Дело № 2а-2280/2018РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 5 июня 2018 г.
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Володиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Азимовой Э.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Марий Эл к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Марий Эл (далее – МИФНС №1) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 3 986 руб., пени в размере 11 руб. 77 коп., просит восстановить пропущенный срок для подачи искового заявления.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество, так как в ее собственности объект недвижимого имущества по адресу: <данные изъяты>. Требование об уплате суммы налога оставлено без исполнения. Административный истец просит восстановить срок для подачи настоящего иска, признав уважительной причину пропуска срока подачи заявления в суд – недостаточность ресурсов на реализацию процедуры взыскания налогов.
Представитель административного истца, извещенный о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом по известному суду адресу.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика на основании ст.150 КАС РФ, ст.165.1 ГК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ч.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Судом установлено, что ФИО1 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Недоимка по налогу на имущество за 2015 год составила 3986 руб.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ ответчику за неуплату в установленный налоговым законодательством срок земельного налога начислены пени в размере 11 руб. 77 коп.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
В соответствии со статьей 401 НК РФ объекты недвижимого имущества признаются объектом налогообложения. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (пункт 1 статьи 402 НК РФ).
Как следует из материалов дела, ответчик являлся собственником недвижимого имущества <данные изъяты>. Положения налогового законодательства связывают возникновение и прекращение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения или прекращения права собственности на него.
Недоимка по налогу за 2015 года составила 3 986 руб. В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ истцом ответчику начислены пени в размере 11 руб. 77 коп.
Требование об уплате налога и пени выставлено ответчику по состоянию на 13 декабря 2016 года № со сроком уплаты до 02.02.2017. Требование об уплате административным ответчиком в установленные сроки также не исполнено.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд сзаявлениемо взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных втребованииоб уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается всуд общей юрисдикцииналоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечениясрока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд, при этом в качестве уважительной причины указано недостаточность ресурсов на реализацию процедуры взыскания налогов
В силу п. 3 ст. 46 НК РФ решениео взыскании принимается после истечения срока, установленного втребовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд сзаявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечениясрока исполнениятребования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может бытьвосстановленсудом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шестиднейпосле вынесения указанного решения.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 7 НК РФ) судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок.
На основании вышеизложенного, конкретных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что указанная административным истцом причина пропуска срока на подачу иска о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени как отсутствие в МИФНС №1 недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания налогов, не является уважительной и не освобождает налоговый орган от обязанности соблюдать сроки подачи соответствующего иска, у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
При данных обстоятельствах основания для восстановления срока для принудительного взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на имущество за 2015 год, а также взыскании пени, которые исчислены на сумму данной недоимки, отсутствуют.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Таким образом, несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Марий Эл к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья О.В. Володина
Мотивированное решение составлено 9 июня 2018 г.