НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл) от 03.02.2021 № 12-1053/20

Дело № 12-71/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 03 февраля 2021 года

ул. Баумана 91 А

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием защитника Аракеляна Ф.Х. – Тимошкиной П.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Аракелян Ф.Х, на постановление о назначении административного наказания № от 25 ноября 2020 года заместителя начальника ИФНС по г. Йошкар-Оле ФИО4, которым

Аракелян Ф. (данные паспорта гражданина Казахстана на день совершения правонарушения), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, работающий директором ООО «Тиса», ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшийся,

привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания № от 25 ноября 2020 года директор ООО «ТИСА» Аракелян Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Аракелян Ф.Х. обратился с жалобой в Йошкар-Олинский суд жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Действия ООО «ТИСА» по выплате заработной платы хотя и являются валютной операцией, но не противоречат Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» и регулируются также положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанности работодателя выплатить заработную плату работнику. Поскольку федеральным законом не установлена обязанность физического лица – нерезидента открывать банковские счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента (работники с заявлением о перечислении зарплаты на расчет к работодателю не обращались) и в отношении рассматриваемой валютной операции законом прямо не предусмотрены ограничения, то выплата ООО «ТИСА» его иностранным работникам заработной платы во исполнение требований ТК РФ наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству им не образует в отношении директора ООО «ТИСА» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Вывод административного органа об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ является несостоятельным. В действиях Аракеляна Ф.Х. не усматривается пренебрежительного отношения к исполнению законодательства Российской Федерации. Директор ООО «ТИСА» добросовестно произвел выплату заработной платы, руководствуясь императивными требованиями трудового законодательства о соблюдении государственных гарантий по оплате труда работников. В настоящее время Аракеляном Ф.Х. предприняты меры по открытию банковского счета для перечисления заработной платы иностранным работникам, которая выплачивается в безналичной форме. ООО «ТИСА» внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поскольку в судебное заседание Аракелян Ф.Х. и защитник Тимошкина П.М, надлежаще извещенные, не явились, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.

Исследовав материалы административного дела, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно паспорту гражданина Казахстан, заявитель является Аракеляном Ф..

В соответствии с ответом Управления по вопросам миграции МВД России по <адрес> Эл на запрос судьи, Аракелян Ф.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ разрешено постоянное проживание на территории Российской Федерации и выдан вид на жительство иностранного гражданина. Является гражданином Российской Федерации с даты принесения присяги гражданина Российской Федерации – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно доверенности удостоверенной нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, Аракеляну Ф.Х., ДД.ММ.ГГГГ выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), данный федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

К валютным операциям положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Исходя из пункта 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Гражданин Армении: ФИО2, находился на территории Российской Федерации с сроком временного пребывания.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «ТИСА» создано в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и является резидентом.

Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции действовавшей на день совершения правонарушения) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

На основании поручения заместителя начальника ИФНС по г. Йошкар-Оле от 07 ноября 2019 года, проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства ООО «ТИСА» за период с 01 апреля 2019 года по 30 сентября 2019 года, о чем был составлен АКТ и справка от 12 ноября 2019 года, о проведенной проверке.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в результате документарной проверки, ООО «ТИСА», расположенного по адресу: <адрес> по выполнению резидентом обязанности по расчетам с нерезидентами при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках за период с 01 апреля 2019 года по 30 сентября 2019 года, установлено, что ООО «ТИСА» в лице директора Аракелян Ф. заключило трудовой договор с гражданином Армении ФИО2, иностранный паспорт № , выдан 17 ноября 2017 года органом 040. Срок действия трудового договора с 07 мая 2019 года на неопределенный срок. Приказ о приеме на работу от 07 мая 2019 года.

По платежной ведомости от 16.09.2019г. к расходному кассовому ордеру от 16 сентября 2019 года ООО «ТИСА» выплачена заработная плата гражданину Армении ФИО2 в сумме 2080 рублей 58 копеек.

В силу подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ ООО «ТИСА» участвует в валютных операциях в качестве резидента, вышеуказанный гражданин Армении в силу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ - в качестве нерезидента.

ООО «ТИСА», являющееся резидентом, 16 сентября 2019 года совершило операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию на сумму 2080 рублей 58 копеек.

Выплата юридическим лицом-резидентом - ООО «ТИСА» физическому лицу, нерезиденту — наличной валюты Российской Федерации в сумме 2080 рублей 58 копеек являются незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением требований первоначально с 01 апреля 2019 года возлагался на главного бухгалтера ФИО6, с которой 31 июля 2019 года трудовой договор прекращен (Приказ ООО «ТИСА» от 31 июля 2019 года).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Согласно приказа ООО «ТИСА» с 04 марта 2019 года Аракелян Ф.Х. является директором.

Расходный кассовый ордер от от 16 сентября 2019 года ООО «ТИСА» и платежная ведомость по выплате заработной платы подписан, в том числе, директором Аракеляном Ф.Х.

Таким образом, Аракелян Ф.Х директор ООО «ТИСА» 16 сентября 2019 года по месту нахождения ООО «ТИСА»: <адрес>, совершил операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершил валютную операцию на общую сумму 2080 рублей 58 копеек.

Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Аракеляна Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, установлена.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.

Вывод о доказанности вины Аракеляна Ф. основаны собранными вышеисследованными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, возможность осуществления валютной операции по выдаче в пользу физических лиц - нерезидентов наличной валюты Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банка Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит. Работодатель обязан выплачивать заработную плату работнику исключительно в безналичной форме, через банковские счета в уполномоченных банках, со счета открытого в уполномоченном банке.

Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения принять нельзя, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ФИО1 по делу, не усматривается.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку правонарушение совершено в сфере общественных отношений определяющих обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства.

Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, направлениями которой являются, в том числе преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой (пункты 55, 58, 59, 62). В этой связи оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, а так же при наличии несовершеннолетнего и малолетнего детей, привлечение Аракеляна Ф. к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление о назначении административного наказания от 25 ноября 2020 года, которым директор ООО «ТИСА» Аракелян Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, жалобу Аракеляна Ф.Х., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики МарийЭл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Р.Я. Сабирьянов