НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ясногорского районного суда (Тульская область) от 21.06.2010 № 2-428

                                                                                    Ясногорский районный суд Тульской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ясногорский районный суд Тульской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2010 года г.Ясногорск

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Курбатова Н.Н.,

при секретаре Рудой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-428/ 2010 года по жалобе Матвейчика А.С. на неправомерные действия начальника управления Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе по выставлению требования от 12.05.2010 года об уплате финансовой санкции за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ, по принятию решения №1 от 29.04.2010 года и уточненного решения от 22.04.2010 года о привлечении Матвейчика А.С. к ответственности за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ

установил:

Матвейчик А.С. обратился в Ясногорский районный суд Тульской области с жалобой в которой просил признать незаконными действия начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе Тульской области Дроздовой О.А. по выставлению требования от 12.05.2010 года об уплате финансовой санкции за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ и отмене указанного требования.

В дальнейшем Матвейчик А.С. обратился в суд с жалобами в которых просил признать незаконными действия начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе Тульской области ФИО7 по принятию решения №1 от 29.04.2010 года и №1а от 22.04.2010 года о его привлечении к ответственности за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ и отмене указанных решений.

Определением Ясногорского районного суда Тульской области от 11.06.2010 года дела по данным жалобам были соединены в одно производство.

В обоснование жалоб Матвейчик А.С. указал, что принятые решения и требования противоречат действующему законодательству и нарушают положения Конституции РФ в сфере пенсионного страхования в РФ.

В частности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 года №942 ему была назначена пенсия за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии решениями Конституционного Суда РФ возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов-военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией РФ целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3 Конституции РФ). И при этом Конституционный суд РФ признал не подлежащими применению нормы законодательства в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, и в связи с отсутствием обязанности у данной категории граждан по уплате страховых взносов, указал и на отсутствие у них обязанности исполнять требования ст.11 и п.2 ст.14 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», то есть регистрироваться в Пенсионном фонде в качестве страхователей. Отсутствие такой обязанности не влечет ответственности за ее неисполнение.

В судебном заседании Матвейчик А.С. доводы, изложенные в жалобах и заявленные требования, поддержал.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по Ясногорскому району Тульской области Дроздова О.А., против удовлетворения жалоб Матвейчика А.С. возразила, пояснив, что жалобы являются необоснованными, поскольку при принятии обжалуемых решений УПФР руководствовалось п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации», Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, в соответствии с которыми регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика, в частности адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.

На момент вынесения решения о привлечении Матвейчика А.С. к ответственности за нарушение пенсионного законодательства ни Федеральным законом, ни определениями Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 года №223-О и от 2.11.2006 года №492-О не отменялась обязанность страхователей- адвокатов предусмотренная ст.6,11 и 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» зарегистрироваться по месту жительства в территориальном органе Пенсионного фонда. Определение Конституционного Суда РФ от 2.11.2006 года адвокатов являющихся военными пенсионерами не касается. В целях обеспечения реализации социальных прав военных пенсионеров Конституционный Суд РФ в определении от 11.05.2006 года №187-О предписал федеральному законодателю на необходимость разработки правового механизма, гарантирующего выплату работающим военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному страхованию, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1.01.2007 года. Этот механизм был включен в Федеральный закон №156-ФЗ от 22.07.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения». В частности были внесены изменения в ст.7 Федерального закона от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», в соответствии с которыми военные пенсионеры одновременно стали иметь право на получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ с увеличением получаемых пенсионных выплат. Вступивший в законную силу с 01.01.2010 года Федеральный закон от 24.07.2009 года №212-ФЗ установил иной, принципиально отличный от уплаты «фиксированного платежа» порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ и положения ст.14 указанного Закона обязывают адвокатов, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Вышеназванный закон не выделяет индивидуальных предпринимателей и адвокатов, являющихся военными пенсионерами, для освобождения их от платежей по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию. Нарушение страхователем установленного срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ продолжительностью более 90 дней влечет за собой, исходя из абз.3 п.1 ст.27 Закона от 15.12.2001 года, наложение на страхователя штрафа в размере 10000 рублей. Считает, что решение №1а от 22.04.2010 года и требование №1 от 12.05.20010 года вынесены законно и обоснованно и данными решениями права и свободы Матвейчика А.С. не нарушены, препятствий к их осуществлению не создано, какая-либо незаконная обязанность на заявителя не возложена, к незаконной ответственности он не привлечен.

