Дело № 2-5084/2018
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 12 декабря 2018 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Митьковой М.В.,
при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанаева Д.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле о признании незаконным решения, возложении обязанности принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени,
УСТАНОВИЛ:
Казанаев Д.А. обратился в суд с иском, указанным выше, с учетом уточнений просил признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ от 14 декабря 2016 года №, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ принять решение о возврате ему излишне уплаченных страховых взносы и пени в размере 100831 рубль 07 копеек, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что до 15 июня 2015 года он осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, применяя общую систему налогообложения. 26 октября 2015 года им получено требование от пенсионного органа об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за 2014-2015 годы в общем размере 100831 рубль 07 копеек, которая им была оплачена надлежащим образом. 09 декабря 2016 года истец обратился с претензией к ответчику о возврате переплаченной суммы. 14 декабря 2016 года ответчиком отказано в возврате денежных средств ввиду отсутствия оснований. Полагает данный отказ незаконным, противоречащим определению Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 года № 27-П.
В судебном заседании истец Казанаев Д.А. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным выше.
Представитель истца по доверенности Султанаев М.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, указав, что решение пенсионного органа подлежит направлению для исполнения в соответствующий налоговый орган, доводы ответчика о применении срока исковой давности не применимы, поскольку срок исковой давности начинает исчисляться с момента, когда истцу стало известно о его нарушенном праве – 09 декабря 2016 года, требование заявлено в пределах срока исковой давности.
Представитель ответчика ГУ -Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, представлен отзыв на иск, согласно которому просил в удовлетворении иска отказать, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.
Представитель третьего лица ИФНС России по г. Йошкар-Оле, извещенный судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представлен отзыв на иск, согласно которому полагает начисление страховых взносов Казанаеву Д.А. за 2014-2015 годы правомерным.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Казанаев Д.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с 24 декабря 2009 года по 16 июня 2015 года и находился на общей системе налогообложения.
С 15 июня 2015 года Казанаев Д.А. снят с учета в качестве плательщика в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту его жительства в связи с прекращением предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> направило требование ФИО1 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам за 2014-2015 годы, которое Казанаевым Д.А. было исполнено 26 ноября 2015 года.
09 декабря 2016 года Казанаев ДЛ.А. обратился в ГУ УПФР по г. Йошкар-Оле с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика без учета понесенных расходов в общем размере 100831 рубль 07 копеек.
Согласно уведомлению ГУ УПФР по г. Йошкар-Оле от 14 декабря 2016 года № принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов по требованию от 26 октября 2015 года.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавший в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой являются плательщиками страховых взносов (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Часть 1.1 указанной статьи устанавливает, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 12-ФЗ).
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
В соответствии с Федеральным законом от 02 декабря 2013 года № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года составлял 5554 рубля.
В силу ст. 1 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 408-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года составлял 5965 рублей в месяц.
В силу п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 настоящей части.
С учетом МРОТ на 01 января 2014 года в размере 5554 рубля минимальный фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на 2014 год составил 17328,48 руб. (5554 руб. x 26% x 12).
С учетом МРОТ на 01 января 2015 года в размере 5965 рублей минимальный фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на 2015 год составил 18610,80 руб.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 27-П взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно налоговым декларациям по налогу на доходы физических лиц за 2014 - 2015 годы доход Казанаева Д.А. составил: в 2014 году - 8389145 руб. 89 коп., сумма фактически произведенных расходов - 8171485 руб. 17 коп.; в 2015 году – 7065114 руб. 14 коп., сумма фактически произведенных расходов, - 1636864 руб. 62 коп.
Судом установлено, что Управлением за 2014 - 2015 годы Казанаеву Д.А. произведен расчет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию с величины дохода плательщика, превышающего 300000 рублей, на основании сведений, полученных из налоговых органов: за 2014 год - в сумме 80891 руб. 46 коп. (8389145,89 – 300000) x 1%); за 2015 год - в сумме 14051 руб. 14 коп. (1705114,14 – 300000) x 1%). А также рассчитаны пени с недоимки за 2014 год в размере 5316 руб. 59 коп., за 2015 год – в размере 571 руб. 88 копеек.
