НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ясненского районного суда (Оренбургская область) от 15.05.2013 № 2|2|-225/13

№ 2(2)-225 /2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе судьи

Барышниковой О.Н.

при секретаре Иваненко А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района в интересах Пикулева А.И. к ГУ Отдела Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконными действия по предоставлению недостоверной информации, не разъяснения права на возможность включения в специальный трудовой стаж периода службы в армии и расчета периода работы в должности вздымщика в полуторном размере, и обязании зачесть указанные периоды в специальный стаж работы и назначить Пикулеву А.И. досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ПФ РФ, с 55 лет,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ... района в интересах Пикулева А.И. обратился в суд с иском к ГУ Отдела Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконными действия по предоставлению недостоверной информации, не разъяснения права на возможность включения в специальный трудовой стаж периода службы в армии и расчета периода работы в должности вздымщика в полуторном размере, и обязании зачесть указанные периоды в специальный стаж работы и назначить Пикулеву А.И. досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ПФ РФ, с 55 лет, указывая на то, что проведенной прокуратурой ... района проверкой установлено, что в деятельности государственного учреждения - отдела пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> имеют место нарушения законодательства в сфере пенсионного обеспечения.

В ходе проверки установлено, что Пикулев А.И. дд.мм.гг. обратился в отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Пенсионным фондом зачтен период работы Пикулева А.И. в районах Крайнего Севера - 03 года 4 месяца 12 дней, период работы на должностях, предусмотренных Списком №2 - 02 года 06 месяцев 18 дней.

При повторном обращении Пикулева А.И. в Отдел ПФР в <адрес>дд.мм.гг., вышеназванным органом период работы в районах Крайнего Севера зачтен в размере 04 года 01 месяц 23 дня.

Таким образом, по обращению Пикулева А.И. о расчете стажа работы в условиях Крайнего Севера, сотрудниками территориального отдела пенсионного фонда были неверно применены нормы федерального законодательства, в результате чего Пикулеву А.И. за подписью руководителя территориального отделения направлено два взаимоисключающих письма по данному вопросу, чем были нарушено право Пикулева А.И. на получение достоверной информации о периодах работы, дающих право на назначении досрочной трудовой пенсии, гарантированное частью 2 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Кроме того, Отделом ПФР в <адрес> при расчете специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии не был зачтен период прохождения службы в Советской Армии.

В письме от дд.мм.гг. Отдела ПФР в <адрес> указано, что служба в армии не может быть зачтена в специальный стаж работы, потому что на момент обращения Пикулева А.И. в пенсионный фонд действует Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ, не предусматривающий включение указанные возможности, что противоречит позиции, изложенной в решениях Конституционного суда и сложившейся судебной практики.

В соответствии с трудовой книжкой Пикулева А.И. служба в Советской Армии осуществлялась с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. и следовала за окончанием периода работы с вредными условиями труда в должности каменщика в ПМК. Решением Ясненского районного суда от дд.мм.гг. периоды работы в должности каменщика ПМК, в том числе с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. включены в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, как работы с вредными условиями труда.

Согласно позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которое оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972, действовавшего на момент службы в армии и трудоустройства после службы в армии Пикулева А.И., служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом Положением установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, рабочим, осуществляющим трудовую функцию на работах с вредными условиями труда и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, служба в составе Вооруженных Сил СССР, приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Кемеровского областного суда от 10.10.2012 по делу № 33-9974.

Таким образом, период службы в Советской Армии Пикулева А.И. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. подлежит включению в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 11 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, отделом Пенсионного фонда РФ в <адрес> период работы с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. (1 год 8 месяцев 10 дней) в должности вздымщика засчитан в качестве периода работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. С учетом того, что каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Указанное отражено в решении начальника отдела Пенсионного фонда РФ в <адрес> от дд.мм.гг., ответе на обращение Пикулева А.И. от дд.мм.гг., а также пункте 2 ответа от дд.мм.гг. на представление прокурора об устранение нарушений пенсионного законодательства.

При подсчете периодов страхового стажа не учтены требования статей 12, 94 Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 №340-1.

Вместе с тем, статья 94 Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 №340-1 устанавливала льготный порядок исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - в полуторном размере.

В соответствии с пунктом «б» статьи 12 пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, не менее 25 лет.

Гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.

Вместе с тем, в период действия вышеуказанного закона по состоянию на дд.мм.гг. общий трудовой стаж Пикулева А.И. составил 29 лет 3 месяца 10 дней, страховой стаж - 23 года 1 месяц 9 дней.