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» предусмотрено, что регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката. Документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.

В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ более чем на 90 дней, влечет финансовую санкцию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Как установлено в судебном заседании согласно распоряжения руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области от 10.05.2006 года №26 принятому на основании решения квалификационной комиссии Тульской областной адвокатской палаты Матвейчик А.С. является адвокатом, о чем внесена запись в реестр адвокатов Тульской области под номером Номер обезличен и выдано удостоверение №Номер обезличен от 16.05.2006 года.

Из пенсионного удостоверения №Номер обезличен от Дата обезличена следует, что Матвейчику А.С. с 14.11.2003 года назначена пенсия за выслугу лет как бывшему прокурорскому работнику.

С 08.06.2006 года по 08.02.2010 года Матвейчик А.С. являлся членом Центральной коллегии адвокатов г.Тулы, то есть состоял с коллегией в трудовых отношениях.

06.04.2010 года Матвейчик А.С. обратился в Управление Пенсионного фонда в Ясногорском районе с заявлением о регистрации в качестве страхователя, представив при этом копию адвокатского удостоверения, выданного Матвейчику А.С. 16.05.2006 года.

В связи с указанными обстоятельствами 8.04.2010 года руководителем группы персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ясногорском районе Тульской области было составлен Акт о нарушении страхователем Матвейчиком А.С. установленного срока регистрации в ПФР на 1421 день.

По данному факту начальником Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ясногорском районе Тульской области было вынесено решение №1а от 22.04.2010 года и №1 от 29.04.2010 года по каждому из которых Матвейчик А.С. был привлечен к ответственности по ч.1 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В последствии Матвейчику А.С. в соответствии с положениями ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» было направлено требование №1 от 12.05.2010 года об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 2.11.2006 года №492-О следует, что отнесение к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, индивидуальных предпринимателей и адвокатов и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов- с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правововой природы и предназначения страховых взносов-само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции РФ.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов-военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией РФ целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 года №223-О отмечается, что в условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации адвокатами являющимися военными пенсионерами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда РФ, которое регулируется статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В соответствии со статьей 11 и пунктом 2 ст.14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» регистрация адвокатов в территориальных органах Пенсионного фонда РФ осуществляется именно в качестве страхователей, то есть лиц, обязанных уплачивать за себя страховые взносы. Следовательно, требование о регистрации в данном качестве относится к адвокатам, которые должны осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и целью регистрации является обеспечение включения указанной категории граждан в систему обязательного пенсионного страхования и представление возможности приобретения и реализации права на получение трудовой пенсии.

Регистрация же в качестве страхователей граждан, имеющих статус адвоката, -при отсутствии у них изначально обязанности уплачивать страховые взносы-лишена правового смысла; возложение обязанности зарегистрироваться в качестве страхователя в органах страховщика без цели уплаты страховых взносов влечет неоправданное обременение указанных лиц.

Таким образом, поскольку адвокаты являющиеся военными пенсионерами, получающие пенсию по выслуге лет, не несут обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, у них нет и обязанности исполнять требования, предусмотренные статьей 11 и пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», то есть регистрироваться в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователей.

