НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ясненского районного суда (Оренбургская область) от 13.09.2013 № 2|2|-508/13

2(2)-508/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2013 года п. Светлый

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Барышниковой О.Н.

при секретаре Ячевской Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ НПО ПУ о признании незаконными действия по эксплуатации медицинского кабинета учреждения без лицензии и привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних воспитанников, обязании устранить указанные нарушения и назначить лицо, ответственное за охрану труда в учреждении,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ... района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ГБОУ НПО ПУ о признании незаконными действия по эксплуатации медицинского кабинета учреждения без лицензии и привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних воспитанников, обязании устранить указанные нарушения и назначить лицо, ответственное за охрану труда в учреждении, указывая на то, что прокуратурой ... района проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на охрану здоровья, в ходе которой выявлены нарушения прав несовершеннолетних в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище (далее ГБОУ НПО ПУ-).

В ходе проведения проверки установлено, что в ГБОУ НПО ПУ- имеется медицинский кабинет.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 3 статьи 2 указанного закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинским организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, в том числе работы которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной помощи, проведении медицинских осмотров.

В ходе проведения проверки установлено, что между ГБОУ НПО «ПУ-» в лице директора, Лебеденко В.А., и МБУЗ «... центральная районная больница» в лице главного врача, Ю.С.Б., заключен договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию учащихся, предметом которого является предоставление ГБОУ НПО «ПУ-» медицинских услуг (медицинской помощи) учащимся ГБОУ НПО «ПУ-» <адрес>.

При этом, согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.2 договора ГБОУ НПО ПУ № обязано выделить помещение для организации работы медицинской профилактики; создать необходимые условия для работы кабинета медицинской профилактики.

Согласно ст. 24 "Конвенции о правах ребенка" государства - участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства - участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. Государства - участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.

Статьей 32 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относятся создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии со статьей 51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Однако до настоящего времени государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональным училищем , обязанным обеспечивать медицинское обслуживание обучающихся, не получена лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности в ГБОУ НПО «ПУ-» нарушает права несовершеннолетних учащихся школы на жизнь и здоровье, гарантированные Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании».

Кроме того, в ходе проведения проверки установлены факты неправомерного привлечения несовершеннолетних воспитанников к осуществлению работ на территории учреждения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 50 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» привлечение воспитанников без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено.

Согласно пункту 4.6 Устава ГБОУ НПО «Профессиональное училище », утвержденного министром образования <адрес>дд.мм.гг. в учреждении устанавливаются такие виды учебных занятий, как урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная практика (производственное обучение) и производственная практика, а также другие виды учебных занятий.

В ходе проведения проверки установлено, что воспитанники учреждения выполняли труд, опасный для здоровья.

Например, согласно расписанию мероприятий по дням, несовершеннолетние убирали территорию около общежития (раскидывали снег, собирали мусор), производили уборку распиленных деревьев, утепляли окна в помещениях общежития; осуществляли генеральную уборку помещений.

Так, например, «дд.мм.гг. юноши прибивали девушкам шкафчики под продукты»; «дд.мм.гг. выносили кровати со склада в гараже».

Вместе с тем, трудовые договоры с несовершеннолетними не заключались, оплата труда не производилась.

При привлечении детей к труду допускались грубые нарушения норм техники безопасности.

Со всеми несовершеннолетними, которые осуществляли вышеназванные работы не проводились вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте в нарушение статьи 212 Трудового кодекса РФ, п. 7.1.1., 7.2 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», п.2.1.2, п.2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29.

Кроме того, в нарушение статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации в учреждении не назначен специалиста по охране труда.

Несовершеннолетние работники допускались к работе в отсутствие медицинских заключений и без проведения медицинского осмотра.

Воспитанники при уборке помещений, ремонте мебели, очистке территории от снега, не обеспечивались спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, соответствующая документация Домом детства не велась, что является нарушением статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

В ноябре 2012 года несовершеннолетние подсобные рабочие занимались уборкой коридора, кухни, то есть выполняли работы уборщика производственных и служебных помещений. Однако, согласно статье 265 Трудового кодекса РФ и перечня тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг. №163, такие работы лицам моложе восемнадцати лет запрещены.

Вышеуказанные нарушения в деятельности образовательного учреждения нарушают конституционное право воспитанников на свободу труда, ставят под угрозу жизнь и здоровье участников образовательного процесса, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц – несовершеннолетних детей.

Просит признать незаконным действия государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища № по эксплуатации медицинского кабинета учреждения без лицензии.

Признать незаконным действия государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища № по привлечению к трудовой деятельности несовершеннолетних воспитанников.

Обязать государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № в срок до дд.мм.гг. получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Обязать государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № назначить лицо, ответственное за охрану труда в учреждении.

Обязать государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № не допускать привлечения к труду несовершеннолетних воспитанников учреждения.

В судебном заседании была произведена замена ответчика ГБОУ НПО ПУ № на ГАОУ НПО «Профессиональный лицей » <адрес> в связи с реорганизацией.

Прокурор ... района исковые требования частично изменил, в части эксплуатации медицинского кабинета, просил суд признать незаконным действия по эксплуатации медицинского кабинета и обязать закрыть медицинский кабинет, оставшиеся требования поддержал и суду показал, что прокуратурой ... района проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на охрану здоровья, в ходе которой выявлены нарушения прав несовершеннолетних в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище №.

В ходе проведения проверки установлено, что в ГБОУ НПО ПУ- имеется медицинский кабинет. Однако до настоящего времени государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональным училищем №, обязанным обеспечивать медицинское обслуживание обучающихся, не получена лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности в ГБОУ НПО «ПУ-» нарушает права несовершеннолетних учащихся школы на жизнь и здоровье, гарантированные Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании».

Кроме того, в ходе проведения проверки установлены факты неправомерного привлечения несовершеннолетних воспитанников к осуществлению работ на территории учреждения.

В ходе проведения проверки установлено, что воспитанники учреждения выполняли труд, опасный для здоровья.

Например, согласно расписанию мероприятий по дням, несовершеннолетние убирали территорию около общежития (раскидывали снег, собирали мусор), производили уборку распиленных деревьев, утепляли окна в помещениях общежития; осуществляли генеральную уборку помещений.

Так, например, «дд.мм.гг. юноши прибивали девушкам шкафчики под продукты»; «дд.мм.гг. выносили кровати со склада в гараже».

Вместе с тем, трудовые договоры с несовершеннолетними не заключались, оплата труда не производилась.

При привлечении детей к труду допускались грубые нарушения норм техники безопасности.

Со всеми несовершеннолетними, которые осуществляли вышеназванные работы не проводились вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте в нарушение статьи 212 Трудового кодекса РФ, п. 7.1.1., 7.2 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», п.2.1.2, п.2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29.

Кроме того, в нарушение статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации в учреждении не назначен специалиста по охране труда.

Несовершеннолетние работники допускались к работе в отсутствие медицинских заключений и без проведения медицинского осмотра.

Воспитанники при уборке помещений, ремонте мебели, очистке территории от снега, не обеспечивались спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, соответствующая документация Домом детства не велась, что является нарушением статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

В ноябре 2012 года несовершеннолетние подсобные рабочие занимались уборкой коридора, кухни, то есть выполняли работы уборщика производственных и служебных помещений. Однако, согласно статье 265 Трудового кодекса РФ и перечня тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 №163, такие работы лицам моложе восемнадцати лет запрещены.

Просят суд удовлетворить их уточненные требования.

Представитель ответчика ГАОУ НПО «Профессиональный лицей » <адрес> Лебеденко В.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду показал, что в общежитии проживает 52 человека, из них 87 % совершеннолетние, и только 7 человек несовершеннолетние, три человека живут в <адрес>, на данный момент несовершеннолетние Чечило и Балянов не живут в общежитии и толком в нем не жили, проживают только две девочки сестры Царьковы.

Несовершеннолетних никто к труду не привлекал, те записки, что имеются в материалах дела, не являются документами и неясно, что это такое.

Не указано, каких именно несовершеннолетних привлекали к труду.

По медицинскому кабинету, пояснил, что у них имеется договор с ... ЦРБ, где указано, что учащиеся получают определенную помощь в больнице, и от них дан ответ, что документы на получение лицензии направлены. Считает, что здесь их нарушения нет.

Ответственного по охране труда они назначат приказом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст.217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В нарушение статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации в учреждении не назначен специалист по охране труда.

Представителем ответчика не представлено доказательств того, что специалист по охране труда назначен в учреждении.

Согласно ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 19 ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений.

Частью 4 ст. 51 Закона предусмотрено, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Уставом ГБОУ НПО ПУ- не предусмотрена возможность осуществления медицинской деятельности.