Таким образом, в период действия Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 №340-1 Пикулев А.И. выработал необходимый специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации в тех случаях, когда граждане в период ранее действовавшего законодательства выработали специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, хотя и не имели к этому моменту необходимого общего трудового стажа, за ними сохраняется право на досрочное назначение пенсии с возможностью доработать недостающий стаж в период действия нового законодательства.

Таким образом, право на назначение трудовой пенсии возникло у Пикулева А.И. с момента обращения в отдел пенсионного фонда РФ в <адрес>, то есть с 55 лет.

Таким образом, при подсчете периодов стажа, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, отделом Пенсионного фонда в <адрес> допущены нарушения, повлекшие нарушение пенсионных прав Пикулева А.М., включая право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в установленный законом срок.

дд.мм.гг. в адрес начальника государственного учреждения «Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>» внесено представление об устранении нарушений пенсионного законодательства в части невключения периода службы в Советской Армии в специальный трудовой стаж.

По результатам рассмотрения вышеуказанного представления, мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих не принято, период службы Пикулева А.И. в Советской Армии в специальный трудовой стаж не засчитан. Сведения, подтверждающие неисполнение требований прокурора, указанные в представлении об устранении нарушений пенсионного законодательства содержатся в ответе начальника отдела Пенсионного фонда в Российской Федерации от дд.мм.гг..

Просит признать незаконным действия государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> по предоставлению недостоверной информации Пикулеву А.И., а именно направлению двух взаимоисключающих ответов Пикулеву А.И. при осуществлении расчета периодов стажа; не разъяснения права на возможность включения в специальный трудовой стаж Пикулеву А.И. периода службы в Советской Армии с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.

Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> зачесть в календарном порядке Пикулеву А.И. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период прохождения службы в Советской Армии с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.

Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Пикулеву А.И. досрочную трудовую пенсию с момента обращения в государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Оренбургской, то есть с 55 лет.

Истец- прокурор ... района Турбин А.М. исковые требования поддержал и суду показал, что в прокуратуру обратился гражданин Пикулев А.И. с заявлением о нарушении его пенсионных прав, так как ему неправильно рассчитали пенсию. Пикулев А.И. неоднократно обращался в ГУ ОПФ РФ в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии, на его обращения давались расплывчатые ответы с неверным, по его мнению разъяснением законодательства. Кроме того, эти разъяснения законодательства по некоторым моментам взаимно исключают друг друга. В ответе - решении ГУ ОПФ РФ от дд.мм.гг. было разъяснено, что период в РКС составляет 3 года 4 месяца 12 дней, а в ответе от дд.мм.гг. этот период работы равен 4 годам 4 месяцам 25 дней. Было также установлено, что Пикулев А.И. служил в Советской армии с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.г., ему указанный период службы не включили в специальный стаж работы и не разъяснили данное право. Имеется судебная практика Кемеровского областного суда от дд.мм.гг., с учетом этой практики и с учетом судебной практики Постановления Конституционного Суда РФ от 29.04.2013 г. № 2-П, исходя из этих позиций видно, что человек, если работает в особых условиях труда дающих право на выход досрочной пенсии в период работы, имеет право воспользоваться льготами в соответствии с действующим на тот момент трудовым законодательством. В период службы в армии действовал п.п. «к» п.109 положения о порядке назначения пенсии, утвержденного Постановлением Министерством труда СССР от 1972 года. В соответствии с этим подпунктом служба в армии приравнивается к служебной деятельности. Пикулев А.И. в 1974 году ушел в армию с должности предусмотренную списком № 2 - каменщика ПМК, что подтверждается решением Ясненского районного суда, и после приезда с армии он также работал с тяжелыми условиями труда. В соответствии с положениями Конституционного суда, Кемеровского областного суда от 10.10.2012 года служба в армии должна зачитываться в специальный трудовой стаж. Обязанность разъяснения этого права предусмотрена Положением ГУ ОПФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Представителем ответчика устно давались объяснения о том, что они действуют в интересах лица. Он считает, что объяснения должны быть в любой форме разъяснены. ПФ РФ неоднократно обращалось внимание на то, что ПФР действует в интересах заявителя, предлагая ему наиболее выгодный вариант назначения пенсии. Этот вопрос о сроке службы в армии явился основанием для принесения представления в адрес начальника Отдела ПФР, которое было вынесено дд.мм.гг.. Кроме того, это обсуждалось устно, неоднократно разъясняли представителю ГУ ОПФ РФ в <адрес>Д.Е.П. В отделе ПФР РФ состоялось рассмотрение представления в ходе которого было разъяснено, что они не будут включать службу в армии в стаж, мотивируя тем, что отдел ПФР РФ не является судебным органом и практику Кемеровского областного суда от дд.мм.гг. в своей работе использовать не могут, и что эта практика на их орган не распространяется. Все указано в ответе Пенсионного фонда.

