НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярцевского городского суда (Смоленская область) от 18.09.2020 № 002

Дело №002

67RS0№002-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2020 года г. Ярцево

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Паниной И.Н.,

при секретаре Гляковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устиненковой Инны Владимировны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Устиненкова И.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В исковом заявлении указала, что она работает музыкальным руководителем в МБДОУ детский сад №9 г.Ярцево, стаж ее педагогической работы превысил 25 лет, в связи с чем, 19.02.2020г. она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Однако ответчик отказал ей в этом, ссылаясь на отсутствие требуемого законом специального стажа. Из подсчета стажа были исключены периоды административных отпусков с оплатой 2/3 оклада – с 15.07.1997г. по 17.08.1997г., с 13.07.1998г. по 31.07.1998г., с 23.07.2001г. по 24.08.2001г., а также иные периоды, которые она не оспаривает.

Отказ в назначении пенсии считает необоснованным, поскольку в периоды административных отпусков ей начислялась заработная плата и производились отчисления в УПФ РФ в полном объеме.

Уточнив требования, просит суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать УПФ РФ в Ярцевском районе включить в ее специальный стаж спорные периоды и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 10.03.2020г.

В судебном заседании истица требования поддержала.

Представитель ответчика - ГУ-УПФ РФ исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В силу пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Аналогичная норма содержалась в пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 27 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ), применявшегося до 01 января 2015 года.

В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Пунктом 2 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее, соответственно, Список и Правила №781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее, соответственно, Список и Правила №1067);

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список №463);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Ранее действовавшими Перечнем учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, равно как и Списком №463, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «музыкальный руководитель (музыкальный работник) – воспитатель».

Однако, согласно разъяснения Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года №19 «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397)», по указанному Перечню музыкальным руководителям (музыкальным работникам) в детских садах пенсии следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям.

В соответствии со Списком №463, право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью имели воспитатели детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23 июня 2003 года №39 установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель».

Списками №1067 и №781 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитывается работа в должности музыкального руководителя дошкольных образовательных учреждений (в том числе, детских садов всех наименований).

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

В силу п. 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, что 19.02.2020г. Устиненкова И.В. обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей (л.д.68-72). Однако решением ответчика от 19.05.2020г. ей в этом было отказано. При этом, по мнению ответчика, специальный стаж истицы на момент обращения составил 25 лет 02 месяца 25 дней, однако право на обращение за назначением досрочной пенсии у нее отсутствует (л.д.6-8).

При этом в подсчет специального стажа истицы не были включены периоды административных отпусков с оплатой 2/3 – с 15.07.1997г. по 17.08.1997г., с 13.07.1998г. по 31.07.1998г., с 23.07.2001г. по 24.08.2001г., со ссылкой на п.п.4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, а также иные периоды, не оспариваемые истицей.

Однако, по мнению суда, оспариваемые истицей периоды подлежат включению в ее специальный стаж по следующим основаниям.

Как установлено судом, Устиненкова (добрачная фамилия – Бобурова) И.В. имеет среднее специальное образование по специальности – «музыкальное воспитание», ей присвоена квалификация учителя музыки, музыкального воспитателя (л.д.54,61). Кроме того в 2002 году истица получила высшее образование по специальности «дошкольная педагогика и психология», ей присвоена квалификация «преподаватель дошкольной педагогики и психологии» (л.д.62).

Согласно записям трудовой книжки, которая в силу ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Устиненкова И.В. с 16.08.1993г. принята музыкальным руководителем в детский сад №9 (переименованный в МБДОУ детский сад №9 г.Ярцево), где продолжает работать по настоящее время (л.д.10-14,67).

Работа в указанной должности и учреждении предусмотрена Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, и дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно справке работодателя (л.д.84-85), в периоды с 15.07.1997г. по 17.08.1997г., с 13.07.1998г. по 31.07.1998г., с 23.07.2001г. по 24.08.2001г. Устиненкова И.В. на основании приказов работодателя (л.д.37-39) и распоряжений главы администрации Ярцевского района Смоленской области (л.д.34-36) находилась в административных отпусках по причине отсутствия в учреждении работы. При этом за указанные периоды ей производилась оплата труда в размере 2/3 должностного оклада, а с получаемых денежных средств производились соответствующие отчисления, в том числе и по взносам в Пенсионный фонд (л.д.40,41).

Вместе с тем, действующим трудовым законодательством административные отпуска не предусмотрены. Однако истица не могла трудиться в спорные периоды по независящим от нее причинам, то есть вынужденно, поэтому это время считается простоем по вине организации, когда сотрудникам выплачивается не менее 2/3 среднего заработка (ч.1 ст.157 ТК РФ), вследствие чего указанные периоды следует включить в ее специальный стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В силу ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом установлено, что с учетом исчисленного УПФ специального стажа и принятых судом вышеуказанных периодов, специальный стаж истицы на 19.02.2020г. (дату обращения в ПФ) составляет более 25 лет, необходимых для досрочного назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Однако с 01.01.2019г. пенсия педагогам может быть назначена только через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч.1.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ; Информация ПФР "Что нужно знать об изменениях в пенсионной системе").

Вместе с тем, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г., пенсия им может быть назначена за полгода до истечения установленного срока. Возраст педагогического работника для назначения пенсии значения не имеет. Например, школьный учитель, стаж которого во второй половине 2019 года достиг 25 лет, имеет право выйти на пенсию в первой половине 2020 года (при величине ИПК не ниже 18,6) (ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ; Информация ПФР).

Поскольку специальный стаж истицы на 10.09.2019г. составил 25 лет, то она имеет право выйти на досрочную пенсию лишь через полгода, то есть с 10.03.2020г.

Таким образом, досрочная страховая пенсия Устиненковой И.В. должна быть назначена с указанной даты.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче искового заявления истицей была уплачена госпошлина в размере 300 рублей (л.д.2), которая подлежит возмещению ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы Устиненковой Инны Владимировны периоды административных отпусков - с 15.07.1997г. по 17.08.1997г., с 13.07.1998г. по 31.07.1998г., с 23.07.2001г. по 24.08.2001г.,

и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 10 марта 2020 года.

Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области (межрайонного) в пользу Устиненковой Инны Владимировны 300 (триста) рублей в возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий: И.Н. Панина

Решение суда в окончательной форме принято 21 сентября 2020 года