Кроме того, как установлено в судебном заседании Матвейчик А.С. в период с 08.06.2006 года по 08.02.2010 года состоял в трудовых отношениях с Центральной коллегией адвокатов г.Тулы и именно указанная организация в данный период в соответствии со ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» фактически являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию в отношении Матвейчика А.С., поскольку производила ему все выплаты за выполненную в качестве адвоката работу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Матвейчик А.С. после расторжения трудовых отношений с Центральной коллегией адвокатов г.Тулы, 06.04.2010 года обратился с соответствующим заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе, сведения указанные в пунктах 1 и 2.1 обжалуемого Матвейчиком А.С. Акта №1 от 8.04.2010 года Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ясногорском районе Тульской области о нарушении Матвейчиком А.С. установленного пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ срока регистрации в ПФР на 1421 день не соответствуют действительности, поскольку с момента прекращения трудовых отношений с Централной коллегией адвокатов г.Тулы и до обращения Матвейчика А.С. с соответствующим заявлением о постановке на учет в Управление Пенсионного фонда в Ясногорском районе прошло всего менее двух месяцев, то есть, с учетом изложенного, данный Акт нельзя признать законным и обоснованным, поскольку величина пропуска установленного законодательством срока регистрации влияет на наличие или отсутствие факта нарушения действующего в этой части законодательства, а также на размер взыскания, предусмотренного при наличии такого нарушения.

В частности различная ответственность в соответствии со ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ предусмотрена в том числе при нарушении страхователем срока регистрации до 90 дней и более 90 дней.

Учитывая изложенное, а также то, что данный Акт послужил основанием для принятия руководителем Управления Пенсионного фонда в Ясногорском районе Решения №1/а от 22.04.2010 года, в соответствии с которым на Матвейчика А.С. было наложено взыскание, предусмотренное абз.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 года №167, то есть за нарушение срока регистрации более чем на 90 дней, хотя фактически как установлено судом Матвейчик А.С. после расторжения трудовых отношений с Центральной коллегией адвокатов г.Тулы с заявлением о постановке на учет в Управление Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе обратился не позднее 90 дней, то Решение руководителя Управления Пенсионного фонда в Ясногорском районе №1/а от 22.04.2010 года о применении к Матвейчику А.С. финансовой санкции в виде 10000 рублей также нельзя признать законным.

При этом Управлением Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе на Матвейчика А.С. в нарушение положений, закрепленных в Конституции РФ, международных правовых нормах, а также иных законодательных актах Российской Федерации, по тому же факту аналогичным Решением №1 от 29.04.2010 года была повторно применена финансовая санкция, предусмотренная п.1 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 года №167 –ФЗ в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В соответствии с положениями, закрепленными в ст.ст.2, 17, 18, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

С учетом данных положений действия государственных органов и их должностных лиц не должны ущемлять и нарушать права и законные интересы граждан.

Как указано выше по результатам принятого Управлением Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе решения Матвейчику А.С. было направлено требование №1 от 12.05.2010 года об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ в сумме 10000 рублей.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов, предусмотренных действующим законодательством.

То есть, направляемое требование с учетом выше изложенных положений должно быть законным и обоснованным.

Однако, учитывая, что направленное Матвейчику А.С. требование №1 от 12.05.2010 года об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ в сумме 10000 рублей является производным и вытекает из решения руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе №1 от 29.04.2010 года, которое судом по выше изложенным обстоятельствам признано незаконным, то незаконным является и направленное в адрес Матвейчика А.С. требование.

В связи с изложенным, суд считает, что жалобы Матвейчика А.С. о незаконности действий Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ясногорском районе Тульской области, связанных с выставлением Матвейчику А.С. требования от 12.05.2010 года об уплате финансовой санкции за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ, по принятию решения №1 от 29.04.2010 года и уточненного решения №1а от 22.04.2010 года о привлечении Матвейчика А.С. к ответственности за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

жалобы Матвейчика А.С. о неправомерности действий начальника Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Ясногорском районе Тульской области удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе Тульской области по выставлению Матвейчику А.С. требования от 12.05.2010 года об уплате финансовой санкции за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ, по принятию решения №1 от 29.04.2010 года и уточненного решения №1а от 22.04.2010 года о привлечении Матвейчика А.С. к ответственности за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде РФ.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения суда в мотивированной форме.

Председательствующий: