НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ясногорского районного суда (Тульская область) от 30.03.2015 № 2-181/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2015 года <адрес>

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.Н.,

при секретаре Шамовой И.Н.,

с участием ответчика – представителя государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-181/2015 по иску ФИО2 к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области Тульской области» о признании за ним права на получение мер социальной поддержки.

Мотивировал свои требования тем, что является пенсионером органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ и имеет удостоверение «Ветеран труда». Поскольку он является ветераном труда и имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном ст.ст.22 и 23 ФЗ РФ от 12.01.1995 года «О ветеранах», то он обратился в ГБУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» отделение в <адрес> с заявлением в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о предоставлении ему мер социальной поддержки, где получил отказ. Просит суд:

1) признать его право на получение мер социальной поддержки и обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области Тульской области» предоставить ему меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;

2) признать его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде назначения ежемесячной денежной выплаты и обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области Тульской области» назначить ему ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Законом Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 г. «Омерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 23 декабря 2014 года.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал. В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск не признала и просила в удовлетворении заявленных требований истца отказать на том основании, что ФИО2 является пенсионером на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и получает пенсию за выслугу лет.

Статьей 5 ФЗ от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия.

Статьей 22 ФЗ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» определены условия для присвоения звания «Ветеран труда», главным из которых является достижение возраста для назначения трудовой пенсии по старости.

ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ внес изменения в статью 22 ФЗ «О ветеранах» и определил, что меры социальной поддержи ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В преамбуле ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ подчеркивается, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.

Положения данной статьи являлись определяющими при разработке Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», закрепившего в своих основных положениях нормы ФЗ «О ветеранах», в том числе и о мерах социальной защиты лиц, имеющихся звание «Ветеран труда».

В соответствии со статьей 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.

В данной статье подчеркивается, что меры социальной поддержкипредоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию.

В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

Постановление администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определило:

- порядок представления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области;

- порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям жителей Тульской области.

В исковом заявлении истец просит признать его право на выплату ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом №122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств).

В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права - право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг участников правоотношений остался прежним, что является существенным для рассмотрения заявленных требований.

Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22 августа 2004 года трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъективный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 01 января 2005 года, так и после 01 января 2005 года).

Одна из мер социальной поддержки– ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться статьей 7 без учета статьи 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, следовательно, как указывалось выше, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по статье 7 в совокупности со статьей 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по статье 22 ФЗ «О ветеранах».

На основании ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки в виде 50-процентной оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Указанные в Законе Тульской области меры социальной поддержки в виде 50% оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляются лицам, достигшим соответствующего пенсионного возраста.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из представленных в суд документов следует, что ФИО2, года рождения, является пенсионером органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцу государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Ясногорского района» выдано удостоверение «Ветеран труда».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГБУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» отделение в <адрес> с заявлением в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, а ДД.ММ.ГГГГ – с заявлением о предоставлении мер социальной поддержкипо оплате жилья и коммунальных услуг.

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ и решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» истцу отказано в предоставлении ему мер социальной поддержки ввиду недостижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии.

Согласно ст.13 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В соответствии со ст.22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В силу ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловаяэнергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Статьей 7 вышеуказанного Закона, в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Правовой анализ положений ст.ст.4,8,15 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» позволяет прийти к выводу, что данный закон регламентирует условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению и определения их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет другим военнослужащим. Перечень лиц, имеющих право на пенсию по данному Закону является исчерпывающим (ст.2), военнослужащие, имеющие право на пенсию за выслугу лет в данном Законе не поименованы.

Этот вывод подтверждает и анализ положений ст.2 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона №166-ФЗ и Закона №173-ФЗ, что свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии по выслуге лет военнослужащим по Закону №166-ФЗ (за исключением лиц, проходившим военную службу по призыву и семьям этих лиц).

В Федеральном Законе №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).

Согласно ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Учитывая изложенное, исходя из указанных выше правовых норм, суд приходит к выводу оботсутствии у ФИО2 права на предоставление ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, коммунальные услуги.

Разрешая заявленные ФИО2 требования о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу, что истец, как ветеран труда, имеет право на получениеежемесячной денежной выплаты, поскольку данное право законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса«Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе, от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением от 15 марта 2005 г. №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке, обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Учитывая изложенное, исходя из указанных выше правовых норм, суд приходит к выводу обудовлетворении заявленныхФИО2 требований опредоставлении ему мер социальной поддержки в виде назначения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», и об отказе в удовлетворении требований опредоставлении ему мерсоциальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилоепомещение в пределах регионального стандарта нормативной площадижилого помещения, установленной законодательством Тульской области и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов электроснабжение, газоснабжение, отопление впределах нормативовпотребление указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, предусмотренной ст.3 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

ПризнатьправоФИО2 на получение мер социальнойподдержки в виде назначения ежемесячной денежной выплатыи обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области»назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ясногорский районный суд Тульской области.

Председательствующий А.Н.Попов