Из договора о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию учащихся от дд.мм.гг. видно, что сторонами данного договора являются ГБОУ НПО ПУ № и МБУЗ «... ЦРБ» (л.д.23-26), где ПУ- обязуется выделить помещение и создать необходимые условия для работы кабинета, а МБУЗ «... ЦРБ» обязуется укомплектовать учреждение квалифицированным средним медицинским персоналом.

Из лицензии от дд.мм.гг. видно, что ГБОУ НПО ПУ № имеет право на ведение образовательной деятельности (л.д.21).

Согласно письма МБУЗ «... ЦРБ», документы о получении лицензии на медицинский кабинет и на осуществление медицинской деятельности отправлены дд.мм.гг. и находятся на этапе оформления лицензии.

ГБОУ НПО ПУ- не может являться соискателем лицензии на осуществление медицинской деятельности, поскольку отсутствуют необходимые условия, в частности в штате школы не имеется соответствующих специалистов, руководитель и его заместитель не имеют специального медицинского образования, что является обязательным условием для получения лицензии, поскольку не подпадает под требования, изложенные в п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30.

Фактически медицинская деятельность в здании ГБОУ НПО ПУ- осуществляется работниками МБУЗ «... ЦРБ», следовательно, МБУЗ «... ЦРБ» обязано обеспечить получение лицензии путем включения в приложение к лицензии к имеющейся лицензии территориального объекта - помещения школы.

Следовательно, требования прокурора о признании незаконным действия по эксплуатации медицинского кабинета и обязании закрыть медицинский кабинет по указанным основаниям, удовлетворению не подлежат.

В гл. 42 ТК РФ предусмотрен целый комплекс норм, обеспечивающих особую охрану труда представителей молодежи той или иной возрастной группы с учетом психофизиологических особенностей неокрепшего подросткового организма и необходимости продолжения образования для многих несовершеннолетних работников.

Одним из непременных условий привлечения несовершеннолетних к общественно полезному труду является предоставление такой работы, которая бы не оказывала негативного воздействия на их здоровье, нравственное и умственное развитие.

В связи с этим ч. 1 ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда подростков на работах с вредными и/или опасными условиями труда, а также на подземных работах и на работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию

В соответствии с пунктом 14 статьи 50 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» привлечение воспитанников без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено.

Согласно списку, в общежитии ГБОУ НПО ПУ- проживают 9 несовершеннолетних (л.д.27).

Согласно выписки из приказа в 2012-2013 году обучаются 9 несовершеннолетних, на 2013 год – 2 несовершеннолетних.

Довод прокурора, что несовершеннолетних привлекали к труду с нарушением трудового законодательства, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку согласно спискам пофамильно указаны все несовершеннолетние, и ссылка истца на то, что имеется расписание мероприятий по дням, где указано, что несовершеннолетние выполняли определенные виды работ, суд, также считает несостоятельным, приобщенные в материалы дела записки, а не составленные планы мероприятий утвержденные руководителем учреждения, не могут считаться планом мероприятий, кроме того, в указанных записках нет ни одной фамилии несовершеннолетнего учащегося. Истцом не представлено в суд доказательств того, что конкретные несовершеннолетние выполняли определенные трудовые функции.

В связи, с чем требования о незаконности действий по привлечению к трудовой деятельности несовершеннолетних воспитанников, обязании не допускать привлечения к труду несовершеннолетних воспитанников, также удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Согласно сведений из ЕГРЮЛ ГБОУ НПО ПУ- прекратило сою деятельность путем реорганизации в форме присоединения дд.мм.гг. и зарегистрировано, как ГАОУ НПО «Профессиональный лицей » <адрес> (... филиал). И согласно уведомления о снятии с учета в налоговом органе ГБОУ НПО ПУ-, снят с учета дд.мм.гг. года.

Руководствуясь ст.197-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора ... района в интересах неопределенного круга лиц к ГАОУ НПО «Профессиональный лицей » <адрес> (Светлинский филиал) о признании незаконными действия по эксплуатации медицинского кабинета и привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних воспитанников, обязании закрыть медицинский кабинет, и не допускать привлечения к труду несовершеннолетних воспитанников, и об обязании назначить лицо, ответственное за охрану труда в учреждении, удовлетворить частично.

Обязать ГАОУ НПО «Профессиональный лицей №43» <адрес> (Светлинский филиал) назначить лицо, ответственное за охрану труда в учреждении.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено дд.мм.гг..

Судья .

.

.