Истец прокурор частично отказался от исковых требований, а именно о признании незаконными действия ОПФ РФ по неосуществлению расчета периода работы в должности вздымщика в полуторном размере и обязании зачесть указанный период в полуторном размере в специальный стаж работы,

определением от дд.мм.гг. отказ принят судом.

Материальный истец Пикулев А.И. поддержал все заявленные требования. На основании ст. 45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

Истец- помощник прокурора ... района Даниленко А.Ю. оставшиеся исковые требования поддержала, уточнила и суду показала, что отделом ПФР в <адрес> при расчете специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии не был зачтен период прохождения службы в Советской Армии.

В письме от дд.мм.гг. Отдела ПФР в <адрес> указано, что служба в армии не может быть зачтена в специальный стаж работы, потому что на момент обращения Пикулева А.И. в пенсионный фонд действует Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ, не предусматривающий включение указанные возможности, что противоречит позиции, изложенной в решениях Конституционного суда и сложившейся судебной практики.

В соответствии с трудовой книжкой Пикулева А.И. служба в Советской Армии осуществлялась с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. и следовала за окончанием периода работы с вредными условиями труда в должности каменщика в ПМК. Решением Ясненского районного суда от дд.мм.гг. периоды работы в должности каменщика ПМК, в том числе с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. включены в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, как работы с вредными условиями труда.

Согласно позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которое оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972, действовавшего на момент службы в армии и трудоустройства после службы в армии Пикулева А.И., служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом Положением установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, рабочим, осуществляющим трудовую функцию на работах с вредными условиями труда и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, служба в составе Вооруженных Сил СССР, приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Кемеровского областного суда от 10.10.2012 по делу № 33-9974.

Таким образом, период службы в Советской Армии Пикулева А.И. с 08.11.1974 по 12.12.1976 подлежит включению в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 11 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Просит признать незаконными действия государственного учреждения - Отделом Пенсионного Фонда РФ в <адрес> по предоставлению недостоверной информации Пикулеву А.И., а именно по направлению двух противоречащих ответов, при осуществлении расчета периодов льготного стажа, не разъяснения права на возможность включения в специальный трудовой стаж Пикулеву А.И. периода службы в Советской Армии с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. и обязать ГУ ОПФ РФ в <адрес> зачесть Пикулеву А.И. в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком № 2, период прохождении службы в Советской Армии и обязать назначить досрочную пенсию Пикулеву А.И. с момента обращения в ГУ ОПФ РФ в <адрес>, с 55 лет.

Истец Пикулев А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал и требования увеличил, и просил суд включить в страховую часть пенсии Северный стаж в полуторном размере и суду показал, что он обратился в прокуратуру с заявлением о том, что ему не зачитывают стаж работы вздымщиком в полуторном размере и не включают в льготный стаж службу в армии, а также с тем, что северный стаж должны включить в расчетную часть пенсии. Страховая часть пенсии рассчитывается только по 2002 год. По Постановлению Конституционного Суда эти периоды входят по списку № 2. Все требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ Бортникова В.Б. исковые требования не признала и суду показала, что может пояснить только по вопросу предоставления недостоверной информации Пикулеву А.И.

Пикулев А.И. обратился в Отдел Пенсионного фонда за назначением ему досрочной трудовой пенсии. Ему был зачтен период работы в РКС 3 года 4 месяца 12 дней. При повторном обращении в декабре 2012 года по технической опечатке была произведена ошибка, и ему был дан неверный ответ с указанием северного стажа 4 года 4 месяца 25 дней, а дд.мм.гг. ему был дан ответ с периодом 3 года 4 месяца 12 дней. Данный факт был отражен в представлении прокурора, была проведена проверка, и руководством Отдела Пенсионного фонда был вынесен приказ о привлечении ответственного лица к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Опечатку заметили, когда Пикулев А.И. обратился в прокуратуру. Они направили ответ Пикулеву А.И. и в прокуратуру, где указали стаж 3 года 4 месяца 12 дней. Пикулев А.И. получил этот ответ, имеется его роспись.

