НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл) от 10.08.2023 № 2А-4013/2023

Дело № 2а-4013/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 10 августа 2023 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Гуреевой К.С.,

при секретаре судебного заседания Столяровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к МВД по Республике Марий Эл о признании решения ЦЖБК МВД по РМЭ незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Казанцев М.А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Марий Эл, в котором просит признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл от 27.03.2023, оформленное протоколом №7, в части исключения из состава семьи Казанцева М.А., принятого на учет на получение единовременной социальной выплаты, его сына-Казанцева Н.М., обязать внести изменения и включить в состав семьи Казанцева М.А. его сына Казанцева Н.М.

В обоснование заявленных требований указано, что решением центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл (далее - ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл) от 27.03.2023 (протокол №7) Казанцев М.А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3-х человек (он, супруга Казанцева Е.В., дочь Казанцева А.М., <дата> г.р., студент ФГБОУ ВО «ПГТУ» по очной форме обучения. При принятии указанного решения из состава семьи был исключен сын Казанцев Н.М., <дата> г.р., на основании ч.2 ст.1 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С указанным решением административный истец не согласен, ссылаясь на пп.4 ч.2 ст.1 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, согласно которому, как полагает истец, ставшие совершеннолетними дети сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, находившиеся ранее на полном содержании данного сотрудника и получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию (т.е. будучи несовершеннолетними детьми данного сотрудника), должны быть признаны членами его семьи в целях реализации прав, в том числе права на получение единовременного пособия. Казанцев М.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен на соответствующий учет по месту службы со 02.03.1995 с составом семьи 4 человека: Казанцев М.А., супруга Казанцева Е.В., в последующем после рождения детей в состав семьи включены сын-Казанцев Н.М., дочь-Казанцева А.М. С момента постановки на учет и по настоящее время вся семья проживает совместно по адресу: <адрес>

Административный истец Казанцев М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Добровольская Т.М., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что для сотрудников органов внутренних дел, уволенных до 2005 года, есть две формы обеспечения жильем: получение жилого помещения и получение единовременной социальной выплаты по Федеральному закону от 19.07.2011 № 247-ФЗ. Считает, что оба порядка обеспечения жильем не должны противоречить друг другу. В первую очередь необходимо руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ, предусматривающего, что к членам семьи собственника относятся все совместно проживающие с ним члены семьи: супруг, родители, дети, независимо от того достигли они определенного возраста или нет. Сын Казанцев Н.М. должен быть включен в состав семьи Казанцева М.А. для последующего обеспечения единовременной социальной выплатой.

Представитель административного ответчика Александров А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, дал пояснения согласно отзыву на исковое заявление. Получение единовременной социальной выплаты регулируется специальным законодательством. В п.3 ч.2 ст.1 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ установлено, до какого момента дети сотрудников органов внутренних дел относятся к членам семьи сотрудника как действующего, так и уволенного со службы в органах внутренних дел, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона. На момент подачи Казанцевым М.А. заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты старший сын Казанцев Н.М. достиг 23 лет, проходил службу в органах внутренних дел, на иждивении не состоит.

Заинтересованные лица Казанцева Е.В., Казанцев Н.М., Казанцева А.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.150 КАС РФ.

Изучив материалы дела, учетные дела Казанцева М.А., выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Выписка из протокола заседания ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 27.03.2023 №7 направлена Казанцеву М.А. 06.04.2023.

Таким образом, установленный законом срок для обращения с административным иском в суд административным истцом не пропущен.

Как следует из материалов дела, Казанцев М.А. проходил службу в органах внутренних дел до 17.05.2004. Стаж службы на 17.05.2004 составляет 17 лет 01 месяц 08 дней.

Единовременная социальная выплата по прежним местам службы Казанцеву М.А. не предоставлялась.

14.02.2023 Казанцев М.А. обратился к министру внутренних дел по Республике Марий Эл с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с семьей в составе 4-х человек: он, супруга Казанцева Е.В., сын Казанцев Н.М., <дата> г.р., дочь Казанцева А.М., <дата> г.р., студент <данные изъяты> по очной форме обучения, дата окончания <дата>.

С 23.03.2000 по настоящее время Казанцев М.А. зарегистрирован по месту жительства с супругой Казанцевой Е.В., сыном Казанцевым Н.М. и дочерью Казанцевой А.М. в жилом помещении общей площадью 49,2 кв.м, расположенном по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, принадлежащем на праве собственности Казанцеву М.А.

Иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма либо принадлежащих на праве собственности Казанцев М.А. и члены его семьи не имеют.

На учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы состоит в МО МВД России «Советский» со 02.03.1995.

Решением ЦЖБК МВД по РМЭ от 27.03.2023 (протокол №7) Казанцев М.А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3-х человек (он, супруга Казанцева Е.В.-не сотрудник, дочь Казанцева А.М., <дата>, студент <данные изъяты> по очной форме обучения, дата окончания <дата>.

