Дело № 2а-2190/2018РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 05 июня 2018 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Марий Эл к Распопину Сергею Львовичу о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Марий Эл (далее – МИФНС №1) обратилась в суд с административным иском к Распопину С.Л. о взыскании недоимки по земельному налогу в размере 248 руб., пени в размере 6 руб. 71 коп., по налогу на имущество физических лиц в размере 5560 руб., пени в размере 140 руб. 17 коп., просит восстановить пропущенный срок для подачи искового заявления.
В обоснование иска указано, что Распопин С.Л. является плательщиком земельного налога, налога на имущество, так как в его собственности в ДД.ММ.ГГГГ находились земельные участки с кадастровыми номерами №, №, расположенные по адерсу: <адрес>, объект незавершенного строительства, расположенный на указанных земельных участках, а также квартира по адресу: <адрес>. Требование об уплате суммы налога оставлено без исполнения. Административный истец просит восстановить срок для подачи настоящего иска, признав уважительной причину пропуска срока подачи заявления в суд – недостаточность ресурсов на реализацию процедуры взыскания налогов.
Представитель административного истца, извещенный о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Распопин С.Л. в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом по известному суду адресу.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика на основании ст.150 КАС РФ, ст.165.1 ГК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ч.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу ч.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Судом установлено, что Распопин С.Л. в ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенные по адресу: <адрес> и соответственно плательщиком земельного налога, право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Недоимка по земельному налогу составила 248 руб. за ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ ответчику за неуплату в установленный налоговым законодательством срок земельного налога начислены пени в размере 6 руб. 71 коп.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
В соответствии со статьей 401 НК РФ квартира признается объектом налогообложения. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (пункт 1 статьи 402 НК РФ).
Как следует из материалов дела, ответчик являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> и объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, право на объекты зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Положения налогового законодательства связывают возникновение и прекращение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения или прекращения права собственности на него.
Поскольку право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 2 статьи 8.1, статья 131 ГК РФ), Распопин С.Л. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц в ДД.ММ.ГГГГ
Недоимка по налогу составила 5560 руб. В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ истцом ответчику начислены пени в размере 140 руб. 17 коп.
Требование об уплате налога и пени выставлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ Требование об уплате административным ответчиком в установленные сроки также не исполнено.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд сзаявлениемо взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных втребованииоб уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается всуд общей юрисдикцииналоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечениясрока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд, при этом в качестве уважительной причины указано недостаточность ресурсов на реализацию процедуры взыскания налогов
В силу п. 3 ст. 46 НК РФ решениео взыскании принимается после истечения срока, установленного втребовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд сзаявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечениясрока исполнениятребования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может бытьвосстановленсудом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шестиднейпосле вынесения указанного решения.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 7 НК РФ) судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок.
На основании вышеизложенного, конкретных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что указанная административным истцом причина пропуска срока на подачу иска о взыскании с Распопина С.Л. недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени как отсутствие в МИФНС №1 недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания налогов, не является уважительной и не освобождает налоговый орган от обязанности соблюдать сроки подачи соответствующего иска, у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении требований к Распопину С.Л. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Марий Эл к Распопину Сергею Львовичу о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Т.Ю. Нечаева