Представитель ответчика Диринг Е.П., действующая на основании доверенности исковые требования не признала и суду показала, что Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, рассмотрев исковое заявление прокурора Светлинского района в интересах Пикулева А.И. о признании незаконными действиями:

- по представлению недостоверной информации Пикулеву А.И. при осуществлении расчетов льготного стажа;

- не разъяснения права на возможность включения в специальный трудовой стаж Пикулева А.И. периода службы в армии с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.;

- не осуществления расчета периода работы в должности вздымщика с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. в полуторном размере,

сообщает следующее:

1. По факту представления недостоверной информации Пикулеву А.И. при осуществлении расчетов льготного стажа, в прокурату района был направлен ответ с указанием приказа о привлечении к дисциплинарному взысканию ответственных лиц.

2. В постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П указано, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлении от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280).

В соответствии с данным Разъяснением при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При этом, абзац 2 пункта 1 Разъяснения № 4 указывает на условие, при котором вышеуказанный порядок исчисления стажа может быть применен, а именно: «если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет».

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Из положений Разъяснения от 17.10.2003г. следует, что стаж на соответствующих видах работ должен быть выработан полностью (не частично) в рамках действия того закона (нормативного акта), которым он урегулирован (Закона от 14.07.1956г., в период действия которого применялось Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590).

Согласно пункту «б» ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956г. (не применяется с 1 марта 1991г. - Постановление ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1) право на пенсию на льготных условиях труда (по Списку № 2) на работах с тяжелыми условиями труда имеют мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет. При этом в части 2 статьи 9 указано, что рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи (соответственно Список № 1 и № 2), имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях. То есть требуемый стаж работы по Списку № 2 составляет не менее 12 лет 6 месяцев (половина от требуемых 25 лет для мужчины).

Аналогичные условия предусмотрены подпунктом «б» пункта 16 и абзацем 2 пункта 92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972г.

Согласно пункту 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда (подпункт «б» пункта 16 - Список № 2), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии период, указанный в подпункте «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР) - либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Приравниваемые периоды учитывались в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях (абз. 16).

С учетом решения суда от дд.мм.гг. стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 за периоды работы до дд.мм.гг. составил 3 года 2 мес. 13 дней.

С учетом пункта 109 Положения стаж на соответствующих видах работ составит 5 лет 3 мес. 12 дн., складываемый из следующих периодов:

2 года 0 мес. 29 дн. (период службы в армии с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.) + 3 года 2 мес. 13 дн. (Список № 2) = 5 лет 3 мес. 12 дн.

Как видно из приведенных обоснований, требуемый стаж по Списку № 2 (12 лет 6 мес.) не выработан.

Пункт «б» ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956г. и подпункт «б» пункта 16 Положения не предусматривали назначение льготной пенсии в связи с особыми условиями труда при наличии неполного льготного стажа.

При этом в части 2 статьи 9 указано, что рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи (соответственно Список и ), имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях. Применительно к спорному случаю требуемый стаж работы по Списку составляет не менее 12 лет 6 месяцев (половина от требуемых 25 лет для мужчины).

Впервые норма о назначении льготной пенсии при неполном льготном стаже (пропорционально отработанному льготному стажу) была введена с 01.01.1992г. Законом от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, лица, у которых продолжительность льготного стажа до 01.01.1992г., исчисленная с учетом п. 109 Положения от 17.12.1959г. (приравнивание к работе по Списку № 2 периодов службы в армии), составляет менее требуемой продолжительности льготного стажа, предусмотренной статьей 9 Закона СССР от 14.07.1956г., и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего Закона СССР от 14.07.1956г.

Данное положение закреплено и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.03.2003 № 107-О: «сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере гарантируется всем гражданам, которые на день введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда».

На дд.мм.гг. Пикулев А.И. не выработал требуемую продолжительность стажа работы по Списку по действовавшему в период выполнения работы законодательству (12 лет 06 месяцев), в связи с чем, он не приобрел права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку стаж его работы по Списку № 2, составляет 5 лет 3 мес. 12 дн.