С данным решением Казанцев М.А. не согласен, считает его незаконным, поскольку, по мнению административного истца, из состава членов его семьи исключен сын Казанцев Н.М., <дата> г.р.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ) предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1 - 7 названной нормы, в частности если сотрудник органов внутренних дел является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ).

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие этого Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ).

Таким образом, согласно приведенным нормативным положениям отношения, связанные с обеспечением сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, а также сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, жилыми помещениями в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ, определяющим также круг лиц, относящихся к членам семьи сотрудника, на которых распространяется действие данного Федерального закона, и учитываемых при решении вопроса о предоставлении сотруднику единовременной социальной выплаты.

При этом, по смыслу приведенных положений Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, члены семьи сотрудника органов внутренних дел и лица, находящиеся (находившиеся) на его иждивении, являются различными категориями лиц, на которых распространяются нормы названного закона.

Круг лиц, относящихся к нетрудоспособным членам семьи сотрудника органов внутренних дел, определен, в статье 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому нетрудоспособными членами семьи считаются а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет, а обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, службу в войска национальной гвардии Российской Федерации или службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста, а также дети, братья, сестры и внуки, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания лиц находившимися на иждивении сотрудника органов внутренних дел в целях получения предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица (члена семьи сотрудника органов внутренних дел); получения от сотрудника органов внутренних дел содержания как постоянного и основного источника средств к существованию. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица находящимся на иждивении сотрудника органов внутренних дел.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Казанцев Н.М., <дата> г.р., на момент подачи его отцом Казанцевым М.А. заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения-14.02.2023 являлся трудоспособным лицом, достигшим 23 лет.

Согласно справке МВД по Республике Марий Эл от 20.07.2023 Казанцев Н.М., <дата> г.р. состоит на службе в органах внутренних дел по Республике Марий Эл с 23.11.2020 по настоящее время.

Проживание Казанцева Н.М. в одном жилом помещении с отцом Казанцевым М.А. с учетом приведенных положений закона о понятии нахождения лица на иждивении не свидетельствует о наличии оснований для признания Казанцева Н.М. находящимся на иждивении истца Казанцева М.А.

Таким образом, Казанцев Н.М. не может быть признан лицом, находящимся на иждивении Казанцева М.А., так как является трудоспособным лицом, достигшим 23 лет, имеющим постоянный источник дохода, поскольку проходит службу в органах внутренних дел.

Также Казанцев Н.М. не относится к категории лиц, указанных в п.3 ч.2 ст.1 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения).

Доводы административного истца о том, что сын административного истца Казанцев Н.М. проживает совместно с Казанцевым М.А., поэтому является членом его семьи, нельзя признать основанными на законе, поскольку наличие совместного проживания и ведения общего хозяйства не влечет правовых последствий для признания Казанцева Н.М. членом семьи Казанцева М.А. применительно к положениям Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, регулирующим отношения по предоставлению сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты.

Круг лиц, относящихся к членам семьи Казанцева М.А. на момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотруднику органов внутренних дел должен определяться в соответствии с нормами части 2 статьи 1, части 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, а не положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Такое правовое регулирование, направленное на повышение уровня социальной защиты отдельных категорий граждан (сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти), не может расцениваться как нарушающее конституционные права административного истца либо его сына, поскольку они не лишены возможности реализовать свое право на жилище, гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации, в общем порядке на основании норм жилищного законодательства.

Более того согласно представленному учетному делу Казанцев М.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 02.03.1995 в МО МВД России «Советский».

Таким образом, довод административного истца о наличии у Казанцева М.А. права на принятие на учет на получение единовременной социальной выплаты с учетом сына Казанцева Н.М. и возложении на МВД по Республике Марий Эл обязанности внести изменения и включить в состав семьи Казанцева М.А. его сына Казанцева Н.М. не основан на подлежащих применению к спорным отношениям нормах закона.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа указанной нормы права следует, что для признания незаконными действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Необходимая совокупность условий, предусмотренных ч.2 ст.227 КАС РФ, для признания незаконным решения ЦЖБК МВД по Республики Марий Эл от 27.03.2023, оформленного протоколом №7, по настоящему делу судом не установлена.

В связи с изложенным, требования административного истца о признании незаконным решения ЦЖБК МВД по Республики Марий Эл от 27.03.2023, оформленного протоколом №7, возложении обязанности устранить допущенные нарушения в виде возложения обязанности внести изменения и включить в состав семьи Казанцева М.А. сына Казанцева Н.М. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к МВД по Республике Марий Эл о признании незаконным решения ЦЖБК МВД по Республики Марий Эл от 27.03.2023, оформленного протоколом №7, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.С. Гуреева

Мотивированное решение составлено 16 августа 2023 года