НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл) от 16.07.2020 № 2А-2409/20

дело №2а-2409/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

гор. Йошкар-Ола 16 июля 2020 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Алимгуловой К.В.,

при секретаре Шумиловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по гор.Йошкар-Оле к Торопову Юрию Александровичу о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, пени

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по гор.Йошкар-Оле обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Торопову Ю. А. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, пени. В обоснование исковых требований указано следующее. Торопов Ю.А. имеет в собственности следующие имущество:

- легковой автомобиль марки «МОСКВИЧ 412 ИЭ-028», государственный регистрационный знак VIN: ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

- легковой автомобиль марки «ВАЗ 2114 40», государственный регистрационный знак , VIN: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 560 кв.м., дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 870 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 1735,40 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Налоговый орган, руководствуясь положениями ч.2,3 ст.52, ст.362 НК Российской Федерации, а также положениями закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл», исчислил Торопову Ю.А. транспортный налог за 2016 год размере 2 849 рублей, транспортный налог за 2017 год в размере 1 168 рублей. Кроме этого, налоговый орган, исчислил Торопову Ю.А. земельный налог за 2017 год в размере 27 рублей. Налоговым органом было направлено требование о погашении задолженности, однако оно не было исполнено. В установленный срок Торопов Ю.А. налоги не уплатил, в связи с чем, на сумму недоимки по транспортному налогу и земельному налогу в порядке положений ст.75 НК Российской Федерации налоговым органом были исчислены пени в размере 400 рублей 54 копейки, из них: пени на сумму транспортного налога за 2015 год- 326 рублей 57 копеек, пени на сумму транспортного налога за 2016 год– 55 рублей 17 копеек, пени на сумму транспортного налога за 2017 год - 17 рублей 38 копеек, пени на сумму земельного налога за 2015 год - 1 рубль 02 копейки, пени на сумму земельного налога за 2017 год - 0 рублей 40 копеек. Руководствуясь ст. 67,70 НК Российской Федерации, налоговый орган выставил и направил Торопову Ю.А. требования об уплате сумм налога и пени, при этом установив срок уплаты. В установленный налоговым органом срок требование об уплате налога Торопов Ю.А. исполнено не было.

Инспекция Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле просит суд взыскать с Торопова Ю.А. в бюджет задолженность по транспортному налогу за 2016 года в размере 2 849 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2017 года – 1 168 рублей, пени за 2015 год в размере 326 рублей 57 копеек, пени за 2016 в размере 55 рублей 17 копеек, пени за 2017 год в размере 17 рублей 38 копеек; задолженность по земельному налогу за 2017 года в размере 27 рублей, пени за 2015 год в размере 1 рубль 02 копейки, пени за 2017 год 0 рублей 40 копеек; распределение взысканных сумм по бюджетам различных уровней возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы по гор.Йошкар-Оле.

В судебном заседании представитель административного истца Коновалова Г.В. исковые требования поддержала.

Административный ответчик Торопов Ю.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил следующее. Автомобиль марки «МОСКВИЧ 412 ИЭ-028», государственный регистрационный знак , VIN: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска числится в угоне с 1998 года. ДД.ММ.ГГГГ указанный автомобиль был снят с учета. Транспортный и земельный налог им оплачивались, о чем имеются соответствующие квитанции.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, материалы дела №2а-2769/2019 по заявлению ИФНС России по гор. Йошкар-Оле о вынесении судебного приказа, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.23 НК Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.45 НК Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч.1,2 ст.48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с п.2 ст. 52 НК Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с ч.1 ст.70 НК Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с абз.1 ст.356 НК Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз.1 ст.357 НК Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По смыслу п.1 ст.358 НК Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 361 НК Российской Федерации, предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.

В соответствии с ч.3 ст.363 НК Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Судом установлено, что Торопов Ю.А. имеет в собственности: легковой автомобиль марки «ВАЗ 2114 40», государственный регистрационный знак , VIN: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.

ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация утраты права собственности Торопова Ю.А. в отношении автомобиля марки «МОСКВИЧ 412 ИЭ-028», государственный регистрационный знак М351МС/12, VIN: ХТК412ИЭ0Р0360429, 1993 года выпуска (л.д. 46).

В соответствии с п.1. ст.363 НК Российской Федерации, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налоговый орган, руководствуясь положениями ч.2,3 ст.52, ст.362 НК Российской Федерации, а также положениями закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» исчислил Торопову Ю.А. транспортный налог за 2016 размере 2 849 рублей, транспортный налог за 2017 в размере 1 168 рублей.

Положения статьи 357 НК Российской Федерации связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо. Иных оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога, кроме снятия транспортного средства с регистрационного учета, угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу действующее налоговое законодательство не предусматривает.

Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 марта 2015 года № 541-О, установленная федеральным законодателем в главе 28 НК Российской Федерации взаимосвязь возникновения объекта налогообложения по транспортному налогу с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков. Данное законодательное регулирование призвано, в частности, исключить двойное налогообложение в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо.

В части 3 статьи 362 НК Российской Федерации предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Таким образом, налоговый орган правомерно исчислил Торопову А.Ю. транспортный налог за 2017 год (1 месяц) в отношении автомобиля марки «МОСКВИЧ 412 ИЭ-028», государственный регистрационный знак , VIN: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, поскольку обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Налоговый орган исчисляет транспортный налог на основании сведений, представленных Управлением ГИБДД.