С учетом изложенного, во внимание необходимо принимать различия в условиях предоставлении права на льготное пенсионное обеспечение по законодательству, действовавшему в период выполнения работ (Закон СССР от 14.07.1956г. и Положение от 03.08.1972г.) и законодательству, действующему на момент обращения за назначением пенсии (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

В период действия Закона СССР от 14.07.1956г. (до 01.01.1992г.) предусматривалась возможность зачета в льготный стаж по Списку № 2 (приравнивание) «иных периодов» (служба в армии, учеба в профессиональном училище), но требуемый льготный стаж составлял не менее 12 лет 06 месяцев (для мужчин). При неполном льготном стаже пенсия не назначалась.

С 01.01.1992г., в период действия Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в том числе после 01.01.2002г. по Федеральному закону от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются исключительно периоды работы в соответствующих должностях, профессиях, производствах, предусмотренных Списком № 2 (служба в армии в указанный стаж не засчитывается). При этом, с 01.01.1992г. и в настоящее время законодателем предусмотрена возможность снижения пенсионного возраста пропорционально отработанному льготному стажу (назначение пенсии при «неполном» льготном стаже). Такой порядок применяется только при наличии не менее половины требуемого льготного стажа. По Списку № 2 половина требуемого стажа для мужчин составляет 06 лет 03 мес. (половина от 12 лет 06 мес.). На дату назначения досрочной трудовой пенсии по старости стаж работы Пикулева А.И. по Списку № 2 составил 8 лет 8 мес. 21дн.

В настоящее время Пикулеву А.И. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой в районах Крайнего Севера (решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 09.04.2012г.).

Нормы, изложенные в подпункте 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», аналогичны нормам, которые были предусмотрены в Законе Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим до 01.01.2002г.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Положения от 03.08.1972г. право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины и женщины по достижении 55 лет 50 лет соответственно и при стаже работы не менее 25и 20 лет соответственно.

Пунктом 109 Положения от 03.08.1972г. не предусмотрено приравнивание к стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпунктом «д» пункта 16 Положения) службы в армии и учебы.

Данным подпунктом предусмотрено приравнивание отдельных периодов к работе на льготных условиях при назначении пенсии по старости в соответствии с подпунктами «а» (Список № 1), «б» (Список № 2) и «в» (работники текстильной промышленности).

Позиция Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждена постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в пункте 19 которого указано, что период прохождения военной службы, а также приравненной к ней службы, не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пунктом 24 Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2012 № 30.

Если бы пенсия назначалась по спискам № 1 и № 2 п.п. а, б в Постановлении № 590, то, как гласит п.9 к ним приравнивается служба в армии. В рассматриваемом случае пенсия назначается по другому основанию - п. «д» работа в РКС здесь, то есть различие в назначении.

3. До 01.01.2002г. пенсии назначались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1«О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 93 Закона № 340-1 периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона.

Статьей 94 было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10 (пенсия на общих основаниях), 11 (пенсия на льготных основаниях), 12 (пенсии в связи с особыми условиями труда, в том числе Стаж по Списку № 2), 29 (пенсия по инвалидности), периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера исчисляются в полуторном размере.

Льготное исчисление стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии в соответствии со статьей 14 «Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере» Законом 340-1 не было предусмотрено.

Аналогичные требования были установлены статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», а также подтверждаются Определением Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29 и пунктом 25 Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2012 № 30.

Таким образом, период работы с 15.03.1986г. по 24.11.1987г., исчислен по фактической продолжительности.

4. Право досрочного назначения для периодов работы в качестве вздымщика определялось подпунктом «ж» статьи 12 Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Суммирование работ с различными особыми условиями труда определено статьей 13 названного Закона. Трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пункте "б" (Список № 2) - работа, указанная в пунктах "д", "е", "ж" и "и".

С учетом ст.13 и ст.94 стаж работы в особых условиях труда составит 9 лет 11 мес. 13 дн., складываемый из следующих периодов:

2 года 2 мес. 5дн. в полуторном размере (вздымщик с 15.03.1986 по 22.05.1986, с 20.08.1986 по 24.11.1987) + 7 лет 9 мес. 08 дн. (Список № 2). Данный расчет стажа производится только по 31.12.2001г.

Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Закон № 340-1 признан утратившим силу с 01.01.2002г.