Страховые взносы в виде фиксированного размера, установленного пунктом 1 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ уплачены Казанаевым Д.А. за 2014 год – 10 декабря 2014 года в сумме 17328 руб. 48 коп., за 2015 год – 09 июня 2015 года и 19 июня 2015 года в общей сумме 8581 руб. 65 коп.
По требованию от 26 октября 2015 года Казаневым Д.А. также произведена доплата страховых взносов и пени за 2014 год в размере 86208 рублей 05 копеек, за 2015 год – в размере 14623 рубля 02 копейки.
Таким образом, за 2014 - 2015 годы оплата Казанаевым Д.А. страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию была произведена с величины его дохода, не уменьшенного на величину фактически произведенных им расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета, то есть без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П.
С учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 27-П сумма подлежащих уплате заявителем страховых взносов составляет за 2014 год - 17328 руб. 48 коп., за 2015 год - 8581 руб. 65 коп.
Определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов за 2014-2015 годы в завышенном размере и излишнему их взысканию в общей сумме 100831 рубль 07 копеек.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Пенсионного фонда об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов не имеет законного обоснования и нарушает права истца, что является основанием для признания указанного решения незаконным.
Доводы ответчика о том, что обязательства по уплате страховых взносов индивидуальным предпринимателями исходя из размеров доходов за минусов расходов формируются с момента вступления в законную силу постановления Конституционного суда РФ, то есть с 02 декабря 2016 года, судом отклоняются, поскольку Постановление № 27-П подлежит применению к правоотношениям, возникшим до момента его принятия и опубликования, так как оно не признает оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, а устанавливает их конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования.
С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что за период 2014 - 2015 годы Казанаевым Д.А. уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в большем размере, чем это установлено пунктом 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Доказательств наличия у истца обязанности уплатить за 2014 и 2015 годы страховые взносы в суммах, указанных в заявлении, Пенсионный фонд в материалы дела не представил.
Следовательно, оснований для оставления без удовлетворения требований Казанаева Д.А. о возврате излишне уплаченных страховых взносов у Пенсионного фонда не имелось.
Доводы ответчика о пропуске истцом трехлетнего срока на подачу в суд искового заявления о возврате спорной суммы страховых взносов судом отклоняются, поскольку в силу ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку, как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании, о нарушенном праве истцу стало известно 09 декабря 2016 года из письма об отказе в возврате выплаченных денежных сумм, с указанного момента начинает течь срок исковой давности, срок для обращения за защитой нарушенного права истцом не пропущен.
Доводы ответчика, что уплаченные Казанаевым Д.А. суммы страховых взносов за 2014 и 2015 годы, заявленные к возврату, учтены на его лицевом счете, что с учетом пункта 22 статьи 26 Закона № 212-ФЗ является препятствием к осуществлению их возврата, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку из смысла положений пункта 22 статьи 26 Закона № 212-ФЗ, а также положений статей 1, 11, 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования» ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных в отношении физических лиц, являющихся работниками предпринимателя.
В данном случае переплата возникла в связи с уплатой страховых взносов предпринимателем как плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, то есть лицом, не производящим выплат иным лицам.
В силу ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов пенсионный орган направляет его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ).
Следовательно, заявитель с заявлением о возврате сумм страховых взносов обратился к уполномоченному лицу.
С учетом изложенного, исковые требования Казанаева Д.А. о возложении на ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле РМЭ обязанности принять решение о возврате ему излишне уплаченных страховых взносов и пени за 2014-2015 годы в сумме 100831 рубль 07 копеек с последующим направлением в соответствующий налоговый орган подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение ГУ–Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ от 14 декабря 2016 года №.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле РМЭ принять решение о возврате Казанаеву Д.А. излишне уплаченных страховых взносов и пени за 2014-2015 годы в сумме 100831 рубль 07 копеек и направить его на исполнение в Инспекцию ФНС по г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл.
Взыскать с ГУ –Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ в пользу Казанаева Д.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.В. Митькова
Мотивированное решение
составлено 17.12.2018 года.