Указанная правовая позиция конкретизирована Верховным судом Российской Федерации в определении от 17 февраля 2015 года по делу № 306-КГ14-5609. Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Из письменных материалов дела следует, что Торопову А.Ю, было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, с предложением уплатить налоги не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания налогового уведомления следует, что к оплате заявлен транспортный налог за 2015 год в отношении автомобиля марки «МОСКВИЧ 412 ИЭ-028», государственный регистрационный знак , VIN: ДД.ММ.ГГГГ года выпуска в размере 919 рублей, транспортный налог за 2015 год в отношении автомобиля марки «ВАЗ 2114 40», государственный регистрационный знак , VIN: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска в размере 1 012 рублей (л.д. 12).

Как было установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Торопов А.Ю. оплатил транспортный налог лишь в размере 1 012 рублей (л.д. 59-60).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Торопова А.Ю. было направлено налоговое уведомление , согласно которому Торопову А.Ю. было предложено в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ оплатить транспортный налог за 2014 и 2016 года в отношении автомобилей марки «МОСКВИЧ 412 ИЭ-028», государственный регистрационный знак , VIN: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска и марки «ВАЗ 2114 40», государственный регистрационный знак , VIN: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в общей размере 3 861 рубль (л.д.15). Как было установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Торопов А.Ю. произвел оплату налога в размере 1 012 рублей (л.д.58). При этом, как пояснил сам Торопов А.Ю. в судебном заседании, размер налога он определил самостоятельно.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Торопова А.Ю. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Торопову Ю.А. было предложено не позднее ДД.ММ.ГГГГ, произвести оплате транспортного налога за 2017 год: в отношении автомобиля марки «МОСКВИЧ 412 ИЭ-028», государственный регистрационный знак , VIN: ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в размере 156 рублей; в отношении автомобиля марки «ВАЗ 2114 40», государственный регистрационный знак , VIN: , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в размере 2 023 рубля (л.д.18). Как было установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Торопов А.Ю. произвел оплату налога в размере 1 168 рублей (л.д. 54-55).

Принимая во внимание собранные по делу доказательства, учитывая обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, суд приходит к выводу о том, что Инспекцией Федеральной налоговой службы России по гор. Йошкар-Оле обоснованно начислен Торопову Ю.А. транспортный налог за 2016, 2017 год.

Недоимка по транспортному налогу за 2016 год составляет 2 849 рублей, за 2017 год составляет 1168 рублей и подлежит взысканию с административного ответчика в бюджет.

В соответствии со ст.75 НК Российской Федерации, ответчику за неуплату в установленный налоговым законодательством срок транспортного налога начислены пени за 2015 год в размере 326 рублей 57 копеек, за 2016 год 55 рублей 17 копеек, за 2017 год в размере 17 рублей 38 копеек, которые признаются судом обоснованными и также подлежат взысканию с административного ответчика в бюджет. С расчетом пени суд соглашается.

В соответствии с ч.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Судом установлено, что административному ответчику Торопову Ю.А. на праве собственности принадлежит следующее имущество:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 560 кв.м., дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 870 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 1735,40 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Из письменных материалов дела следует, что на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, Торопову А.Ю. было предложено в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить земельный налог в размере 66 рублей: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. кадастровый , в размере 32 рубля, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 32 кадастровый , в размере 23 рубля, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере 11 рублей (л.д.12 )

Как установлено в судебном заседании, Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Торопову Ю.А. было направлено налоговое уведомление о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить земельный налог с физического лица в размере 98 рублей: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере 32 рубля, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , в размере 23 рубля, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере 11 рублей (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ Торопову Ю.А. было направлено налоговое уведомление о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить земельный налог в размере 34 рубля: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , в размере 23 рубля, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере 11 рублей (л.д.18).

Инспекцией Федеральной налоговой службы России по гор. Йошкар-Оле обоснованно начислен Торопову Ю.А. земельный налог за 2017 год.

Как было установлено в судебном заседании земельный налог за 2017 год уплачен Тороповым А.Ю. не в полном объеме (л.д. 56,57).

Недоимка по земельному налогу за 2017 год составляет 27 рублей и подлежит взысканию с административного ответчика в бюджет.

В соответствии с представленным расчетом, размер пени по земельному налогу с физических лиц за 2015 год составляет 1 рубль 02 копейки, размер пени по земельному налогу за 2017 год составляет 40 копеек. Суд с расчетом административного истца соглашается.

В адрес Торопова Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28) Инспекций Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле были направлены требования о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога и пени которые не были исполнены налогоплательщиком.

Доказательств уплаты Тороповым Ю.А. налогов в полном объеме в материалах дела не имеется. Факт неполной оплаты налогов административный ответчик Торопов А.Ю. в судебном заседании не отрицал.

Поскольку в материалы дела не представлены доказательства уплаты взыскиваемой суммы задолженности по транспортному налогу и земельному налогу, пеней требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Распределение взысканных сумм по бюджетам различных уровней необходимо возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы по гор. Йошкар-Оле.

На основании ст.114 КАС Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в местный бюджет. Основания для освобождения Торопова Ю.А. от уплаты государственной пошлины отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по гор.Йошкар-Оле удовлетворить.

Взыскать с Торопова Юрия Александровича в бюджет:

задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 849 рублей, пени в размере 55 рублей 17 копеек;

задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 168 рублей, пени в размере 17 рублей 38 копеек;

пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 326 рублей 57 копеек;

задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 27 рублей, пени в размере 40 копеек;

пени по земельному налогу за 2015 год в размере 1 рубль 02 копейки.

Распределение взысканных сумм по бюджетам различных уровней возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы по гор.Йошкар-Оле.

Взыскать с Торопова Юрия Александровича государственную пошлину в размере 400 рублей в местный бюджет.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: Алимгулова К.В.

Мотивированное решение составлено 23 июля 2020 года.