Таким образом, при исчислении стажа по Закону от 20.11.1990г., право на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку № 2 возникло бы по достижению возраста 57 лет.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, Отдел ПФР в <адрес> просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

В связи с определением Конституционного Суда от 19.06.2012 года в п.2 сказано, что у Пикулева А.И. есть право выбора, но он при исчислении вздымщика в полуторном размере ушел бы на пенсию с 57 лет, это по списку № 2. После решения суда от 13.04.2013 года ему была установлена пенсия с 56 лет. Пикулеву А.И. пенсия была назначена, судом принято соответствующее решение.

По увеличенным исковым требованиям пояснила, что как указывается в решении об отказе от дд.мм.гг. Пикулеву А.И. зачитывается в стаж работа в РКС с учетом зачета каждого календарного года работы в МКС за 9 месяцев работы в РКС, это основание для начислении пенсии в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 ФЗ-173. Пикулеву А.И. засчитано три периода работы в РКС, это: с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. год; с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. год; с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. год, то есть вся его деятельность, которая протекала в МКС, была пересчитана в РКС.

При обращении заинтересованного лица за назначением пенсии, предоставляется документ, подтверждающий трудовую деятельность, для того, чтобы определить общий и специальный стаж. Общий стаж применяется при оценке пенсионных прав на дд.мм.гг. в связи с тем, что ФЗ-173 от 2001 г. предусматривает назначение пенсии по страховому стажу. Так как это категория лиц, у которых стаж и до 2002 года и после, то производится оценка пенсионных прав, предусмотренная ст.30 ФЗ-№173. Это означает, что берется стаж и заработок, приобретенный до 01.01.2002 года, и преобразуется в расчетно-пенсионный капитал в рублях. После 2002 года берутся отчисления, для того, чтобы в Пенсионном фонде можно было определить право лица на пенсию, определяется общий стаж, то есть трудовая деятельность на момент обращения в Пенсионный фонд. Стаж считается для определения права на момент обращения. В данном случае у Пикулева А.И. общий стаж работы на 01.01.2002 год равен 22 годам 10 месяцам 3 дням, а стаж на дату обращения 10.10.2012 года составляет 31год 9 месяцев 15 дней, из них период прохождения службы в армии 2 года 28 дней и все периоды работы.

Считает, что доводы прокурора необоснованны, толкование норм неправильно. В период действия Закона СССР от 14.07.1956г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 предусматривалась возможность зачета в льготный стаж по Списку № 2 периодов, указанных в подпункте «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР) - либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Приравниваемые периоды учитывались в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях (абз. 16).

Однако, Пикулеву А.И. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Положением от 03.08.1972 N 590 такая работа была предусмотрена подпунктом «д» пункта 16.

Пунктом 109 Положения от 03.08.1972г. не предусмотрено приравнивание к стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпунктом «д» пункта 16 Положения) службы в армии.

Таким образом, суммируя службу в армии к Списку № 2, а, впоследствии, и к работе в РКС, нарушается норма, предусмотренная п.109 Положения от 03.08.1972г.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.05.2006 N 266), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 определен порядок суммирования периодов работ. Суммирование к периодам работы в РКС периодов службы в армии не предусмотрен.

Позиция Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждена постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в пункте 19 которого указано, что период прохождения военной службы, а также приравненной к ней службы, не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пунктом 24 Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2012 № 30.

2. Нормы, изложенные в подпункте 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», аналогичны нормам, которые были предусмотрены в Законе Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим до 01.01.2002г., а также Законом СССР от 14.07.1956г.

Согласно пункту 92 Положения от 03.08.1972г. пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с подпунктом "д" пункта 16 настоящего Положения назначаются, если не менее 15 календарных летстажа, необходимого для назначения пенсии по старости, приходится на работы в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет - в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 93 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1, периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона.

Статьей 94 было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10 (пенсия на общих основаниях), 11 (пенсия на льготных основаниях), 12 (пенсии в связи с особыми условиями труда, в том числе Стаж по Списку № 2), 29 (пенсия по инвалидности), периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера исчисляются в полуторном размере.

Льготное исчисление стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии в соответствии со статьей 14 «Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере» Законом 340-1 не было предусмотрено.

Аналогичные требования изложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, где пунктом 8 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисляются в календарном порядке, а также подтверждаются Определением Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29 и пунктом 25 Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2012 № 30.

Таким образом, периоды работы с 20.10.1983г. по 22.02.1984г., с 15.03.1986г. по 24.11.1987г., с 25.11.1987г. по 07.05.1990г. должны быть исчислены по фактической продолжительности.

