» усматриваются нарушения требований части 7 статьи 69 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), выразившегося в неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе на обучение по охране труда, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, Пигалин А.Л. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона №273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (часть 2 статьи 91 Закона №273-Ф3);

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона №273-ФЗ в Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение.

Согласно части 4 статьи 91 Закона №273-Ф3 в приложении к лицензии, являющейся ее неотъемлемой частью должны указываться: сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам обучения.

Из указанных положений следует, что оказание дополнительных образовательных услуг, является образовательной деятельностью и подлежит обязательному лицензированию.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Закона №273-Ф3).

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона об образовании, в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона об образовании, к основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы, переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об образовании, к дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Согласно части 2 статьи 76 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 Закона об образовании).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Закона об образовании).

Исходя их предмета закупки, а именно, оказание услуг по обучению по охране труда по программе повышения квалификации, является получением дополнительного профессионального образования. Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями в соответствии с части 3 статьи 32 Закона №273-Ф3 не предусматривается.

Аналогичная позиция отражена в письме Минобранауки России от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительном профессиональном образовании".

Т.е. ИП АВ не вправе оказывать услуги по дополнительным профессиональным программам.

По мнению Управления, поскольку индивидуальный предприниматель в соответствии с частью 2 Закона об образовании, вправе осуществлять образовательную деятельность непосредственно, без получения лицензии, ИП АВ неправомерно отклонена.

Позиция об оказании образовательных услуг непосредственно ИП АВ опровергается общедоступными данными.

Если воспользоваться информацией, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) будет видно, что ИП АВ с даты регистрации в качестве участника закупок (ДД.ММ.ГГГГ) до даты принятия решения Марийским УФАС России по делу (ДД.ММ.ГГГГ) за 104 рабочих дня приняла участие в более чем 3900 закупках на оказание образовательных услуг, при том, что, согласно её выписке ЕГРИП, на которую ссылается Управление, образовательная деятельность является дополнительным видом деятельности заявителя т.е. в среднем по 37 закупок в день. При этом круг преподаваемых дисциплин неограничен - по всем областям знаний.

Таким образом, утверждение об оказании образовательных программ ИП АВ лично, не более чем обман.

Согласно абзацу 3 статьи 217 ТК РФ организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Вывод антимонопольной службы, что неуказание иных лиц в приведенной норме является основанием, исключающим обязательную аккредитацию индивидуальных предпринимателей противоречит нормативно-правовым актам.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (статья 209 ТК РФ).

В соответствии со статьи 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Марийский УФАС России игнорирует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн и Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ, являющимися подзаконными актами, изданными на основе и во исполнение, в том числе и статья 217 ТК РФ. Они конкретизируют указанную норму, при этом соответствуют и в соответствии со статьей 5 ТК РФ не противоречат ей, являясь средством реализации закона.

В соответствии с подпунктом 3 Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн и пунктом 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн обучение работодателей и работников вопросам охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

Из содержания Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн следует, что аккредитацию на оказание услуг области охраны труда могут получить только организации. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок)

В соответствии с пунктом 1.2 порядка его исполнение является обязательным федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

Согласно пункту 2.3.2 порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности (2.3.6. Порядка).

Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:

-подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;

-подтверждения полномочий организации оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы,

-обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.

Считает, что именно с указанным выше связано, то что индивидуальные предприниматели не указаны в качестве обучающих по рассматриваемой дисциплине.

Поскольку обучение по охране труда руководителей и специалистов осуществляют только организациями, имеющими лицензию и штат преподавателей, а реализация дополнительных профессиональных программ не предусмотрена для индивидуальных предпринимателей, тем более осуществляющих такую деятельность лично, заявитель ввиду его статуса индивидуального предпринимателя не мог быть признан участником соответствующим требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а его заявка соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: документы и информацию документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

ИП АВ в составе второй части заявки не представила лицензию на образовательную деятельность и сведения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

Аукционная комиссия Заказчика на основании п. 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе рассмотрела вторую часть заявки ИП АВ и приняла решение о несоответствии данной заявки требованиям документации об аукционе.

Считает, что вывод Управления об обоснованности жалобы ИП АВ, строится на не полном выяснении обстоятельств дела и поэтому нарушает требования части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, составом административного правонарушения является отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу отсутствия события административного правонарушения, в действиях членов Единой комиссии ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Поскольку в судебное заседание Пигалин А.Л., надлежаще извещённый, не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

Исследовав материалы административного дела, дел .30-710/2020 УФАС по Республике Марий Эл, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ административным правонарушением является, в том числе, отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1,2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (при наличии таких требований), или копии этих документов.

Пунктом 3.8.13 Раздела II установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки «Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности, согласно пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которой образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Порядок реализации образовательных программ в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона № 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями в случаях, установленных настоящим Законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 1 статьи 91 Закона № 273-ФЗ, образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Закона № 273-ФЗ, соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм следует, что, в случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности- непосредственно, получение лицензии в силу пункта 2 статьи 91 Закона № 273-ФЗ не требуется.

В связи с этим, довод заявителя о том, что ИП АВ обучает лично, принять нельзя, поскольку участие в других аукционах и заключение с ИП АВ по итогам аукциона контракта, как с индивидуальным предпринимателем, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, и дальнейшее привлечение других лиц, необходима лицензия, в противном случае частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Наличие дополнительного требования в пункте 3.8.13 Раздела II «Уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в части «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда» или сведения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в части «обучение работодателей - и работников вопросам охраны труда» на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», в рассматриваемом случае, к индивидуальным предпринимателям отнести нельзя.

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, а также Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 №205н.

Согласно пункту 3 Приложения №1 указанного Приказа услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда входят в Перечень.

Однако, статьей 217 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязательная аккредитация только организаций. Какой-либо аккредитации для получения права?оказания услуг в области охраны труда для индивидуальных предпринимателей не предусмотрено.

Марийским УФАС России был направлен запрос в Министерстве образования и науки Республики Марий Эл (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

В ответе (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) на данный запрос Министерство образования и науки Республики Марий Эл указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения педагогических работников, лицензированию не подлежит.

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн утвержден Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых, необходима аккредитация, а также Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Однако в статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательная аккредитация только организаций. Какой-либо аккредитации для получения права оказания услуг в области охраны труда для индивидуальных предпринимателей не предусмотрено.

Таким образом, заявка ИП АВ неправомерно отклонена Единой комиссией в связи с непредставлением уведомления о внесении в реестр аккредитованных, организаций, оказывающих услуги в области труда, в части «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда» или сведений о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в части «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда».

Вместе с этим, согласно пункту 3.4 информационной карты аукционной документации ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрено. Требования к участникам установлены пунктом 3.8 Информационной карты.

Таким образом, аукционной документацией не установлено, что участниками аукциона могут быть только юридические лица.

При этом, заказчиком в составе документации не приложен перечень лиц, которые должны проходить обучение, поскольку согласно пункту 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

В силу пункта 2.3.6. обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

Вместе с этим, согласно Письма Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N АК-1261/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО" (вместе с "Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования"), (Вопрос 15), исходя из изложенного, обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда разрабатываются на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда и проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией.

Аналогичное имеется и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, программы по охране труда не являются образовательными программами, в связи с чем предъявление требования об аккредитации является не правомерным.

Таким образом, административный орган правомерно пришел к выводу о том, что заявка ИП АВ неправомерно отклонена Единой комиссией в связи с непредставлением лицензии на осуществление образовательной деятельности и аккредитации, в связи чем имеется нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) - физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом главного врача ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ в учреждении создана единая комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Приказом главного врача ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ, на период нетрудоспособности ЧЛВ, обязанности председателя единой комиссии, возложены на Пигалина А.Л.

В соответствии с листком нетрудоспособности, ЧЛБ освобождалась от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, Пигалин А.Л., являясь членом аукционной комиссии принял решение о признаний заявки (ИП АВ) несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается: решением Комиссии по контролю в сфере закупок по делу от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении, аукционной документацией и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в деянии должностного лица Пигалина А.Л. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи7.30 КоАП РФ, следовательно, УФАС России по РМЭ имелись основания для привлечения его к административной ответственности.

Изложенные в жалобе доводы, опровергаются вышеизложенным, и довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения принять нельзя, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Пигалина А.Л. по делу не усматривается.

Обсужден вопрос и о возможном признании малозначительности совершенного заявителем правонарушения.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Между тем, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Учитывая, что действия должностного лица посягают на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношении, направленных на обеспечение государственных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, важность, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства контрактной системы Российской Федерации, где запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере антимонопольного законодательства, в создании угрозы основам рыночных экономических отношений и развитию конкуренции, в пренебрежительном отношении к публичным правовым обязанностям, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, привлечение Пигалина А.Л. к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012/04/7.30-710/2020 от ДД.ММ.ГГГГ о признании Пигалина А.Л. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 5000 рублей оставить без изменения, жалобу Пигалина А.Л. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Р.Я. Сабирьянов