По предоставлению недостоверной информации Пикулеву А.И. пояснила, предоставлены все письма Пикулеву А.И., в которых прописывались все периоды в РКС - 3 года 4 месяца 12 дней. Пенсия назначалась по п.п.6 п.1 ст28, где служба в армии ни по ранее действующему законодательству ни по ныне действующему, не включалась. Они разъясняют только по тому виду пенсии, по которому подается заявление. Закон № 167 применялся за тот период, за который осуществляется уплата страховых взносов, и разъяснения даются именно по обязательному пенсионному страхованию. Служба в армии это другой период и отчисление в Пенсионном Фонде не делаются. Поэтому связать службу в армии и данный Федеральный закон неправильно.

Положение о Пенсионном Фонде не предусматривает обязанности разъяснения гражданам по всем периодам его работы. Объяснения даются по обращению гражданина, и разъясняется наиболее выгодный вариант.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Из аттестата, выданного на имя Пикулева А.И.. видно, что он окончил профессиональное училище <адрес> по профессии каменщик-монтажник (л.д.).

Из трудовой книжки видно, что Пикулев А.И. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. служил в Советской Армии (л.д.7).

Из пенсионного удостоверения видно, что Пикулеву А.И. назначена пенсия с дд.мм.гг. (л.д.8).

Из решения начальника ОПФ РФ в <адрес> от дд.мм.гг. видно, что в специальный стаж не засчитан период работы в должности вздымщика, в размере 1 год 3 месяца 5 дней (л.д.10).

Решением Ясненского районного суда от 09.04.2012 года к периоду работы в РКС, прибавлена работа по Списку №2 и Пикулеву А.И. назначена пенсия с уменьшением возраста с 56 лет. Указанное решение вступило в законную силу.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Условия и порядок назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

В соответствии со ст. 7 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из материалов дела следует, что период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. который был включен судом в специальный стаж истца как работа с тяжелыми условиями труда (по списку N 2), предшествовала службе в Вооруженных Силах СССР Пикулева А.И. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.

В указанный период времени действовало данное положение, которое с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О, согласно которых в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права, подлежит применению в настоящий момент.

При изложенных обстоятельствах, поскольку период, предшествующий военной службы, учтен судом первой инстанции в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2, то спорный период также подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии.

Довод представителя ответчика, что в соответствии с абз.16 п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 - в случае назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа, и служба в армии должна быть учтена не 2 года, а 01 год 03 мес. 15 дней, суд считает несостоятельным, поскольку п. 109 Положения предусматривает зачет в стаж работы, службы в армии и не ограничивает этот период, соответственно, поскольку названный период приравниваемой деятельности (службы в армии) по действовавшему до 01 января 1992 года законодательству включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, то и в настоящее время данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право истцу на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", о возможности оценки по нормам ранее действовавшего законодательства пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 01 января 2002 года, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии.

Таким образом, поскольку на период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Также из ответов Пенсионного фонда по <адрес> от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг., Пикулеву А.И. при осуществлении расчета периодов стажа видно, что в ответе (решении) от дд.мм.гг. указан стаж в РКС - 03 года 04 месяца 12 дней, а в ответе от дд.мм.гг. указан стаж работы в РКС составляет 04 года 04 месяца 25 дней, в ходе судебного заседания представители ответчика пояснили, что имела место описка и что в ответе от дд.мм.гг. указан стаж работы в МКС, но из решения также видно, что стаж работы в МКС составляет 04 года 05 мес.26 дней.

Указание представителя ответчика, что они направили истцу Пикулеву А.И. письмо, где указали, что была описка, не нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, в переписке ПФ и Пикулева А.И. не указано об ошибке в расчете периода работы, о том, что имела место описка в письме , было установлено в судебном заседании. Кроме того, из приказа -п от дд.мм.гг. видно, что руководителю группы и специалистам ответственным по назначению, перерасчету пенсий вынесено дисциплинарное наказание по ошибочному расчету стажа работы в РКС Пикулеву А.И. Указанные обстоятельства подтверждают, что Пикулеву А.И. были направлены противоречащие ответы при осуществлении расчета периодов работы в РКС.

Довод истца Пикулева А.И., что ему не осуществлен расчет периода работы в должности вздымщика с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., и обязан ПФ зачесть этот период в льготный стаж в полуторном размере и включить в страховую часть пенсии Северный стаж в полуторном размере, суд считает несостоятельным, поскольку статьей 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается истец в обоснование своих требований, предусматривалось, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона (т.е. в том числе стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда - ст. 12), подлежали исчислению в льготном порядке, в частности, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Статьей 28.1. того же Федерального закона предусмотрено суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно пункту 2 этой статьи (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Доводы истца, по существу сводятся к тому, что при определении его права на трудовую пенсию по старости факт его работы в районах Крайнего Севера должен учитываться дважды - как основание для исчисления в полуторном размере приобретенного в этих районах стажа работы в особых условиях и снижение пенсионного возраста, и как суммирование со списком № 2 и снижение пенсионного возраста.

Однако нормы действующего законодательства не дают оснований для такого применения закона.

Как указано выше, суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда при назначении пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрено статьей 28.1. Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ).

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации предусмотрено, что мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

В соответствии с п.п. 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, суммирование периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, осуществляется путем прибавления к периодам работ в районах Крайнего Севера периодов работ по Списку N 2. При этом, определяя право гражданина на назначение досрочно трудовой пенсии, следует исходить из того, что необходимый для этого стаж в районах Крайнего Севера составляет не менее 15 лет.

Суммирование этих периодов работы по Списку N 2 возможно только при досрочном назначении пенсии по п/п 6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона N 173-ФЗ за работу в районах Крайнего Севера.

Из указанных положений закона не следует возможности одновременного учета факта работы в районах Крайнего Севера, как обстоятельства расчета стажа в полуторном размере и уменьшении возраста при назначении пенсии с одновременным суммированием со списком № 2 и уменьшением возраста, что к тому же противоречило бы смыслу понятия суммирования трудового стажа.Это разные основания установлений пенсии, и гражданин, обратившийся, с заявлением о назначении пенсии, имеет право выбора, какую пенсию он желает получать.

В связи, с чем не подлежат удовлетворению и требования истца о включении в страховую часть пенсии Северный стаж в полуторном размере, что также указано в Постановлении № 516, что стаж работы в РКС при подсчете страхового стажа учитывается в календарном исчислении.

Доводы иска о незаконности действий ПФ по не разъяснению права на возможность включения в специальный трудовой стаж периода службы в армии также удовлетворению не подлежат, ссылка истцов на часть 2 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суд считает несостоятельной, поскольку указанные нормы закона регулируют правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, в данном случае, рассматривается вопрос о праве на досрочное назначение пенсии по старости, которое регулируется нормами ФЗ -173. Положение о пенсионном фонде не предусматривает обязанности ПФ разъяснять обратившимся гражданам за назначением пенсии по всем видам назначения пенсий.

При таких обстоятельствах, учитывая, что 03 года 04 месяца 12 дней работы истца в районах Крайнего Севера, периодов работы истца на должностях, предусмотренных Списком N 2 составляют 12 лет 01 месяц 17 дней специального стажа и периода службы в армии 2 года 28 дней, который включается в список № 2, дающего Пикулеву А.И. право на назначение трудовой пенсии по старости, и выходом на нее при неполном льготном стаже с уменьшением возраста на 4 года (56 месяцев за 14 полных лет), то есть в 55 лет 4 месяца (с дд.мм.гг.).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Руководствуясь ст.197-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора ... района в интересах Пикулева А.И. и Пикулева А.И. к ГУ Отдела Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконными действия по предоставлению недостоверной информации, не разъяснения права на возможность включения в специальный трудовой стаж периода службы в армии и расчета периода работы в должности вздымщика в полуторном размере, и обязании зачесть указанные периоды в специальный стаж работы и назначить Пикулеву А.И. досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ПФ РФ, с 55 лет, удовлетворить частично.

Признать незаконным действия государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> по предоставлению недостоверной информации Пикулеву А.И., а именно направлению двух противоречащих ответов от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг., Пикулеву А.И. при осуществлении расчета периодов стажа.

Обязать ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить период службы в Советской Армии с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

К периоду работы на Крайнем Севере ( в местности приравненной к Крайнему Северу)- 3 года 4 месяца 12 дней, прибавить засчитанные периоды по списку № 2 ( с учетом Службы в Армии) - 10 лет 10 мес. 03 дней, итого стаж составляет 14 лет 02 мес.15 дней.

Обязать ГУ - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Пикулеву А.И. досрочную трудовую пенсию с дд.мм.гг., то есть с 55 лет 4 мес.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ясненский районный суд в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 мая 2013 года.

Судья